Официальный сайт rnns 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Златоустая Анна Всея Руси…

Submitted by Тамара Егоровна Прохоренко on Wed, 16/12/2009 - 07:59
Данные об авторе
Автор(ы): 
Прохоренко Тамара Егоровна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ № 3 г. Дубовки учитель русского языка и литературы
Регион: 
Волгоградская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Уровень образования: 
начальное профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Библиотекарь
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Библиотечное дело
Предмет(ы): 
Литература
Используемая методическая литература: 

 

 
1.                              Кормилов С. И. Поэтическое творчество Анны Ахматовой. В помощь преподавателям, студентам и абитуриентам. М.: Издательство МГУ, 1998.
2.                              Павловский А. И. Анна Ахматова. Жизнь и творчество. М.: Просвещение, 1991.
3.                              Хейт А. Анна Ахматова. Поэтическое странствие. М.: Радуга, 1991.
Используемое оборудование: 

 

Портрет А. Ахматовой, под ним – годы жизни (1889 – 1966); выставка книг с произведениями А. Ахматовой разных издательств; иллюстрации к читаемым произведениям на уроке.
Краткое описание: 
Большое количество обзорных тем и поэтических имен на уроках литературы в старших классах затрудняет многих учителей-словесников. Этот урок в форме литературно-художественной композиции решает несколько задач: учащиеся узнают не только биографические сведения о поэте, но и увидят характерные особенности стихотворений в области жанровой характеристики и идейно-тематической.

 

«Златоустая Анна Всея Руси…»
Литературно-художественная композиция, посвященная творчеству А. А. Ахматовой.
 
   Большое количество обзорных тем и поэтических имен на уроках литературы в старших классах затрудняет многих учителей-словесников. Этот урок в форме литературно-художественной композиции решает несколько задач: учащиеся узнают не только биографические сведения о поэте, но и увидят характерные особенности стихотворений в области жанровой характеристики и идейно-тематической.
   Литературе, бесспорно, принадлежит ведущая роль в эстетическом, эмоциональном и интеллектуальном развитии школьника. Она помогает осознавать богатейший человеческий мир через художественные образы.
   Очень важен контакт учителя с учеником. Всегда хочется увидеть обратную связь. Жизнь и творчество поэтов ΧΧ столетия, которые на себе испытали трагедию культуры и человеческого существования, не оставляет никого равнодушным. Этот урок активизированного обучения позволит, опираясь на изученное, вести беседу, развивать эстетический вкус и самостоятельность суждений.
 
Действующие лица:
1 ведущий
2 ведущий
1 чтец
2 чтец
Ахматова-поэт
Оборудование:
Портрет А. Ахматовой, под ним – годы жизни (1889 – 1966); выставка книг с произведениями А. Ахматовой разных издательств; иллюстрации к читаемым произведениям на уроке.
 
1 ведущий:
Среди блистательных имен поэтов серебряного века выделяется имя Анны Андреевны Ахматовой.
Предельная искренность, отношение к творчеству как к «священному ремеслу», теснейшая связь с родной землей, с ее историей, культурой, виртуозное владение словом, безукоризненное чувство родной речи – все это позволило ей стать в один ряд с крупнейшими лириками ΧΧ века: Блоком, Есениным, Пастернаком.
«Анной Всея Руси» назвала Ахматову Марина Цветаева. Гениальное пророчество Цветаевой оправдалось: Анна Ахматова стала не только поэтическим, но и этическим, нравственным знаменем своего века. Она приняла и разделила трагическую долю России, не пошла на компромисс с «железным веком», не уступила его моральному прессу.
2 ведущий:
Жизнь Анны Андреевны Ахматовой проходила в суровое время и не щадила ее нежную душу. Но эта душа оказалась стойкой, высоконравственной, способной переносить лишения всяческих, выражаясь словами В. Маяковского, «бед и обид» и выращивать из них открыто правдивую поэзию, пронизанную чувством истинного патриотизма и гражданственности.
1 ведущий:
Интересно, что тема Родины, все более властно год от года входившая в ее творчество, тема, бывшая для нее, как показало время, органичной, это мелодия родной земли помогала ей в годы первой мировой войны занять позицию, заметно отличавшуюся от официальной пропагандистской литературы. Конечно, у Ахматовой не было всестороннего (как, впрочем, и у большинства людей того времени), понимания империалистической войны, но она знала и понимала главное: война – это убийство и поэтому великое зло, но еще большим злом и кощунством было бы превращать ее в грезофарс, а тем более прославлять ее – петь здравицу смерти. В этом отношении она была бесконечно далека от официозной литературы, прославлявшей войну вопреки очевидным и неисчислимым народным требованиям и бедам.
2 ведущий:
В стихотворении «Молитва», поражающей силой самоотреченного чувства, она молит судьбу о возможности принести в жертву России все, что имеет, -жизнь свою и жизнь своих близких:
…Так молюсь за твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.
Все чаще и чаще в стихах появляется Россия, и сквозь перипетии личных романов и любовных драм на нас неожиданно смотрит эпоха – «настоящий Двадцатый век» уже стоял у самого порога ее собственной судьбы.
1 ведущий:
 Внимательность, с которой смотрит поэтесса на пейзажи родной страны, трепетность и нежность ее патриотического чувства, отказ от мишуры – все это говорило о возможности появления в ее творчестве каких-то крупных координат национально-гражданского характера:
Ты, росой окропляющий травы,
Вестью души моей оживи,-
Не для страсти, не для забавы,
Для великой земной любви.
Своего рода итогом пройденного Ахматовой до революции пути следует по праву считать ее стихотворение «Мне голос был…», написанное в 1917 году и представляющее собой яркую инвективу, направленную против тех, кто в годину суровых испытаний собрался бросить Россию:
 
 
1 чтец:
Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
 
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».
 
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
2 ведущий:
Стихотворение это знаменательно во многих отношениях. Оно, во-первых, сразу же провело отчетливую демаркационную линию между Ахматовой и эмигрантами, главным образом «внешними», то есть действительно покинувшими Россию после Октября, а также и некоторыми из тех, кого называли «внутренними» эмигрантами, то есть по каким-либо причинам не уехавшими, но яростно враждебными по отношению к России, вступившей на иной путь. Главное, что отделило Ахматову от эмигрантов, это чувство патриотизма, всегда бывшее у нее очень сильным. Строгая, приподнятая, библейская форма стихотворения, заставляющая вспомнить пророков-проповедников, и самый жест изгоняющего из храма (жест этот почти зрительно создается интонацией стиха) – все в данном случае удивительно соразмерно своей величественной и суровой эпохи, начинавшей новое летоисчисление. А. Блок сказал: «Ахматова права. Это недостойная речь. Убежать от русской революции позор».
1 ведущий:
«Есть три эпохи у воспоминаний», - сказала однажды Ахматова в одном из стихотворений. Случайно или нет, но и сама жизнь поэтессы, ее долгая и драматичная судьба располагается примерно в трех различных биографических кругах.
Один из них, молодой, начальный, отмеченный «Вечером», «Четками» и «Белой стаей», - весь до революции; основные художественные принципы, свойственные Ахматовой, сложились именно в те далекие годы, столь знаменательно и тогда еще совсем близко соседствовавшие с русской поэтической классикой. Именно в классике, к Пушкину, Лермонтову, Тютчеву повернула она свой внимательный к традициям стих, едва ли не с первых же шагов в литературе – поверх акмеизма и через иссыхавший уже символизм.
Мотив разлуки, ухода, утраты и категория порога в стихах этого периода.
2 чтец:
Звучит стихотворение «Песня последней встречи».
 
Так беспомощно грудью холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
 
Показалось, что много ступеней,
А я знала – их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил: «Со мною умри!
 
Я обманут моей унылой,
Переменчивой, злой судьбой».
Я ответила: «Милый, милый!
И я тоже. Умру с тобой…»
Это песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем.
2 ведущий:
Второй круг несравненно более протяженный во времени. Если литературная деятельность Ахматовой до революции охватывала около восьми лет и протекала очень интенсивно, с резкими переменами настроений и самого звучания стиха, то сразу после революции вплоть примерно до начала 30-х годов она переживала внутренне замкнутый и не видимый для читателя творческий процесс. В 30-е годы она по-прежнему оставалась неведомой для читателя и потому как бы исчезнувшей из читательского и литературного мира. Вот почему 20-е и 30-е годы, можно при всей разнице между тем и другим десятилетием, все же отнести с известной долей условности к более или менее сходному «второму кругу» ее жизни и творчества.
Ахматова-поэт:
Главным творческим и гражданским достижением в 30-е годы явилось создание поэмы «Реквием», непосредственно посвященной годам «большого террора» - страданиям репрессированного народа.
   В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то «опознал» меня. Тогда стоящая за мной женщина с голубыми губами, которая, конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом):
   - А это вы можете описать?
   И я сказала:
   - Могу.
   Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом.
1 ведущий:
И Ахматова берет на себя этот заказ, этот столь тяжкий долг, как видим, немало не колеблясь, - ведь она будет писать обо всех, в том числе и о самой себе.
«Реквием» создавался не единовременно, а в разные годы. Говоря о «Реквиеме», слушала его жесткую и надрывную траурную музыку, оплакивающую миллионы безвинных жертв и собственную горестную жизнь, нельзя не слышать переклички и со многими другими произведениями Ахматовой того времени. Так, например, «Посвящение».
1 чтец:
Посвящение
Перед этим горем гнутся горы,
Не течет великая река,
Но крепки тюремные затворы,
А за ними «каторжные норы»
И смертельная тоска.
Для кого-то веет ветер свежий,
Для кого-то нежится закат –
Мы не знаем, мы повсюду те же,
Слышим лишь ключей постылый скрежет
Да шаги тяжелые солдат.
Подымались, как к обедне ранней,
По столице одичалой шли,
Там встречались, мертвых бездыханней,
Солнце ниже и Нева туманней,
А надежда все поет вдали.
Приговор… И сразу слезы хлынут,
Ото всех уже отделена,
Словно с болью жизнь из сердца вынут,
Словно грубо навзничь опрокинут,
Но идет… Шатается… Одна…
Где теперь невольные подруги
Двух моих осатанелых лет?
Что им чудится в сибирской вьюге?
Что мерещится им в лунном круге?
Им я шлю прощальный свой привет.
2 ведущий:
«Реквием» Ахматовой – подлинно народное произведение, не только в том смысле, что он отразил и выразил великую народную трагедию, но и по своей поэтической форме, близкой к народной причети. «Сотканный» из простых, «подслушанных», как пишет Ахматова, слов, он с большой поэтической и гражданской силой выразил свое время и страдающую душу народа.
2 чтец:
Нет, это не я, это кто-то другой страдает.
Я бы так не смогла, а то, что случилось,
Пусть черные сукна покроют,
И пусть унесут фонари…
Ночь.
1 чтец:
   Осознание своего единства с народом звучит в «Эпилоге».
1
Узнала я, как опадают лица,
Как из - под век выглядывает страх,
Как клинописи жесткие страницы
Страдание выводит на щеках,
Как локоны из пепельных и черных
Серебряными делаются вдруг,
Улыбка вянет на губах покорных,
И в сухоньком смешке дрожит испуг.
И я молюсь не о себе одной,
А обо всех, кто там стоял со мною
И в лютый холод, и в июльский зной
Под красною ослепшею стеною.
1 ведущий:
«Реквием» не был известен ни в 30-е, ни в последующие годы, как, впрочем, не были известны и многие произведения тех лет, лишь сейчас приходящие к читателю. Но он навеки запечатлел свое время и показал, что поэзия продолжала существовать даже тогда, когда по слову Ахматовой, поэт жил с зажатым ртом. Задушевный крик стомиллионного народа оказался услышанным – в этом великая заслуга Ахматовой.
Дальнейший – третий – круг так же неоднороден, как и первые два, но если мерить теми крупными мерками, к которым была склонна сама Ахматова, предпочитавшая видеть в своей жизни длительные исторически значимые периоды и не мельчившая биографию на мелкие отрезки, то мы можем опять-таки с известной долей условности, начать этот «круг» с периода Великой Отечественной войны, значившей для ее дальнейшего творчества исключительно много.
Ахматова-поэт:
Война застала меня в Ленинграде. Судьба в это время по-прежнему складывалась тяжело – вторично арестованный сын находился в заключении, хлопоты по его освобождению ни к чему не приводили.
2 ведущий:
Военная лирика А. Ахматовой требует глубокого осмысления, потому что, помимо своей несомненной эстетической и человеческой ценности, она представляет интерес и как немаловажная деталь тогдашней литературной жизни, исканий и находок той поры.
Мы уже видели, что в творчестве Ахматовой временем такого накопления были последние предвоенные годы, в особенности 1935 – 1940, когда диапазон ее лирики, тоже неожиданно для многих, расширился до возможности освоения политико-публицистических областей: цикл стихов «В сороковом году».
2 чтец:
   Одно из них «Когда погребают эпоху».
 
Когда погребают эпоху,
Надгробный псалом не звучит,
Крапиве, чертополоху
Украсить ее предстоит.
И только могильщики лихо
Работают. Дело не ждет!
И тихо, так, господи, тихо,
Что слышно, как время идет.
А после она выплывает,
Как труп на весенней реке, -
Но матери сын не узнает,
И внук отвернется в тоске.
И клонятся головы ниже,
Как маятник ходит луна.
 
Так вот – над погибшим Парижем
Такая теперь тишина.
1 ведущий:
   Любовь к Родине у Ахматовой не предмет анализа, размышлений или расчетливых прикидок. Будет она – будет жизнь, дети, стихи. Нет ее – ничего нет. Вот почему Ахматова писала во время войны:
 
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
2 ведущий:
   Ахматова застала блокаду, она видела первые жестокие удары, нанесенные столько раз воспетому ею городу. Уже в июле появляется знаменитая «Клятва»:
И та, что сегодня прощается с милым –
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покорится никто не заставит!
   Конечно, у Ахматовой нет прямых описаний войны – она ее не видела. Но произведения Ахматовой в данном случае дороги тем, что они выражали чувства сострадания, любви и скорби, шедшие тогда к Ленинграду со всех концов страны. В ее поэтических посланиях наряду с патетикой, пронизанной горечью и тоской, было много простой человеческой ласки.
1 ведущий:
   Ахматовский памятливый стих часто уводит к истокам современной эпохи, которая в горящий в военный день столь блистательно выдерживала суровый экзамен на прочность и зрелость.
2 ведущий:
   Стихи самого конца войны преисполнены у Ахматовой солнечной радости и ликования. Весенняя майская зелень, гром радостных салютов, дети, взнесенные к солнцу на счастливых материнских руках…
   Годы войны вообще стали для нее временем познания истинных возможностей собственной поэзии. Рассказывая в одном из стихотворений о возвращении в Ленинград, она написала:
Белым камнем тот день отмечу,
Когда я о победе пела,
Когда я победе навстречу,
Обгоняя солнце, летела…
1 ведущий:
   Ахматовская поэзия оказалась явлением не только живым и развивающимся, а еще и органически связанным с национальной почвой и отечественной культурой. Мы не раз смогли убедиться, что именно горячее патриотическое чувство и осознание своей кровной связанности с многослойной твердью национальной культуры помогали поэтессе избрать правильный путь в самые трудные и переломные годы.
   Поэзия Ахматовой – неотъемлемая часть современной русской, советской и мировой культуры.
2 ведущий:
   Анна Ахматова. Мир благодарен этому имени. Читаешь лирику Ахматовой как откровение человеческой души, примером своим облагораживающей жизни всех людей, которые склоняют головы перед песней ее откровения.
Ахматова-поэт:
Из-под каких развалин говорю,
Из-под какого я кричу обвала,
Как в негашеной извести горю
Под сводами зловонного подвала.
Я притворюсь беззвучною зимой
И вечные навек закрою двери,
И все-таки узнают голос мой,
И все-таки ему опять поверят.
1 ведущий:
   Поэзия Анны Ахматовой стала необходимостью, а для многих ей еще предстоит стать. Она была творцом чуда, которое называется поэзией и которое помогает, прикоснувшись к нему, выжить в самые трудные для жизни минуты.
 

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн