Официальный сайт pharma-24 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Дистанционное обучение: взгляд изнутри

Submitted by Марина Александровна Коротаева on Sat, 31/10/2009 - 07:04

Обычно, когда говорят о системе дистанционного образования, то в большей части имеют ввиду обучение по программам высшего образования, а также по программам повышения квалификации. При этом многие руководители центров предоставляющих возможность повышения квалификации, развертывающие такие системы, часто не представляют себе всех рисков, связанных с получением слушателями качественных знаний по этой форме обучения. Этот вопрос достаточно широко освещался в печати [1-10], поэтому не буду повторяться, тем более, что речь в моей статье пойдет о реализации программ профессиональной переподготовки / повышения квалификации объемом более 72 часов с использованием дистанционных технологий.

В чем же особенность этих программ? Прежде всего, в методике и организации переподготовки / повышения квалификации специалистов уже имеющих высшее/средне специальное образование. Сложность их обучения заключается в том, чтобы в течение короткого временного периода сформировать у них новые знания и умения. При этом предполагается, что необходимые фундаментальные и методологические знания у слушателей уже имеются. Учебный процесс этого вида образования организуется исходя из этих условий и существенно отличается от системы традиционного образования, что связано с возрастом обучаемых (обычно старше 30 лет) и уже имеющимся у них жизненным опытом. Еще большие сложности возникают при использовании дистанционных технологий. Сразу же оговорюсь, что сегодняшний уровень развития информационно – коммуникационных технологий (ИКТ) в России, по моему мнению, не позволяет сформировать умения и навыки у слушателей во многих областях знаний без личного общения с тьютором, даже при сильной мотивации их обучения. Отсюда возникает необходимость включения в учебный план времени непосредственной работы слушателей с подготовленным преподавателем – тьютором.
Другой не менее важный, на мой взгляд, аспект связан с идеей «группового» обучения, когда слушатели могут приобретать знания, обмениваясь между собой информацией по сети ИНТЕРНЕТ. Это особенно важно при организации корпоративного обучения в крупных организациях и органах государственного управления и позволяет использовать телекоммуникационные деловые игры.
Не менее важным остается и аспект, связанный с поиском новых эффективных форм взаимодействия тьютора с обучаемыми в сети ИНТЕРНЕТ. Основная цель таких форм – обучить их сложным умениям.
Надо отметить, что в практике имеется не достаточный, но вполне понятный опыт развертывания эффективных образовательных систем с использованием дистанционных технологий. Это позволяет внедрить, положительно зарекомендованные методики и формы взаимодействия со слушателями посредством сети ИНТЕРНЕТ.
При создании системы следует придерживаться следующих принципов:
1. Открытости.
2. Гарантированного качества обучения.
3. Проблемности обучения.
4. Мотивации обучения.
5. Самостоятельности обучения.
6. Достаточности информационных ресурсов для самостоятельного обучения.
Открытость системы. Система обучения создана на основе технологий, обеспечивающих ее постоянное наращивание и сопровождение преподавательским составом и не требует высокой квалификации для ее сопровождения. Технология рассчитана на "тонкого клиента", т.е. использует стандартные программы для работы в ИНТЕРНЕТ. Это не требует мощных вычислительных систем и проведения специальных инсталляций программного обеспечения..
Гарантированное качество. Содержание учебных материалов и форма их представления, рациональное размещение заданий и возможность обсуждения отдельных вопросов в специализированных форумах, участие в телекоммуникационных деловых играх, проведение аналитических исследований и постоянный контроль за обучением позволяют гарантировать соответствие знаний и умений слушателей заданным требованиям учебных программ. В разделе специальных дисциплин предусмотрено представлено программное обеспечение для использования его слушателями в практической работе.
Проблемность обучения. Для достижения преимуществ разработанной системы преподавательский состав должен обладать способностью проблемного изложения учебного материала на дистанционных лекциях, при проведении форумов и телекоммуникационных деловых игр.
Мотивация обучения. Учебные материалы включают раздел "от автора-составителя", который объясняет почему изучается данный курс, как он может использоваться в будущем и на что необходимо обратить особое внимание. Это один из способов формирования у слушателей мотивации к изучению курса.
Самостоятельность. Объем учебного материала достаточен для самостоятельного освоения программ обучения и представлен в доступной для понимания форме.
Достаточность информационных ресурсов. Учебно-методический материал обладает достаточной полнотой. Но при желании можно пользоваться и вспомогательной литературой, список которой приводится для в каждой изучаемой дисциплины.
По окончании обучения слушатели выполняют итоговую работу или итоговое тестирование и после ее очной защиты получают диплом / сертификат о переподготовке / повышении квалификации по изученному направлению.
Обучение ведется в дистанционной форме с использованием ИНТЕРНЕТ. На начальном этапе предусматривается установочный дистанционный сбор, либо подробная инструкция после изучения которой должно следовать входное тестирование, не позволяющее перейти к обучению. Входное тестирование должно проверять слушателя на:
  • знания об основных проблемах в изучаемых дисциплинах с позиций главной цели обучения слушателей;
  • умения самостоятельной работы в информационных технологиях и ИНТЕРНЕТ;
  • умения добывания информации в ИНТЕРНЕТ;
  • наличие мотивации к самостоятельной работе с учебными и методическими материалами;
  • знания о работе с программным обеспечением образовательного портала и проведению тестирования;
  • умения работы по обмену информацией в форумах;
  • знания методики работы с тьютором в ИНТЕРНЕТ;
  • знание учебного плана прохождения дисциплин и прохождением промежуточных и контрольных испытаний (итогового контроля);
  • ознакомиться со своими правами и обязанностями в период обучения.
После входного тестирования открывается дальнейшее обучение, которое проводится самостоятельно с использованием полученных учебных и методических материалов и информации, размещенной на образовательном портале. В соответствии с учебным планом и графиком прохождения дисциплин слушатель начинает знакомство с курсом. Затем начинается изучение учебных материалов. После освоения каждого раздела проводится самотестирование с фиксированием результатов на образовательном портале.
В определенное время, предусмотренное графиком прохождения дисциплин, проводится форум в ИНТЕРНЕТ по заранее заданной тематике. Во время форума выясняются проблемные вопросы по заданным темам. Критерием оценки за участие является правильность ответов, активность слушателя при проведении форума, убедительность аргументации и реакция на ситуации. Время объявляется на доске объявлений и дополнительно сообщается каждому слушателю по электронной почте. После прохождения дисциплины проводится контрольное итоговое мероприятие путем тестирования. При этом фиксируется время тестирования (оно ограничено) и правильность ответов.
Если в период обучения возникают вопросы по учебному материалу, то слушатель обращается к преподавателю - тьютору по электронной почте, либо на портале и в течение суток получает ответ. Все организационные вопросы решаются с методистом по электронной почте, на портале либо по телефону. Если слушатель, по какой - либо причине не выполнил задание, он обязан лично отчитаться перед тьютором за невыполненную учебную работу.
В последнее время в систему подготовки введены и новые формы интерактивного взаимодействия со слушателями: телекоммуникационные деловые игры и аналитические исследования. Все это позволяет гарантировать качество обучения и решить проблему формирования умений и навыков в подготовке / переподготовке высококвалифицированных специалистов в своей области
 
Литература
1. А.C. Минзов Дистанционное обучение - шаг вперед // Профессионал.-1999.-N4. - С.21-22
2. А.С. Минзов Проблемы обучения с использованием Интернет//Интернет.
3. А.С Минзов Проект о деятельности лаборатории программного обеспечения, и сектора дистанционного образования в СГИ
4. А.С. Минзов Оценка эффективности системы дистанционного обучения
5. А.С. Минзов Концепция индивидуального обучения в телекоммуникационной компьютерной образовательной среде//Дистанционное образование.
6. А.С. Минзов Концепция индивидуального обучения в телекоммуникационной компьютерной образовательной среде
7. А.С.  Минзов Проблемы гармоничного развития системы высшего профессионального образования в регионах России
8. А.С. Минзов Дистанционное обучение - взгляд изнутри
9. А.С. Минзов Оценка эффективности систем дистанционного обучения
10. А.С. Минзов Проблемы контроля качества знаний, умений и навыков в системах дистанционного обучения в России

 


»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн