Вы не зарегистрированы

Авторизация



Литературная гостиная «Здравствуй, Пушкин!» (для учащихся 8-9-х классов )

Submitted by Нина Васильевна Зорькина on вс, 08/11/2009 - 19:26
Данные об авторе
Автор(ы): 
Зорькина Нина Васильевна
Место работы, должность: 
гимназия №5,Сочи
Регион: 
Краснодарский край
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Литературное чтение
Целевая аудитория: 
Библиотекарь
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
план мероприятия
Краткое описание ресурса: 
мероприятие, посвященное основным страницам жизни и творчества Александра Сергеевича Пушкина

 

Литературная гостиная для учащихся 8-9-х классов
                  
«Здравствуй, Пушкин!»
                         
Цель:
         Знакомство с основными страницами биографии А.С.Пушкина;
         Приобщение к искусству пушкинского слова;
         Привитие интереса к высокой поэзии.
Оформление: На доске портрет А.С.Пушкина, портреты членов его семьи, портреты лицейских друзей.
Эпиграф: Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет!
Н.Доризо
Ведущий: «Здравствуй, Пушкин! 
                  Просто страшно это -
Словно дверь в чужую жизнь открыть,
Мне с тобой, поэтом всех поэтов,
Бедными стихами говорить!» - так начинает своё стихотворение о бессмертии великого русского поэта А.С.Пушкина Ярослав Смеляков. И его трепет перед величием таланта Пушкина вполне объясним.
Нет ни одного уголка в нашей стране, где бы не звучало имя Пушкина, где бы не знали и не читали его великолепные произведения.
И мы сегодня совершим небольшую экскурсию в страну Поэзии, окунёмся в жизнь эпохи 19 века, остановимся на некоторых вехах жизни и творчества А.С.Пушкина.
Ведущий: В 1834 году Пушкин писал своей жене: «Видел я трёх царей, первый велел снять с меня картуз и пожурил за меня мою няньку, второй меня не жаловал, третий, хоть и упёк меня в камер-пажи под старость лет, но променять его на четвёртого не желаю... Не дай Бог ему (сыну Сашке) идти по моим следам: писать стихи, да ссориться с царями!» Так поэт даёт в самом сжатом виде основную характеристику своей жизни: художественное творчество и поэтические выпады против царей.
Ведущий: В семье Пушкина любили и ценили литературу. Библиотека Пушкиных была особенно богата книгами на французском языке. Саша зачитывался этими книгами.
Лев Пушкин так вспоминал впоследствии о своём брате: «Ребёнок проводил бессонные ночи и тайком в кабинете отца пожирал книги одну за другою. Пушкин был одарён памятью неимоверною и на одиннадцатом году знал наизусть всю французскую литературу».
В 1811 году в Царском Селе открылось новое учебное заведение для детей знатных фамилий. Пользуясь связями, дядя Пушкина, Василий Львович Пушкин, добивается того, что его племянника допускают к экзаменам, которые тот с честью и выдерживает. Ведущий:   В лицее Пушкин сдружился на всю жизнь с Пущиным, Кюхельбекером, будущими декабристами, и с поэтом Дельвигом. Лицейские годы были самыми прекрасными в его жизни. Уже здесь начинает раскрываться его могучий талант.
Пушкин! Он и в лесах не укроется:
Лира выдаст его громким пением… -
так писал в 1815 году Антон Дельвиг. Ещё в лицее на публичном экзамене в 1815 году старейшим русским поэтом Державиным было предсказано величайшее поэтическое будущее Пушкину. Пушкин не раз вспоминает в своих стихах Лицей, лицейских товарищей.
Чтение отрывка из стихотворения «19 октября 1825г.»
 
 
 
Ведущий: На старших курсах Пушкин свёл близкое знакомство с офицерами гусарского полка, стоявшего в то время в Царском Селе. Наиболее выдающейся фигурой среди новых друзей был действительно замечательный человек - Пётр Яковлевич Чаадаев, глубоко образованный и оригинальный мыслитель.
Много лет спустя взгляды Пушкина и Чаадаева сильно разойдутся, но в ту пору Чаадаев имел на Пушкина исключительно сильное и благотворное влияние.
О близости их между собою можно судить по обращенным к Чаадаеву стихотворным посланиям Пушкина.
Чтение стихотворения «К Чаадаеву» (1818 г.)
Ведущий: В лицее начал Пушкин свою поэтическую эпопею, поэму - сказку «Руслан и Людмила». В этой поэме «русский дух» так широко разлит по всей поэме, как русский воздух омывает наши родные просторы. В день окончания поэмы Жуковский В.А., его учитель, подарил Пушкину портрет с такой выразительной надписью: «Победителю-ученику от побеждённого учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму «Руслан и Людмила», 1820-й, марта 26, великая пятница».
А через 10 лет он повторяет то же самое в письме к императору Николаю: «Как писатель я был учеником Карамзина; те, кои начали писать после меня, называли себя моими учениками, и между ними Пушкин по таланту и искусству превзошёл своего учителя».
Чтение «Вступления» к поэме «Руслан и Людмила».
Ведущий: В 20-е годы Пушкин А.С. полон творческой энергии, аполитичных настроений. Своих «вольных» настроений он не только не скрывал, но заявлял о них подчёркнуто вызывающе. Впрочем, он «распускал язычок» ещё в лицее. Однажды у кого-то в Царском Селе сорвался с цепи медвежонок и убежал в сад, где в тёмной аллее мог встретиться с царём, и неизвестно чем эта встреча кончилась бы, если бы медвежонка не убили.
Пущин, передавая этот эпизод, записал, как Пушкин сказал: «Нашёлся один человек, да и тот медведь!» Пущин понимал, что Пушкин одобрил бы человека, разорвавшего свои цепи, чтобы встретиться в потёмках наедине с царём. Да вот беда: человека-то такого ещё нет!
Ещё Пущин вспоминал, как однажды в театре Пушкин говорил во всеуслышание: «Теперь самое безопасное время - по Неве лёд идёт!» И здесь всё было понятно, это значило: нечего бояться, что тебя схватят и кинут в казематы крепости, туда не проберёшься.
Такое демонстративное поведение Пушкина, вместе с колкими и , разумеется, раздражавшими власть имущих и самого Александра Первого эпиграммами, подготовляло почву к его высылке из столицы.
Чтение эпиграммы «На Александра Первого»
Ведущий: Такова была обстановка, предшествовавшая высылке Пушкина в Екатеринославль.
В южной ссылке, которая длилась с 1820 по 1824гг, началась новая полоса в жизни поэта. Пушкина хотели наказать, лишив его благ столичного бытия. А он сумел, вопреки злому умыслу врагов, обратить себе на пользу пребывание на юге: он увидел жизнь такой, какая она есть. Здесь впервые он оказался лицом к лицу с огромной, доселе ему почти неизвестной Россией. Это здесь он пишет свои замечательные поэмы «Кавказский пленник», «Братья- разбойники» и др.
 
 
 
 
Вскоре Пушкин переехал в Кишинев, куда был переведён генерал Инзов, под начало которого был выслан поэт. Инзов поселил Пушкина в нижнем этаже дома с решетчатыми окнами, выходившими в сад. Инзов любил работать в своём винограднике, у него было множество птиц, между ними - молодой орёл с перебитым крылом, которого Пушкин мог наблюдать под своим окном. Здесь же, в Кишинёве, Пушкин навещал в тюрьме и настоящего узника. Эти обстоятельства и навеяли на поэта мысли, отразившиеся в его известном стихотворении «Узник».
Чтение стихотворения «Узник».
Ведущий: Друзья добиваются перевода Пушкина в Одессу под начало блестящего начальника Воронцова, обещавшего взять Пушкина под своё покровительство. Но скоро поэт почувствовал идейное удушье. С Воронцовым отношения каждый день обострялись. Вот что писал Пушкин о нем в письме к А.И.Тургеневу: «Не странно ли, что я поладил с Инзовым, а не мог ужиться с Воронцовым; дело в том, что он начал обходиться со мною с непристойным неуважением... Воронцов - вандал, придворный хам и мелкий эгоист. Он видел во мне коллежского секретаря, а я, признаюсь, думаю о себе что-то другое».
В свою очередь, Воронцов так писал одному из своих приятелей: «С Пушкиным я говорю не более четырёх слов в две недели. Я не люблю его манер и не такой уж поклонник его таланта». Никакого мирного исхода в отношениях между Воронцовым и Пушкиным, конечно, не могло быть: у графа была большая власть, но и поэт был по- своему вооружён. Наиболее злой вариант одной из его эпиграмм на Воронцова гласит:
Полу-милорд, полу-купец,
Полу-мудрец, полу-невежда,
Полу-подлец, но есть надежда,
Что станет полным наконец.
Ведущий: Развязка этой напряжённой ситуации не заставила себя долго ждать: Пушкин был выслан из Одессы. Постановление высшей власти гласило: «Император думает, что в этом случае нельзя ограничиться только его отставкою, но находит необходимым удалить его в имение родителей, в Псковскую губернию, под надзор местного начальства...»
31 июля 1824 года Пушкин покинул Одессу. Путь его лежал в имение Михайловское. Но ещё долго звенел в ушах у него шум морского прибоя - стихии, которая стала ему родной и близкой за время южной ссылки.
Чтение стихотворения «К морю».
Ведущий: В Михайловском Пушкин жил вдвоём с няней Ариной Родионовной,
которая, как могла, скрашивала жизнь поэта. «Знаешь ли ты мои занятия? - писал Пушкин брату Льву, - до обеда пишу записки, обедаю поздно, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма». В другом письме он пишет: «... слушаю сказки моей няни, оригинала няни Татьяны... Она единственная моя подруга - и с нею только мне не скучно».
Чтение стихотворения «Няне».
Прослушивание романса «Зимний вечер».
 
 
 
 
 
 
Ведущий: Рядом с Михайловским находилось имение Прасковьи Александровны Осиповой - Тригорское. С семьёй Осиповой у Пушкина сложились самые простые и дружеские отношения. В середине лета 1825 года в Тригорское приехала племянница Осиповой А.П.Керн. Это была настоящая красавица, с которой Пушкин встречался ещё в Петербурге и которая тогда, в юные годы, пленила его. Это давнее чувство вспыхнуло в поэте с новою силой и получило своё выражение в известном стихотворении, которое звучит как гимн любви.
Чтение стихотворения «Я помню чудное мгновенье...»
Вряд ли во всей мировой литературе есть другое такое стихотворение, которое настолько сочетало бы пламенность чувства с предельной его чистотой.
Ведущий: В своём деревенском одиночестве Пушкин не прерывал связи с внешним миром. Переписка его за 2 года пребывания в Михайловском особенно обширна и интересна; его посещали друзья: лицейские товарищи Пущин и Дельвиг, «буйный» Языков, приезжавший, правда, в Тригорское, но близко подружившийся и с Пушкиным и с его няней.
Особенно большое место в жизни Пушкина заняла встреча с Пущиным, который навестил его в деревенской глуши. Встреча была коротка, но исполнена такого молодого подъёма, который волнует по сей день.
Пущин вспоминал: «Я оглядываюсь: вижу на крыльце Пушкина, босиком, в одной рубашке, с поднятыми руками. Не нужно говорить, что тогда во мне происходило. Выскакиваю из саней, беру его в охапку и тащу его в комнату... Смотрим друг на друга, целуемся, молчим. Наконец мы очнулись. Прибежавшая старуха ... не знаю, за кого приняла меня, только ничего не спрашивая, бросилась обнимать. Я тотчас догадался, что это добрая его няня, столько раз им воспетая, - чуть не задушил её в объятиях». Это была последняя их встреча.
Чтение стихотворения «И.И.Пущину».
Ведущий: 14 декабря 1825 года произошло военное восстание, целью которого было свержение или ограничение самодержавной царской власти. Восстание было организовано неудачно и потерпело поражение. Но «гром пушек на Сенатской площади разбудил целое поколение». Пушкин был потрясён приговором декабристам. Пять вождей были повешены. Пущину предстояло 20 лет каторги.
Когда при встрече царь спросил: «Пушкин, что бы ты делал 14 декабря 1825 года, если бы был в Петербурге?»- Пушкин ответил: «Все друзья мои были в заговоре, и я не мог бы не участвовать в нём». Гибель своих товарищей и собственное случайное спасение Пушкин, с присущей ему сжатою силой и яркостью, дал полтора года спустя в стихотворении «Арион», названном так по имени мифического героя - певца, спасённого дельфином.
Чтение стихотворений «Арион».
Пушкин не принадлежал к тайным организациям декабристов. И всё же он был провозвестником передовых идей своего времени. Любя жизнь и свой народ, Пушкин писал: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать...»
Чтение стихотворения «Элегия»
 
 
 
 
Ведущий: Именно в этот период Пушкиным владеет жажда семейного счастья, желание любить и быть любимым. В декабре 1828 года он встречает Наталью Николаевну Гончарову, первую красавицу России, которая в феврале 1831 года стала его женой и музой. «Яженат и счастлив, одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменилось -лучшего не дождусь», - писал он Плетнёву вскоре после свадьбы.
Звучит музыка Свиридова к повести «Метель». Чтение стихотворения «Мадонна».
«Жена моя прелесть, и чем долее я с ней живу, тем более люблю это милое, чистое, доброе создание. Семейство моё умножается, растёт, шумит около меня. Теперь, кажется, и на жизнь нечего роптать и смерти нечего бояться»,- так напишет Пушкин спустя 5 лет.
Ведущий: Но в то же время, как бы предчувствуя близкую кончину, в 1836 году поэт пишет своё итоговое стихотворение «Памятник». Это стихотворение утверждает посмертную жизнь его «лиры», в которую он вдохнул всю свою душу, весь свой гений.
Чтение стихотворения «Памятник».
Дельвиг однажды сказал о стихах Пушкина, что его стихи - это даже и « не стихи, а музыка: это пение райской птички, которое слушая, не увидишь, как пройдёт тысяча лет... Подобных цветов мороз не тронет».
Долго травил высший свет Пушкина, пока не добился своего: 27 января 1837 года рукой царского наёмника Дантеса на дуэли Пушкин был смертельно ранен. Через 2 дня Пушкина не стало...
Ведущий: Нет, Пушкин есть, он жив, жива его поэзия! Пушкин жив для нас как великий национальный поэт, как пламенный патриот своей страны, поэт - гражданин, чьи светлые песни подобны лучам утреннего солнца, освещающего необъятные просторы нашей Родины, дающего Веру и Надежду...
                    
 Устав от суеты мирской,  
 В благом молчанье одиноком,
Мой Пушкин, каждою строкой  
Я говорю с тобой, как с Богом.   
И повторяю вновь и вновь,-   
Твой пламень сердце не остудит.
Тебя, как первую любовь,   
России сердце не забудет!           
     (Н. Доризо)                
 
Составитель: Зорькина Нина Васильевна,
учитель высшей категории МОУ гимназии №5
г. Сочи Краснодарского края.