Официальный сайт aksakal 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок-деловая игра в 11кл -по теме "Поэзия серебряного века"( "Выборы "короля поэтов" )

Фото пользователя Ольга Алексеевна Новикова
Submitted by Ольга Алексеевна Новикова on Fri, 25/12/2009 - 17:04
Данные об авторе
Автор(ы): 
Новикова Ольга Алексеевна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ №9 имени ВТ Степанченко г. Ржев Тверской обл.
Регион: 
Тверская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Литература
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы
Тип ресурса: 
сценарий урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
Описание урока-деловой игры в 11 кл. на повторение и обобщение материала по теме "Поэзия серебряного века".

Эссе – описание урока

Урок литературы в 11А классе по теме «Поэзия начала 20 века» (урок-зачет в форме ролевой игры «Избрание короля поэтов»)

учитель литературы высшей категории Почетный работник общего образования РФ

НОВИКОВА ОЛЬГА АЛЕКСЕЕВНА

г. Ржев

   Начало 20 столетия ознаменовалось для России чередой трагических, судьбоносных событий, принесших народу неисчислимые страдания. И если, несмотря ни на что, наша страна выстояла, то лишь благодаря той духовной культуре, которая веками формировалась в недрах народных и нашла свое воплощение в фольклоре, православии, русской философии, литературе, музыке, живописи. Сегодня, в начале 21 века, мы уже отчетливо видим те основные явления русской культуры, которые играли и всегда будут играть особую роль в сохранении и развитии духовного облика россиян и оказывать влияние на мировую культуру, демонстрируя нравственную силу России. 20 век, несмотря на все исторические катаклизмы, стал преемником всего многообразия традиций русской культуры «золотого» пушкинского века, а литература отразила все богатство русского национального характера. В частности, поэзия серебряного века была «мостиком», связывающим века, не дающим распасться «связи времен».

     Такую же роль играет эта поэзия и в наши дни, когда опасность духовной пропасти между культурами прошлого и настоящего становится все более ощутимой. Поэтому естественным является стремление учителя литературы как предметника, «образующего душу», еще и еще раз достучаться до сердец своих учеников, посеять в них семена высокой духовности. А сделать это можно только тогда, когда с поэта и его стихов будет снят «хрестоматийный глянец» или «пыль веков», когда они пройдут сквозь душу и воплотятся в деятельности. Одним из методов развития интереса к предмету является проведение нетрадиционных уроков, уроков с активной деятельной ролью учеников. Рассказ о таком уроке я предлагаю Вашему вниманию.

  Урок явился обобщающим и одновременно проверяющим знания учащихся по большой теме «Поэзия начала 20 века». В эту тему входят такие подтемы:

  •   «Поэзия серебряного века» (в которой изучаются литературные течения символизма и акмеизма и творчество поэтов В. Брюсова, К. Бальмонта, А. Блока, Н. Гумилева, А. Ахматовой)

  •  «Поэзия русского футуризма» и творчество И. Северянина и В. Маяковского.

   По каждой из отдельных тем уже прошли обобщающие уроки и уроки контроля знаний, проводились они в традиционной форме письменного зачета и домашнего сочинения. Но для того, чтобы представление об образах замечательных русских поэтов начала прошлого века и их творчестве закрепилось не только в сознании, но и в душах выпускников 11 класса, чтобы они почувствовали живую атмосферу литературных баталий того времени, еще раз увидели воочию «лица необщее выражение» каждого из поэтов и ощутили духовную связь с наиболее полюбившимися из них, я традиционно провожу такой нетрадиционный урок.

   Урок проходит в форме ролевой игры «Избрание короля поэтов». Эта форма отсылает нас к 1911 году, когда на знаменитом вечере в политехническом музее в поэтической схватке за звание «короля поэтов» встретились Константин Бальмонт, Игорь Северянин и Владимир Маяковский. Тогда победил Северянин. Но то было другое время.… Как сейчас воспринимают поэзию высокой духовности и отточенной формы современные юноши и девушки? Какие темы, мысли и образы их волнуют больше? Что нашли они для себя за строкой учебника и хрестоматии? Возникнет ли у них потребность вновь взять в руки томик стихов и какие это будут стихи? – на эти вопросы и предполагала я получить ответ в ходе урока.

    Если точно формулировать его цели, то можно их определить так:

предметные:  обобщение и систематизация знаний по теме «Поэзия начала 20 века»; воспитание чувства литературного стиля;

межпредметные: расширение кругозора учащихся; развитие навыка поиска информации в разнообразных источниках; развитие коммуникативных навыков – умения работать в творческой группе, вырабатывать и принимать решения.

    Задачами урока были следующие: • представить эстетические и творческие концепции трех литературных течений – символизма, акмеизма и футуризма; • представить особенности личности и творчества трех поэтов, воплощающих эти концепции–А. Блока, Н. Гумилева и В. Маяковского и сделать это нужно за ограниченный временной промежуток – 15 минут.

    Теперь о самом главном – о форме урока. Форма ролевой игры предполагает групповую работу по воплощению конкретных ролей определенных персонажей. И одновременно это урок-зачет – то есть урок проверки знаний, на котором каждый должен получить отметку за знания и умения.

