Официальный сайт mydebut 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Диагностика зрительного восприятия

 

Диагностическое обследование зрительного восприятия у младших дошкольников с ЗПР
Цель обследования - выявление состояния зрительного восприятия у детей с задержкой психического развития 3-4-х летнего возраста.
Каждая методика включает набор однородных или постепенно усложняющихся задач. Учитывается ведущий вид деятельности детей этого возраста – игра. Поэтому все диагностические задания предъявляются в игровой форме.
Данное исследование проводится поэтапно с использованием индивидуального подхода.
 Методики диагностики мы разделили на 4 блока:
1.Диагностика целостного восприятия.
2.Диагностика восприятия цвета.
3.Диагностика восприятия формы.
4.Диагностика восприятия величины.
 Каждый диагностический блок включает в себя следующее задание:
1) задание на умение ребенка воспроизводить целостный образ предмета на основе его отдельных частей;
2) задание на умение ребенка выделять цвет, форму, величину как признак предмета;
3) задание на умение ребенка действовать с учетом цвета, формы, величины предмета;
4) задание на умение ребенка различать и называть данный признак предмета: цвет, форму, величину.
Задание 1. Изучение целостного восприятия
Материал: картинки, состоящие из 4-х частей, разрезанные по горизонтали и вертикали; диагонали.
Цель: способность к воссозданию целого на основе зрительного соотнесения частей.
Инструкция: жестовая, словесная.
Ход проведения: «Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке? Что получится, когда ты сложишь части вместе? Сложи части и посмотри, что нарисовано на картинке».
Задание 2. Изучение восприятия цвета
1 серия. Выбор по образцу
Цель: выявление умения выделять цвет предмета по образцу.
Экспериментальный материал. Два набора по 6 карточек разного цвета: красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный.                 
Организация проведения исследования: перед ребенком выкладывают 2 карточки разного цвета из первого набора (например, синюю и красную), затем показывают карточку второго набора, соответствующую одному из предъявленных цветов (например, красную), и просят дать такую же. Цвет карточки не называется.
Инструкция:  Я даю тебе две карточки разного цвета. У зайчика тоже есть такие карточки. Сейчас он покажет тебе одну из них и попросит, чтобы ты дал ему карточку точно такого же цвета.
Такая работа проводится со всеми 6 образцами в различных сочетаниях. В процессе эксперимента необходимо менять расположение карточек, так как в противном случае может появиться «реакция на сторону» у испытуемых детей. Каждый образец предъявлялся ребенку 2 раза.
2 серия. Действия с предметами с учетом цвета
Цель: выявление умения действовать с предметами с учетом цвета.
Экспериментальный материал: два набора различных по цвету кубиков одинакового размера.
Организация проведения исследования: ребенку предлагают построить башенку из кубиков разного цвета.
Инструкция: Сейчас мы будем строить. Я построю башенку так, чтобы ты не видел, а потом ты догадаешься, как я построил, и построишь точно такую же, как у меня.
Ставится экран, чтобы ребенок не видел действия взрослого, строится башенка из двух кубиков разного цвета. Затем экран убирается, и ребенку предлагают построить такую же башенку из своего набора кубиков.
Задание повторятся, используется кубик каждого цвета 2 раза, только меняется взаимное расположение цветов. Цвет кубиков при обследовании не называется.
Помощь: если ребенок не справляется с заданием, экспериментатор повторяет обследование без экрана.
3 серия. Различие и называние цвета
Цель: выявление умения различать и называть цвет, как признак предмета.
Экспериментальный материал: набор из 6 карточек различного цвета.
Организация проведения исследования: карточки выкладывают в случайном порядке. Ребенка просят показать карточку красного цвета, затем зеленого, синего и т.д. после того как каждый эталон будет использован дважды, ребенок должен назвать цвет карточки, которую показывал экспериментатор.
Задание 3. Изучение восприятия формы
1 серия. Выбор формы по образцу
Цель: выявление умения выделять форму предмета как признак.
Экспериментальный материал: 4 пары картонных геометрических фигур одного цвета (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник).
Организация проведения исследования: ребенку предъявляют по 2 фигуры (круг и квадрат), затем показывают вторую фигуру, соответствующую одной из ранее демонстрированных фигур, и просят дать такую же. Форма геометрической фигуры не называется. Такая же работа проводится со всеми остальными парами предложенных геометрических фигур.
2 серия. Действия с предметами с учетом формы
Методика «Почтовый ящик»
Цель: выявление умения действовать с предметами с учетом формы.
Экспериментальный материал: «почтовый ящик» (прорези разной формы); 8-10 объемных фигур, соответствующих прорезям в «почтовом ящике».
Организация проведения исследования: ребенку показывают коробку и обращают внимание на прорези, рядом лежат объемные фигуры. Ребенку предлагают отпускать «письма» (фигуры) в «почтовый ящик» (коробку форм).
Помощь: в случае затруднения в выполнении заданий взрослый предлагает ребенку примеривать фигуры к прорезям коробки.
3 серия. Различение и называние геометрической фигуры
Цель: выявление умения различать и называть геометрические фигуры.
Экспериментальный материал: 4 пары картонных геометрических фигур одного цвета (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник).
Организация проведения исследования: геометрические фигуры раскладываются в случайном порядке. Ребенка просят показать круг, квадрат и т.д. После того, как каждый эталон будет использован дважды, ребенок должен назвать геометрическую фигуру, которую показывает экспериментатор.
Задание 4. Изучение восприятия величины
1 серия. Выявление уровня практического ориентирования на величину
Цель:Выявление уровня практического ориентирования на величину.
Экспериментальный материал: четырехместная матрешка.
Организация проведения исследования: ребенку дается матрешка и предлагается ее разобрать и собрать.
Помощь: если ребенок затрудняется в выполнении задания, взрослый складывает матрешку методом проб. После показа ребенок сам разбирает и собирает матрешку.
2 серия. Действия с учетом величины предмета
Цель: выявление умения отвлечься от цвета и выделить величину.
 Экспериментальный материал: пирамидка с 4-мя кольцами разного цвета.
Организация проведения исследования: ребенку предъявляется пирамидка и предлагается ее разобрать и собрать.
3 серия. Различение и называние величины предмета как признак
Цель: выявление умения различать и называть величину предмета как признак.
Экспериментальный материал: 2 набора фигур – 5 кругов разной величины диаметром 1,5; 2,5; 3,5; 5,5; 9,5; четыре квадрата со стороной 3, 4, 5, 7 см.; три равнобедренных треугольника с основанием 3,5; 4,5; 5,5; высотой 4, 6, 7,5 см.
Организация проведения исследования: ребенку предъявляют геометрические фигуры в порядке возрастания или убывания их величины. В начале круги, затем треугольники и квадраты.
Ребенка просят показать самый большой (маленький) круг, одинаковые по величине треугольники и т.д. Далее ребенок сам называет величину геометрической фигуры.


Фото пользователя Екатерина Валериевна Колгашкина

На: Диагностика зрительного восприятия


Предложенная методика - комплексная. Удобно оценить сразу все виды зрительного восприятия у детей. Особенно ценно, что предлагаемые детям задания представлны в игровой форме.



Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн