Видео смотреть бесплатно

Смотреть русский видео

Официальный сайт aksakal 24/7/365

Смотреть видео бесплатно

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



модуль 3 «Организация профилактической работы»

Ответов - 39
Ольга Александровна Гудзь
Фото пользователя Ольга Александровна Гудзь
На сайте с: 09/02/2009
Баллы: 1210
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 9 часов 37 мин. назад.

 Уважаемые коллеги!  В этом модуле мы будем  работать над созданием системы  работы по профилактике и коррекции школьной дезадаптации. Вносите свои предложения, обсуждайте поступившие предложения, высказывайте свое мнение.

Я предлагаю вашему вниманию теоретический материал и дополнительную информацию в прикрепленных файлах, а также даю ссылки на мои собственные разработки занятий с детьми и педагогами

 Психологический час - тренинг коммуникативности "Вместе! Дружно!"

психологический семинар "Общение"      

  Психологический час "Космос моего отряда"

http://www.nashdom59.ru.gg/   

Это ссылка на сайт нашей школы-интерната, где весь коллектив делает все возможное для лучшей адаптации учеников и педагогов к условиям школы. Посмотрите, напишите свои отзывы. Я являюсь редактором нашего сайта.

 

Лекция.   
 
         Организация профилактической и коррекционной работы
 
Организация обучения в "адаптивной школе". Организация педагогического процесса в "адаптивной школе" имеет ряд качественных отличий от организации педагогического процесса в типовой модели.
В основе "адаптивной школы" находится личностно-ориентированная парадигма, и, по мнению ряда авторов, "адаптивная школа" является школой сохранения здоровья.
Н.А. Заруба следующим образом характеризует организацию педагогического процесса по модели "адаптивная школа" ]. В основе модели адаптивной школы лежит принцип "природосообразности", в соответствии с этим логика образовательного процесса выстраивается "от ребенка к программам". Основные характеристики организации педагогического процесса в "адаптивной школе" следующие:
1. В данной школе созданы условия для обучения всех детей без исключения, вне зависимости от способностей, склонностей, индивидуальных и социальных различий. При приеме в школу не проводится селективная диагностика, принимаются все дети по участковому принципу.
2. Дифференциация образования осуществляется за счет выбора возможных программ обучения: коррекционно-развивающие программы, типовые общеобразовательные программы, программы Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, а также за счет профильного обучения в старших классах.
3. У ребенка есть возможность "мягкой миграции" в рамках школы в поисках классного коллектива, где ребенок чувствовал бы себя наиболее комфортно.
4. Педагогический процесс построен таким образом, чтобы максимально индивидуализировать процесс обучения ребенка – занятия организованы с учетом возрастных особенностей, на основе результатов мониторинга психологического и физиологического состояния детей и подростков, что способствует снижению перегрузок учащихся, и как следствие, снижает риск развития школьной дезадаптации.
Спецификой организации педагогического процесса не исчерпывается описание модели "адаптивная школа". Нормализация процесса адаптации на всех этапах обучения достигается за счет единства принципов организации образовательного процесса и медико-психологического сопровождения детей в обучении.
Медико-психологическое сопровождение обучения.
Медико-психологическое сопровождение образовательного процесса представляет собой замкнутый технологический цикл, состоящий из трех основных этапов.
Первый этап: донозологическая диагностика.
Поэтапная комплексная диагностика проводится на каждом этапе обучения ребенка и на каждом этапе преследует соответствующие цели:
- с первого по четвертый класс – диагностика уровня психического развития и школьной адаптации;
- пятые – шестые классы – диагностика уровня адаптации к условиям среднего звена обучения;
- седьмые – восьмые классы – диагностика особенностей полоролевого поведения, выявление склонностей к направленности профильного обучения;
- девятый класс – диагностика профессионального самоопределения;
- десятый – одиннадцатый классы – диагностика уровня профессионального самоопределения.
Комплексная диагностика основана на совместной деятельности специалистов разного профиля: психологов, физиологов, врачей.
Второй этап: оптимизация учебного процесса, коррекция дезадаптивных проявлений.
На данном этапе можно выделить два основных направления: психологическое и медицинское. При этом данные направления работы взаимосвязаны и объединены единым целеполаганием.
Работа в рамках психологического направления осуществляется школьным психологом и психотерапевтом и включает в себя широкий круг методов и приемов психологического воздействия. Проводятся групповые и индивидуальные занятия, характер и специфика которых зависит от состояния ребенка, особенностей нарушений психического развития. Психотерапевтическая работа направлена на коррекцию состояний психоэмоционального напряжения – цветотерапия, музыкотерапия, аутотренинг, методы игровой психологической разгрузки и др.
Медицинское направление обеспечивается работой процедурного и стоматологического кабинетов, фитобара, профилактория.
Третий этап: контроль результативности и дальнейшее сопровождение образовательного процесса.
Данный технологический этап разворачивается в шести основных направлениях работы.
1. Образовательный процесс – контроль успеваемости, социально-психологической адаптации, мониторинг состояния детей.
2. Воспитательный процесс – контроль общей воспитанности ребенка, формирование культуры здоровья.
3. Психологическая работа и валеологическая работа – отслеживание процесса адаптации, психокоррекционная и развивающая работа.
4. Работа с родителями – консультации для родителей, рекомендации по повышению уровня здоровья детей.
5. Медицинская работа – клиническое обследование, лечение, профилактика.
6. Профориентационная работа – профессиональная консультация.
Таким образом, сочетание организации педагогического процесса по модели "адаптивная школа" и медико-психологическое сопровождение образования, по мнению ряда авторов, создают условия для предупреждения школьной дезадаптации. Проверке данного положения в конкретном образовательном учреждении служит следующий этап нашего исследования.
 
Коррекция отклоняющегося  поведения предполагает в первую очередь выявление неблагополучия в системе отношений ребенка, подростка как со взрослыми так и сверстниками, и «лечение» социальной ситуации, то есть коррекцию педагогических позиций учителей, родителей, разрешение острых и вяло текущих конфликтов, неблагоприятно сказывающихся на социальном развитии подростка. Чрезвычайно важным представляется также анализ социометрического статуса подростка в коллективе класса, в среде сверстников, определение места, которое он занимает в.системе межличностных отношений, выявление того, насколько оправдываются его престижные ожидания, имеет ли место психологическая изоляция, и если таковая имеется, определение ее корней и причин, а также возможных путей преодоления.
В программе коррекционных мероприятий особое место занимает консультирование родителей, педагогов, позволяющее взрослым лучше понять половозрастные и индивидуально-психологические особенности детей и подростков, подвергнуть критическому самоанализу свои педагогические действия. При этом важно помнить, что наибольшая вероятность осложнений в отношениях взрослого и ребенка появляется в кризисные периоды развития, когда в связи с появлением психологических новообразований происходят резкие скачкообразные изменения в психике и личности ребенка, подростка, в его отношениях с окружающими, в ситуации социального развития, что не всегда учитывается родителями, воспитателями. Серьезные педагогические ошибки, ведущие к нервно-психическим срывам детей и подростков, к дезадаптации их поведения и деформации личностного развития, возникают в случаях, когда родители, воспитатели стремятся влиять на базисные, индивидные свойства ребенка, такие, как темперамент, особенности психомоторики, эмоционально-волевой сферы, не учитывая их инерционность, относительное постоянство. В данном случае психолог должен помочь родителям определить, какие именно свойства ребенка необходимо учитывать, не стремясь к их «переделке», какие можно корректировать и какие развивать. То есть психолог должен по сути дела помочь родителям изменить в ребенке то, что в состоянии меняться, смириться с тем, что они не в состоянии изменить, и научиться отличать одно от другого.
Непосредственно программы индивидуальной и групповой психокоррекции также должны быть рассчитаны как на взрослых — воспитателей, родителей, учителей, так и на детей и подростков. Для родителей и педагогов — это прежде всего социально-психологические тренинги, психодрамы и социодрамы, позволяющие преодолеть ригидность педагогического мышления, социальные стереотипы в оценке воспитанников, установки на доминантность, затруднения в общении, понимании и восприятии детей и подростков, а также родителей и коллег.
Для детей и подростков, наряду с групповыми социотренингами применяются модифицированные варианты аутотренинга, аутогенных тренировок, суггестивных программ по преодолению дурных привычек, коррекции негативных социальных установок, нарушений половой идентификации, самооценки, снятия синдрома тревожности, агрессивности, затруднений в общении, коррекции низкого социометрического статуса и других нарушений взаимоотношений со старшими, сверстниками, представителями противоположного пола.
                                      
                                     СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА
—  Любому родителю неприятно слышать плохое о своих детях. Если хотите найти в родителях союзника, научитесь не только жаловаться, но и хвалить их ребенка, умейте видеть в каждом трудновоспитуемом, «испорченном» подростке хорошие стороны.
— Откажитесь от намерений ради красного словца или поучительного примера предавать огласке различные негативные стороны семейного воспитания. Примеры типичных педагогических ошибок в семье должны быть всегда анонимными, без адреса.
— Нельзя относиться к «трудным» с позиции силы или страха, это только оттолкнет подростка от Вас, создаст непреодолимую стену отчуждения. Напротив, научитесь сами и научите каждого трудновоспитуемого видеть радостные перспективы будущей жизни (получение любимой профессии, создание своей семьи, завоевание авторитета окружающих и т.д.).
—  Никогда не злоупотребляйте доверием подростка. Даже самая незначительная, на Ваш взгляд, тайна, доверенная Вам, либо доверительный разговор должны остаться между Вами. Иначе Вам никогда не стать в глазах Ваших подопечных человеком, достойным доверия и уважения.
— Никогда не ставьте окончательный и безнадежный диагноз: «Такой-то неисправим, он кончит в тюрьме». Знайте, если это предсказание сбудется, Вы внесли сюда свою лепту преждевременным заключением.
— Помните, любая деятельность сопряжена с сопротивлением материала. Ваш «материал» особенно трудно поддается обработке. Не готовьтесь к легким успехам, не теряйте самообладания и выдержки, когда оказывают сопротивление Вашим педагогическим усилиям. Для того, чтобы зерна добра проросли, нужно время.
— Проявляйте заботу о своем хорошем настроении, эмоциональном тонусе, привлекательном внешнем виде. Научитесь отдыхать, снимать напряжение рабочего дня, видеть прекрасное, ценить дружбу. Помните, чтобы воспитывать других, надо самому быть гармоничным, счастливым человеком.
 
Учитывая, что трудновоспитуемость, социальная дезадаптация в ряде случаев определяется причинами не только психолого-педагогического, но и медицинского характера, связанными с нервно-психическими заболеваниями и патологиями, требуется также и обращение к детским, подростковым психотерапевтам и психиатрам. В подобных случаях социальная реабилитация детей и подростков с отклоняющимся поведением предполагает согласованные лечебно-воспитательные коррекционные программы. Однако следует отметить, что при всей важности и необходимости медико-психологической помощи, решающее значение для превентивной практики все-таки представляют социально-педагогические программы, направленные на оздоровление условий семейного, школьного, общественного воспитания, гуманизацию системы отношений подростка, ребенка.
 
Задание к модулю 3. Расскажите, как строится профилактическая работа в Вашем ОУ.

 

Татьяна Хребтищева
Фото пользователя Татьяна Хребтищева
На сайте с: 27/11/2009
Баллы: 81
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 12 недель 5 дней назад.
На: модуль 3 «Организация профилактической работы»
Для педагогически запущенных подростков избыток свободного времени является отрицательно заряженным или, как говорят юристы, «криминогенным» фактором, существенно влияющим на нравственный облик этой части молодежи. Поэтому понятно, какую большую роль в профилактике асоциального поведения и правонарушений несовершеннолетних играют различные внешкольные воспитательные учреждения, призванные развивать полезные интересы подростков, чтобы свободное время стало действительно фактором развития, а не фактором криминализации подрастающего поколения
Ольга Александровна Гудзь
Фото пользователя Ольга Александровна Гудзь
На сайте с: 09/02/2009
Баллы: 1210
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 9 часов 37 мин. назад.
На: модуль 3 «Организация профилактической работы»

Татьяна Олеговна! Вы абсолютно правы: внешкольные учреждения, преподаватели которых искренне заинтересованы в судьбах детей и подростков, учреждения, имеющие хорошую материальную базу для организации работы с детьми - важное звено в школьнуй и социальной дезадаптации. Я очень надеюсь, что у Вас именно такое ОУ!  С уважением, Ольга А.

Елена Николаевна Коршунова
Фото пользователя Елена Николаевна Коршунова
На сайте с: 04/12/2009
Баллы: 125
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 10 недель 1 день назад.
На: модуль 3 «Организация профилактической работы»

Профилактическая работа в Центре является одним из  приоритетных направлений воспитательной деятельности.  К работе привлекаются специалисты (на основании заключенных Договоров и Соглашений о сотрудничестве), которые заинтересованы в решении проблем воспитания детей и подростков: медицинские психологи, социальные работники, инспектора ОДН, работники комитета с незаконным оборотом наркотических средств. В течение года мы организуем ток-шоу, тренинговые занятия, круглые столы, доверительные встречи, где ребята могут пообщаться со специалистами, задать им волнующие вопросы. 

В начале учебного года каждый педагог составляет социальный паспорт кружка, изучает контингент воспитанников, наблюдает за поведением ребят. Исходя из проделанной работы составляется индивидуальный план работы: групповые и индивидуальные беседы, консультации по проблемным ситуациям, трениговые занятия, тестирования. Педагоги Центра работают в тесном контакте с классными руководителями ребят.

В сентябре этого года мы реализуем программу подготовки волонтеров "Я выбираю жизнь" (предупреждение распространение ПАВ среди молодежи).

Воспитательная работа планируется и ведется  в разных направлениях с  использованием активных форм и методов работы:

- гражданско- патриотическом,

- спортивно-оздоровительном,

- художественно- эстетическом,

- культурно-массовым,

- экологическом,

- социально-педагогическом.

Таким образом, педагогический коллектив Центра старается создать условия для интересного, содержательного, полезного организованного досуга детей и подростков, тем самым отвлечь их от улиц, дворовых компаний и предупредить асоциальное поведение в подростковой среде.

Ольга Александровна Гудзь
Фото пользователя Ольга Александровна Гудзь
На сайте с: 09/02/2009
Баллы: 1210
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 9 часов 37 мин. назад.
На: модуль 3 «Организация профилактической работы»

Елена Николаевна, в Вашем коллективе уже разработана и, как я понимаю, работает система комплекного взаимодействия специалистов различных ведомств в работе по профилактике как школьной, так и социальной дезадаптации детей и подростков. Давайте сделаем следующим образом, я оформлю таблицу организации профилактической работы. а вы и другие педагоги занесете туда свои готовые формы организации работы и свои мысли, планы, предложения. Согласны? С уважением, Ольга А.

Елена Николаевна Коршунова
Фото пользователя Елена Николаевна Коршунова
На сайте с: 04/12/2009
Баллы: 125
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 10 недель 1 день назад.
На: модуль 3 «Организация профилактической работы»

Для детей старшего дошкольного возраста в Центре работает группа раннего эстетического развития "Малышок".

Для подростков разработана программа социализации "Школа жизни", которая включает следующие подпрограммы: "Досуг", "Экология и мы", "РR- группа", "Моя Россия", реализуется программа подготовки волонтеров "Я выбираю жизнь", дополнительная образовательная программа спортивно-атлетической секции "Россы".

На основании заключенных договоров и утвержденных планов работы, мероприятия проводятся совместно:

с государственным инспектором по охране природы Курносовой Т.В.:

- экологическая акция "Живи, родник", "Стихийная свалка" (выпуск информационного листа), "Чистый город", 

- конкурс исследовательских и творческих проектов "Волшебный мир воды",

- конкурс экологических проектов "Как улучшить экологию нашего города".

с комитетом по борьбе с незаконным обротом наркотических средств, инспекцией по делам несовершеннолетних:

- познавательно-информационная игра "Детектив-ленд",

- конкурс рисунков и плакатов " Мы- за здоровый образ жизни",

- районные соревнования  по гиревому спорту,

- районные соревнования "Здоровое поколение",

- открытый разговор "Я имею право", "Как не стать жертвой преступления"

- тренинг "Наркотик - яд"

с ЦРБ, Центром "Семья":

- профилактическая игра "Верный путь или из Дамок в пешки",

- Ток-шоу "Береги здоровье смолоду",

- тренинги  "Твой Выбор", "Мое "Я",

- акция "Молодежь против СПИДа",

- час доверительной беседы "У опасной черты", "Опасные связи", "Я и мои родители"

- игра "Кто кого? Или подросток против вредных привычек"

- круглый стол "Правила девиантного поведения",

- семейные веселые старты "Веселая спортивная семейка"

редакцией  газеты "Петровские вести":

- проведение социологических опросов и мониторингов по вопросам париотического воспитания,

- мониторинг "Интересы подростков и молодежи нашего города",

- Семинар-практикум "Профессия "Репортер" : Мир вокруг меня и в этом мире я"

- фотоконкурс "Мир глазами молодежи", "Старый военный альбом",

- конкурс - защита проектов "Я люблю тебя, Родина светлая",

- конкурс учебно-исследовательских проектов юных историков и краеведов "Участники войны-наши земляки",

- смотр строя и песни "Вахта памяти"

- конкурс детского творчества "Перед памятью время бессильно"

Работа с родителями:

-индивидуальные беседы "Стили семейного воспитания", "Мир подростка", "Как помочь ребенку", "Чужие люди",

- привлечение к организации и участию в массовых мероприятиях "День именинников",

"Брейн-ринг: "Супер-деточки против супер-родителей", "семейное кафе и др.

- привлечение к управлению учреждением (работа в управляющем совете)

 

 

Ольга Александровна Гудзь
Фото пользователя Ольга Александровна Гудзь
На сайте с: 09/02/2009
Баллы: 1210
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 9 часов 37 мин. назад.
На: модуль 3 «Организация профилактической работы»

Елена Николаевна,  Вы так подробно  описали систему работы с каждой возрастной группой и по каждому направлению. Спасибо! Теперь все разнесу в вышеразмещенную таблицу.  С уважением , Ольга А.

Татьяна Хребтищева
Фото пользователя Татьяна Хребтищева
На сайте с: 27/11/2009
Баллы: 81
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 12 недель 5 дней назад.
На: модуль 3 «Организация профилактической работы»
В таблицу записать не могу, она не реагирует на "Изменить"! что касается организации проф. работ, это беседы с учащимися, родителями. Это консультации со специалистами. Большими возможностями в работе по преодолению школьной дезадаптации располагают учреждения дополнительного образования,предоставляющие условия для самореализации, социальной адаптации и реабилитации личности ребенка в процессе индивидуальной и групповой творческой деятельности. У нас в городе такие центры есть - это клуб "Ровесник", расположенные в районе двух школ города. Его посещают ребята с удовольствием, реализуют свои способности.
Ольга Александровна Гудзь
Фото пользователя Ольга Александровна Гудзь
На сайте с: 09/02/2009
Баллы: 1210
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 9 часов 37 мин. назад.
На: модуль 3 «Организация профилактической работы»

Татьяна Олеговна и Елена Николаевна, извините - это моя вина , что таблица не реагирует!   Я внесла ее после, не подумав, что это форум, а не Wiki-страница! Спасибо вам за ваш материал.  С уважением, Ольга А.

Комментарий был изменен с момента создания (Ольга Александровна, ср, 16/12/2009 - 21:27).
Елена Юрьевна Хребтищева
Фото пользователя Елена Юрьевна Хребтищева
На сайте с: 02/01/2009
Баллы: 1438
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 11 часов 52 мин. назад.
На: модуль 3 «Организация профилактической работы»
Профилактическая работа: Специальные беседы с ребенком, в ходе которых надо установить причины нарушений учебных навыков и дать рекомендации родителям. Работа с семьей; анализ собственного поведения учителей с целью предотвратить возможное неправильное поведение. Необходимо подключение психолога,других специалистов. Сотрудничество с центрами дополнительного образования
Ольга Александровна Гудзь
Фото пользователя Ольга Александровна Гудзь
На сайте с: 09/02/2009
Баллы: 1210
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 9 часов 37 мин. назад.
На: модуль 3 «Организация профилактической работы»

Елена Юрьевна, спасибо, что обратили внимание всех коллег на  необходимость "...анализа собственного поведения учителей с целью предотвратить возможное неправильное поведение..."  Это очень важный момент: не обратит учитель внимание на ученика, не отреагирует адекватно ситуации, не окажет помощи и поддержки (тут не должно быть места личным обидам и амбициям) - ученик будет потерян.  С уважением, Ольга А.

Поиск

Loading
Информатизация образования

В хорошем качестве hd видео

Онлайн видео бесплатно