    Подготовка урока. Подготовка к уроку одиннадцатиклассников проходила в течение недели. За неделю до урока все ребята класса были распределены на 3 группы по 8 человек: «символисты», «акмеисты» и «футуристы». Задание для подготовки было сформулировано так: повторить материал, касающийся данной темы, выбрать для себя роль («поэт», «теоретик», «поклонник», «биограф», «ведущий»), согласовать свою роль с другими участниками в группе, подготовить материал согласно данной роли (выучить стихи, приготовить речь, сделать видеоряд, продумать сценарий выступления и т.д.). Общая сверхзадача группы – своим выступлением добиться того, чтобы поэта, которого они представляют, зрители избрали Королем поэтов. Кроме этого, одна девушка (победитель школьной олимпиады по литературе) получила роль ведущей поэтического вечера. Она должна была подготовить представление каждой творческой группировки (время ее создания, смысл названия, состав, основные этапы деятельности).

   Ход урока. Игра проходила в течение 2-х уроков. На первом уроке группы работали в режиме подготовки своего выступления. Им нужно было обсудить его сценарий, содержание, прорепетировать ход представления. На втором уроке состоялась собственно игра. Ведущая, обращаясь к зрителям, объявила о начале поэтического вечера: «Забудьте на время, что вы в школе на уроке – перенеситесь в атмосферу литературных кафе начала 20 века…. Поэтические группировки отстаивают свои эстетические позиции. Поэты борются за звание «Короля поэтов»… Кстати, о зрителях. Им отводилась очень важная роль: оценка выступлений и избрание Короля поэтов. В качестве публики на вечере присутствовали ученики 7А и 8Г классов – члены литературного клуба «Алые паруса». А затем начались выступления групп. Каждая подготовила видеоряд – презентацию, слайды, видеоролик – которые сопровождали представление. Ни одно выступление не было похоже на другое. «Символисты» главный упор сделали на объяснении своей эстетической позиции: роль поэта – средствами интуиции постичь высшую суть и привнести ее в земной мир. Звучали стихи А. Блока из циклов «Стихи о Прекрасной Даме», «Страшный мир», «Распутья» - их читали «поклонницы» поэта. Подробно, с иллюстрациями был представлен жизненный путь Блока. А затем Максим Мнекин, играющий роль поэта, рассказывал зрителям о своей сложной любви к России, вдохновенно читал стихи. Зрители проводили его бурными аплодисментами. В выступлении «акмеистов» упор был сделан на личности Н. Гумилева и истории его отношений с Анной Ахматовой. Образ «конквистадора» русской поэзии с достоинством и мужественностью воплотил Павел Львов, а хрупкая и вдумчивая Таня Красоткина являла собой облик музы серебряного века А. Ахматовой. Звучали неизвестные ребятам, непрограммые стихи Н. Гумилева, рассказ о его короткой трагической судьбе. Предстало перед зрителями и заседание «Цеха поэтов». Но особенно ярким и запоминающимся было представление «футуристов». В своей инсценировке ребята использовали элементы костюма (знаменитая желтая кофта Маяковского), реквизита (диванная подушка на шее у Крученых), грима (надписи на лице). Вызывающе прозвучал манифест «Пощечина общественному вкусу». Стихи ранней лирики Маяковского звучали эпатажно и эмоционально из уст его «соратников». Тимофей Ковалев, воплотивший образ поэта-бунтаря, читал стихи о любви («Ты»), отрывки из поэмы «Облако в штанах». Закончилось его выступление под шквал аплодисментов. И неудивительно поэтому, что при подсчете голосов зрителей обнаружилось явное преимущество Маяковского. Именно ему (Тиме Ковалеву) была вручена корона Короля поэтов. В конце урока были выставлены отметки (в ходе обсуждения в группе): шесть «четверок», остальные «пятерки».

   Подводя итоги урока, хочется отметить следующее. Во-первых, урок показал ответственное отношение одиннадцатиклассников к подготовке (что бывает, увы, не всегда). Такую активность можно объяснить тем, что ребят увлекла нетрадиционная форма урока. Во-вторых, ребята проделали очень большую работу по подбору материала (практически весь он был за рамками изученного на уроках – то есть то, за что отчитались ранее, ученики не воспроизводили, а нашли много нового, о чем на уроках поговорить не успевали в силу ограниченности времени). Например, «футуристы» продемонстрировали фотографии любимых женщин Маяковского (Л. Брик, Т. Яковлевой, В. Полонской), поведали истории их чувств к поэту. Звучавшие стихи практически все были внепрограммными (и их выучили наизусть!). При подборе материала широко использовались ресурсы сети Интернет. В-третьих, активную роль на уроке выполняли юноши, что очень важно для воспитания культуры выражения чувств будущими мужчинами. Кроме того, на протяжении всей игры был большой эмоциональный накал: чувство групповой солидарности, здоровое чувство соперничества, ответственности перед зрителями – младшими учениками, - что оставило в душе одиннадцатиклассников значительный след. Несомненно, особое родственное чувство к «своему» поэту останется с ними на всю жизнь.

    Важно еще и то, что ученики 7 и 8 класса получили запоминающийся урок любви к русской поэзии, гордости за ее талантливых людей – и поэтов, и тех, кто их читает и любит. Зайдя на следующий день на перемене перед уроком в 8Г класс, я услышала, как ребята хором декламируют « И невозможное возможно, дорога долгая легка…» Урок любви к поэзии продолжается… ( фотоотчет об уроке см. на электронной презентации в приложении)

Прикрепленный файл Size
Эссе-описание урока.doc 8.79 MB

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн