- Какое уравнение называется квадратным уравнением?
- Какие квадратные уравнения вы знаете?
- От чего зависит количество корней в квадратном уравнении?
- Запишите формулу дискриминанта.
- Запишите формулу корней квадратного уравнения.
- Сформулируйте теорему Виета.
- Сформулируйте обратную теорему Виета?
- Для чего они нужны?
2. Постановка целей урока.
- Сегодня мы познакомимся с элементами исследования квадратного уравнения и выясним для чего это нам нужно.
3. Знакомство с новой темой.
- Сведения о зависимости числа корней квадратного уравнения от его дискриминанта и теорема Виета позволяют, не вычисляя корней квадратного уравнения, получить о нем достаточно широкую информацию: выяснить, имеет ли квадратное уравнение корни и сколько; для уравнения имеющего корни, определить их знаки, сравнить корни по модулю, если знаки корней различные; устанавливать в некоторых конкретных случаях, может ли уравнение иметь целые корни, иметь рациональные корни.
Рассмотрим примеры исследования квадратного уравнения.
Пример1.
Не решая уравнения: а) 6х2- 11х – 3175 = 0; б) х2 + 5√2∙х + 3 - 2√2 = 0, выясним, имеет ли уравнение корни и если имеет, то каковы их знаки.
а) Определим сначала знак дискриминанта D=b2 – 4ас. Не выполняя вычислений, можно установить, что D>0, так как а>0 и с >0. Значит , уравнение имеет два различных корня х1 и х2. Так как х1∙х2 = - 3175 <0, 6 то знаки корней различные. Из условия х1 + х2 = 11 >0
6 следует, что положительный корень уравнения имеет больший модуль, чем отрицательный.
б) Определим сначала знак дискриминанта. В этом уравнении
с = 3 - 2√2 = √9 - √8 >0, поэтому сразу сказать, будет дискриминант положительным или отрицательным числом, нельзя. Выполним вычисления:
D=(-5√2)2 -4(3-2√2)=50-12+8√2=38+8√2>0.
Дискриминант положителен, значит, уравнение имеет два различных корня х1 и х2. Так как х1∙х2 = 3 - 2√2 >0, то знаки корней одинаковые. Учитывая, что х1 + х2 = - 5√2 <0, можно сделать вывод, что оба корня отрицательные.
Пример 2.
Определим, при каких значениях а и в уравнение (х – а)(х – в) = а2 имеет корни.
Замечаем, что при любых значениях а и б дискриминант D≥0. Значит, данное уравнение имеет корни при любых а и в.
Пример 3.
Докажем, что если p и q – нечетные целые числа, то уравнение х2 +px + q = 0 не имеет рациональных корней.
Покажем сначала, что такое уравнение не имеет целых корней. Допустим, что целые числа m и k являются корнями уравнения. Если хотя бы одно из этих чисел четное, то их произведение mk, равное q, является четным, что противоречит условию. Если m и k оба нечетные, то их сумма m+k есть чило четное, а значит, противоположное ей число p является четным, что также противоречит условию.
Следовательно, целые числа не могут быть корнями уравнения.
Покажем теперь, что дробное число не может быть конем уравнения. Допустим, что несократимая дробь а ∕в , где аєZ,вєN,b≠1, - корень уравнения. Тогда верно равенство
(а∕в)2 + p·a∕b + q = 0,
а значит, и равенство
а2 + pab + qb2 = 0.
В левой части этого равенства записана сумма, в которой все слагаемые, кроме первого, делятся на b. Из свойств делимости вытекает, что эта сумма не делится на b. Однако 0 делится на любое не равное нулю число. Значит, предположение неверно и несократимая рациональная дробь не может быть корнем уравнения.
Итак, мы показали, что никакое целое и никакое дробное число не может быть корнем данного уравнения, т.е. это уравнение не может иметь рациональных корней.
4 Первичное закрепление темы.
- Сейчас мы попробуем решить несколько примеров.
1) О каких из данных уравнений можно, не вычисляя дискриминанта, утверждать, что они имеют корни:
а) 3х2 + 6х – 111 = 0; г) 12х2 = 11х – 101;
б) 5х2 – 11х = 78; д) 3х2 + х - √3 +1 = 0;
в) х2 – 715 = 0; е) х2 + 2х + 3√2 - √19 = 0?
2) Выясните, имеет ли уравнение корни и сколько:
289х2 – 34х + 1 = 0.
3) №585(а, б, в) у доски (г, д, е) самостоятельно в тетрадях.
Письменно на доске и в тетрадях.
4) Определите, имеет ли уравнение корни и если имеет, то каковы их знаки:
5х2 + 76х + 118 = 0;
4) Докажите, что при любых а, в и с уравнение х2 – 2ах + а2 – в2 – с2 = 0 имеет корни. При каком условии уравнение имеет единственный корень?
5. Проверка усвоения темы. Тест.
Выберите правильный вариант ответа и запишите его в таблицу.
Указание при выполнении теста:
Ребята, когда вы будете выполнять тест, то сначала попробуйте отбросить те ответы которые не подходят по смыслу или свойствам тех тем на которые даны примеры.
Номер задания
1
2
3
Вариант ответа
1. Выясните, имеет ли уравнение корни и сколько:
4х2 – 75х + 180 = 0;
а) имеет, один корень; в) не имеет;
б) имеет, два корня; г) не знаю.
2. Определите, имеет ли уравнение корни и если имеет, то каковы их знаки:
6х2 – 59х + 133 = 0;
а) имеет, оба корня положительные; в) имеет, знаки корней разные;
б) имеет, оба корня отрицательные; г) не имеет.
3. Найдите все натуральные значения т, при которых уравнение имеет два корня:
х2 -8х + т + 10 = 0;
а) 0,1,2,3,4,5; в) -1,-2,-3,-4,-5;
б)1,2,3,4,5; г) 1,2,3,4,5,6.
Ключ к тесту:
Номера заданий
1
2
3
Вариант ответа
б
Б
б
Проверка тестов, сравнение результатов с написанными ответами на доске.
На: Исследование квадратного уравнения
Хорошо спланированный классический урок, думаю пригодиться учителям математики.