Вы не зарегистрированы

Авторизация



Воздух. Свойства воздуха.

Фото пользователя Светлана Александровна Русакова
Submitted by Светлана Александровна Русакова on Sat, 05/12/2009 - 17:34
Данные об авторе
Автор(ы): 
Русакова Светлана Александровна
Место работы, должность: 
МОУ Дедовичская средняя общеобразовательная школа № 1 учитель начальных классов
Регион: 
Псковская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
2 класс
Класс(ы): 
3 класс
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Цель урока: 
Образовательные: 1. Дать представление о воздухе. 2. Познакомить с некоторыми свойствами воздуха, значением воздуха для всего живого планеты и его охраны. 3. Расширить представление об использовании воздуха. Развивающие: 1. Учить наблюдать, делать выводы, обобщать. Воспитательные: 1.Воспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
12
Используемые учебники и учебные пособия: 

Плешаков А. А.  Мир вокруг нас, 2 класс. - М.: Просвещение, 2007

 Плешаков А. А. Рабочая тетрадь  «Мир вокруг нас». - М.: Просвещение, 2007

Используемая методическая литература: 

1. Казлова О. В., Сбоева Н. А. Поурочные разработки по курсу окружающий мир. - М.: Вако, 2004

2. Клепинина З. А. , Чистова Л. П. Уроки природоведения во 2 классе: Пособие для учителя трехлетней начальной школы. - М.: Просвещение, 1988

3. Леокум А. Детская энциклопедия "Скажи мне почему?.- М.: Мол. гвардия, 1992

Используемое оборудование: 
  • гость – Воздушный Шарик
  • корзинка
  • таблицы ( количеству учащихся )
  • стаканы ( количеству учащихся )
  • вода ( количеству учащихся )
    • соломинки для воды ( количеству учащихся )
    • мячик
    • веер ( количеству учащихся )
    • свеча
    • палочка с фольгой
    • глобус
    • дезодорант ( духи )
    • красные и зеленые карандаши ( количеству учащихся )
    • воздушные шары с оценкой ( количеству учащихся )
    • презентация урока

      * мультимедийная установка ( компьютер, проектор, экран)

Используемые ЦОР: 

http://www.google.ru - картинки к презентации урока

Краткое описание: 
Урок с применением ИКТ по окружающему миру во 2 классе знакомит учащихся с одним из богатств природы - воздушным океаном; опытным путем учащиеся знакомятся со свойствами воздуха; размышляют от чего воздух может загрязняться и как еого охранять.

I.                   Организационный момент.

Прозвенел долгожданный звонок.

Незнайка снова  с нетерпением встречи с вами ждет.

Вопросы интересные приготовил он для вас.

Чтобы дружно работал весь второй класс.

Он желает вам  удачи!

Все: За работу, в добрый час!

 

II.                Введение в тему урока.

Ребята, Незнайка хочет спросить у вас: «Ответы на трудные вопросы интереснее искать одному или с друзьями?

( с друзьями )

Он с вами полностью согласен.

  • звучит 1 куплет песни В. Шаинского «Когда мои друзья со мной».

Ребята, угадайте, кого из своих друзей пригласил Незнайка с собой на урок?

Он будет главным героем нашего урока.

Круглый, гладкий, как арбуз.

Цвет любой на разный вкус.

Коль упустишь с поводка – Улетит за облака.

( ответы )

 

Знакомьтесь – это Воздушный Шарик.

А, если вы отгадаете, что спрятано у шарика внутри – откроется тема сегодняшнего урока.

Перед вами картинки, на которых изображены предметы, относящиеся к природе и созданные руками человека. Зачеркните предметы, созданные руками человека

( виноград, дом, облако, мяч, звезда, дерево, шоколадка, улитка, хомяк ).

На какие группы можно разделить оставшиеся предметы?

( живой и неживой природы )

 Какие предметы относятся к живой природе? К неживой природе?

По первым буквам в названиях оставшихся предметов составьте слово.

Какое слово получилось?

( воздух )

К какой природе относится воздух?

 

III.             Сообщение темы и целей урока.

Сегодня Незнайке и его другу Воздушному Шарику мы откроем секреты воздуха.

* карточка: «Воздух»

Слово “воздух” происходит от слова “вдыхать”.

Воздух – это то, чем мы дышим.

* учитель проходит по классу с корзиночкой

Положите в эту корзинку свои знания о воздухе.

А что бы вы еще хотели узнать о воздухе?

( ответы детей )

Сегодня я постараюсь ответить на ваши вопросы, а еще вы узнаете:

  1. Что такое воздух.
  2. Какими свойствами обладает воздух?
  3. Как человек использует воздух?
  4. Нужно ли воздух охранять?

 

IV.              Изучение нового материала.

Посмотрите, что у меня в руках?
     ( Глобус)
 Какого цвета больше на глобусе?
     ( Голубого)
Что обозначено голубым цветом?
     ( Вода)

Если посмотреть на нашу планету из космоса, то увидим, что на земле больше воды, чем суши.

 4 огромных океана омывают нашу сушу.
Кроме  Атлантического, Тихого, Индийского, Северного Ледовитого океанов, есть на  свете, еще один океан –  самый большой из всех.

 

И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, автобусы и машины день и ночь «купаются» в этом океане.
Океан этот не соленый, не пресный и к тому же без берегов и воды.
Словно огромные серебряные рыбы, проплывают по  его  просторам  самолеты.
Как вы  думаете,  о каком океане идет речь?
Не догадались?
Есть еще одна подсказка.

Он – прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Он в лесу – густой, душистый,

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает тёплым,

Веет холодом зимой,

Когда иней красит стекла

И лежит на них каймой,

Мы о нём не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим!

 

Что же это за невидимый океан, без которого мы не можем обойтись?

Речь шла о воздушном океане.

Воздух, окружающий нашу Землю – это ее удивительная  «рубашка». В такой «рубашке» наша планета не перегревается от солнца.

Воздух, окружающий нашу Землю, выполняет очень важную работу – следит за климатом на нашей планете. Чтобы за осенью наступала зима, а за зимой весна и лето.

Как только не называют воздух: воздушная оболочка, воздушный океан,

атмосфера.

 

* карточка: атмосфера

 

Как вы думаете, из чего состоит воздух?

Воздух – это смесь газов. Азота в воздухе больше всего, кислорода поменьше, а углекислого газа – совсем мало.

Как выдумаете, какой из газов в воздухе самый важный?

 

Вдохните воздух и выдохните. Мы вдыхаем воздух, в котором есть кислород, а выдыхаем воздух без кислорода. В нем становится больше углекислого газа, который не пригоден для дыхания.

 

V.  Опыты.  Исследование свойств воздуха.

Ребята, а вы верите мне, что воздух находится вокруг нас повсюду?

Есть ли он вообще? Может, его придумали?

Докажем это? Ведь, кто ищет, тот всегда найдет ответ даже на самый трудный вопрос!

 

1. В классе мы видим доску, парту, стены, за окном – дома, деревья, облака. А можем ли мы видеть воздух? 

 

Опыт (учащиеся)

Возьмите соломинку и опустите ее в стакан с водой. Слегка подуйте в соломинку.

Что появилось?

Появятся пузырьки воздуха.

 Вывод: При помощи зрения воздух всё же можно обнаружить в некоторых случаях.       

Посмотрите на комнатные растения.
Какого они цвета?
А  классная доска?
А как вы думаете, какого цвета воздух?
Открываем первое свойство воздуха: воздух невидимый и бесцветный.

 

А вот толстый слой воздуха имеет цвет. Посмотрите в окно.
Что вы видите вверху?

( Небо)
Мы привыкли называть воздушный океан – небом.
Голубое небо – это толстый слой воздуха, освещенный солнцем. Если бы Земля не была окружена воздухом, мы видели бы на черном небе огненный диск Солнца.

Воздушный океан очень важен для жизни. Потому что воздухом дышат люди, звери, птицы и растения – все живое на Земле.
Может ли жить человек без воздуха?

Закройте ладошками рот и нос.
Вдохните глубоко воздух и посчитайте, кто сколько может без воздуха.
Какое было желание?

( Открыть нос).
Страшно даже подумать, что будет, если воздух вдруг исчезнет. Без воздуха мы просто погибнем.

2. А сейчас вдохните глубоко, что вы почувствовали?

(Ничего).

Пахнет чем-нибудь воздух?
Закройте глаза.

А сейчас?

( Запах духов).
Запах, мы ощущаем, когда частицы вещества попадают к нам в нос.

Где вы чувствуете сильные запахи?
 ( В столовой, парикмахерской, аптеке и т.д.)
Значит, какой вывод?
(Чистый воздух запаха не имеет).

 

3. Можно ли попробовать воздух на вкус? Лизните его.

Какое свойства воздуха мы откроем?

 

( воздух не имеет вкуса )

4. Возьмите в руки учебник. Какой он формы? А теперь попробуйте взять в руки воздух. Получилось?

Имеет ли воздух форму?

( нет )

А теперь я прошу вас заполнить таблицу. Что вы узнали из наших исследований о воздухе?

Соедините стрелкой слова левого столбика со словами правого столбика:

 

Цвет воздуха

 

                     бесцветный

голубой

душистый

без запаха

круглый

нет формы

газ

жидкий

Запах воздуха

 

Форма воздуха

 

Состояние воздуха

 

* один ученик работает у интерактивной доски

 

- ОБОБЩИМ НАШИ ЗНАНИЯ О ВОЗДУХЕ. (ПО ТАБЛИЦЕ)

Воздух находится  вокруг нас, но мы его не замечаем, потому что…

ФИЗМИНУТКА.

Вы, наверное, устали?

Воздух поможет вам отдохнуть.

Упр.   « Цветочная поляна».
А теперь расслабьтесь, представьте, что вы оказались на лесной полянке, вокруг прекрасные цветы. Сорвите цветок, который вам понравился больше всех. Понюхайте его.

Какое слово выразит его душистый аромат?

Сделайте глубокий вздох и скажите ( АХ! )

 

V.                 Использование свойств воздуха человеком.

 

Продолжим изучать свойства воздуха и узнаем, какие из них использует человек.

1. Опыт ( учащиеся )

Ой, Незнайка и Воздушный шарик хотят спеть вам, ребята, еще одну песенку. Послушаем о чем она? Может быть, она по теме урока?

 

    • звучит 1 куплет песни «А, ну-ка, песню нам пропой веселый ветер».

 О чем эта песня? А как ветер связан с воздухом?

Давайте вспомним, что мы знаем о ветре?

 

    • рассказ подготовленного ученика о ветре:

Земля  в разных местах по-разному нагревается солнцем. От земли нагревается и воздух.

Теплый воздух легче холодного.

Теплый воздух поднимается вверх. А холодный воздух опускается на его место. Вот и возникает ветер. Значит ветер – это движение воздуха.

Помашите веером около лица. Что вы чувствуете? Мы ощущаем легкий ветерок.

Значит воздух – движется.

 

* карточка: воздух движется

 

Воздух заставляет двигаться и крутиться предметы, образует волны, поднимает пыль.

Подумайте, как человек заставляет ветер помогать себе?

( Ответы детей).

Человек строит ветряные мельницы, ветряные электростанции. Ветер надувает паруса кораблей.

 

2. Опыт ( ученик )

 Ударь мячом об пол. Воздух в мячике сжимается. Но так как воздух упруг, он стремится расшириться, и мяч с силой отскакивает от пола.

Вывод: Воздух сжимаем и упруг.

 

* карточка: воздух сжимаем и упруг

 

Это свойство воздуха широко используется.

Соедините линиями: кто использует - как использует:

 

Пожарные                      тормоза

Маляры                          сильная струя воды

Водители                       разбрызгивают краску

 

3. Опыт ( учитель )

Подойдите ко мне и посмотрите опыт, доказывающий, что теплый воздух поднимается вверх.

( Теплый воздух, поднимаясь вверх, приводит в движение

спираль ).

 

Доказали, что теплый воздух поднимается вверх?

 

*  карточка: теплый воздух поднимается вверх

 

Это свойство воздуха вы можете увидеть и дома, когда теплый воздух из печной трубы поднимается вверх.

Люди заметили это свойство воздуха и решили использовать его для подъема вверх различных предметов. Так придумали воздушный шар.

Он двигался туда, куда дул ветер. Вскоре  ученые создали воздушный шар, который был оснащен рулем, им можно было управлять. Такой воздушный шар назвали аэростат.

 

* карточка: аэростат

 

Почему звери к зиме надевают тёплые пушистые шубки?

( ответы )

В пушистых шубках между ворсинками больше воздуха, который сохраняет тепло.

Почему звери и птицы в сильный холод прячутся в снег?

( ответы )

Хоть снег и холодный, но между снежинками есть воздух. Этот воздух и защищает животных от холода.

Значит, воздух обладает ещё одним полезным свойством – сохранять тепло.

Поэтому в домах делают двойные рамы.

 

* карточка: сохраняет тепло

 

Итак, повторим, какие свойства воздуха использует человек:

    • воздух сжимаем и упруг
    • воздух движется
    • горячий воздух поднимается вверх
    • воздух сохранят тепло

 

VI.  Охрана воздуха.

Ребята, людям и животным, заводам и машинам  - всем нужен воздух. Почему же на земле его не становится меньше?

( ответы )

Потому что на Земле есть зеленые растения. Человек дышит кислородом, а выдыхает углекислый газ. А растения как бы дышат углекислым газом, а выдыхают кислород, который необходим людям и животным.

Ребята, а от чего воздух может загрязняться?

( ответы )

Задание: тетрадь А. Плешаков «Мир вокруг нас», стр. 17, № 2 .

Отметьте красным карандашом то, что загрязняет воздух, зеленым – то, что не загрязняет.

Расскажите, от чего загрязняется воздух?

( ответы )

 

 

В городах строится много заводов. Из их труб в воздух поднимается дым, в котором много пыли ядовитых веществ, вредных для здоровья всех живых существ.

Выхлопные газы автомашин так же загрязняют воздух.

Что же делаю люди, чтобы воздух был чистым?

( ответы )

На заводах работают установки, которые улавливают пыль и ядовитые газы. Ученые разрабатывают новые машины, которые не будут загрязнять воздух..

А главным очистителем воздуха являются зеленые насаждения. Вот почему так легко дышится в лесу.

Один только тополь выделяет кислорода столько, сколько 3 липы, 7 елей, 4 осины.

 

VII.           Итог урока.

 

Наш урок подходит к концу. Мы закончили исследовать воздух.

Давайте спросим у Незнайки, что он запомнил о воздухе?

Я буду задавать Незнайке вопросы, он будет отвечать, а вы, ребята, будите проверять правильность его ответов.

  1. Незнайка, какие свойства воздуха ты запомнил?

( воздух голубой, душистый и жидкий).

  1. Какой газ в воздухе самый важный?

( углекислый газ ).

  1. Как люди научились использовать воздух?

( я не запомнил ).

  1. Что нужно делать, чтобы воздуха на земле не стало меньше?

( нет – машинам, да – велосипеду ).

 

Молодцы, ребята. Дружная работа на уроке помогла вам узнать много интересного о воздухе.

Давайте же стараться жить так, чтобы на нашей планете - Земле всегда цвели цветы и пели птицы!

 

* дети читают стихотворение

Г. Маршанова

Береги свою планету!

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Здесь в траве живет беспечно
Стрекотун-певун кузнечик,
Юный ветер, хулиган,
Щекочет старый океан,
Грациозные дельфины
Вальс танцуют и поют,
В общем, счастливо живут.
Здесь лишь утро золотое,
Воздух нежно-голубой,
Дышится легко и вволю.
Забываем мы порой –
Воздух дан в аренду нам,
Он один на всех землян.
Чтобы жизнь торжествовала,
Охранять нам воздух надо.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!

А теперь откройте дневники для домашнего задания.

 

Домашнее задание ( дифференцированное ):

Слабые: оформить сообщение с рисунками о воздухе

Сильные: рисунок «Охрана воздуха»

 

VIII.        Рефлексия.

На память о уроке Незнайка и его друг Воздушный Шарик дарят вам частичку воздуха с оценкой, которую вы сегодня заработали на уроке.

Если вы согласны с оценкой. Похлопайте в ладоши!

Спасибо за урок! До новых встреч!

 

Прикрепленный файлSize
Презентация1.ppt7.61 MB