Вы не зарегистрированы

Авторизация



Рабочая программа по ИКТ для 5 класса

Фото пользователя Галина Александровна Мищенко
Submitted by Галина Александровна Мищенко on Wed, 30/12/2009 - 11:50
 
Пояснительная записка.
 
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика» для 5 класса II ступени обучения средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и примерной программы (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень) опубликованной в сборнике программ для общеобразовательных учреждений («Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» -2-е издание, исправленное и дополненное. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005
Место курса в базовом учебном плане. Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.
Место и курса в решении общих целей и задач на II ступени обучения
Изучение информатики на второй ступени обучения средней общеобразовательной школы направлено на достижение следующих целей:
- обеспечить вхождение учащихся в информационное общество.
- научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИТК (текстовый редактор, графический редактор и др.).
- формировать пользовательские навыки для введения компьютера в учебную деятельность.
- формировать у школьника представление об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества;
- формировать у учащихся готовности к информационно – учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;
- пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
- развитие творческих и познавательных способностей учащихся.
В основу представляемого курса информатики для 5 классов положены следующие принципы:
 
v     Целостность и непрерывность;
v     Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения;
v     Практико – ориентированность;
v     Принцип дидактической спирали;
v     Принцип развивающего обучения.
Согласно действующему в школе учебному плану календарно-тематический план предусматривает в 5 классе обучение в объеме 1 час в неделю, 35 часов в год. В соответствии с этим реализуется модифицированная программа курса информатики и информационных технологий для 5 классов средней общеобразовательной школы Л.Л. Босовой. 
 
Требования к уровню подготовки учащихся.
 
            В результате обучения информатике обучаемые должны:
знать/понимать:
  • - предмет информатики и основные области деятельности человека, связанные с ее применением;
  • - виды информации и ее свойства;
  • - принцип дискретного (цифрового) представления информации;
  • - перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст);
  • - название и функциональное назначение, основные характеристики устройств ПК;
  • - историю развития вычислительной техники;
  • - назначение, состав и загрузка операционной системы;
  • - операционную Windows 2003;
  • - операционную оболочку;
  • - приводить примеры информационных носителей;
  • - представление о способах кодирования информации;
  • - устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
  • - программное и аппаратное обеспечение компьютера;
  • - запуск программы из меню Пуск;
  • - назначение основных элементов окна графического редактора;
  • - приемы создания и редактирования изображения;
  • - основные элементы текста;
  • - приемы редактирования и форматирования текста;
  • - проверку орфографии;
  • - технологию вставки различных объектов;
  • - о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ;
  • - правило создания анимации.
уметь:
  • - приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;
  • - классифицировать информацию по видам;
  • - раскрывать свойства информации на примерах;
  • - представлять принципы кодирования информации;
  • - кодировать и декодировать простейшее сообщение;
  • - включать, выключать и перезагружать компьютер, работать с клавиатурой и мышью;
  • - вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
  • - соблюдать правила ТБ;
  • - различать устройства ввода и вывода;
  • - записывать/считывать информацию с любых носителей;
  • - работать с окнами в операционной системе Windows и операционной оболочке;
  • - работать с окнами в операционной системе с графическим интерфейсом (перемещать, изменять размеры, свертывать, развертывать, закрывать, открывать);
  • - изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
  • - применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
  • - применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
  • - работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск);
  • - создавать, редактировать и формировать документ с использованием разных типов шрифтов и включающий рисунок и таблицу;
  • - выделять элементы текста;
  • - проверять орфографию в документе;
  • - выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
  • - различать виды информации по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
  • - приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, технике;
  • - создавать простейшие анимации.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: компьютерный практикум для данного курса предполагает практические работы разного уровня сложности. Система заданий ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», но и на форми­рование активной личности, мотивированной к самообразованию. Не только практические работы, но и самостоятельная домашняя творческая работа по поиску информации, задания на поиск нес­тандартных способов решения, работа с терминологическим словарем в конце учебника способствуют этому. Реализация данной программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности.
 
 
Основное содержание курса «Информатика 5».
 
Тема 1.  Компьютер и информация (23 ч).
Информация. Информатика. Компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов. Понятие информация, информатика. Роль компьютера как устройства, усиливающего возможности человека при работе с информацией. Устройства компьютера. Правила техники безопасности и организации рабочего места. Познакомить учащихся с учебником (главы, нумерация параграфов, элементы навигации, терминологический словарь, справочник), дать представление о предмете изучения. 
Как устроен компьютер. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов. Основные устройства компьютера. Процессор, память, оперативная память, жесткий диск, монитор, клавиатура, аппаратное обеспечение.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Устройства для ввода и вывода информации. Роль клавиатуры – важнейшего устройства ввода текстовой информации. Группы клавиш.
Основная позиция пальцев на клавиатуре. Клавиатурный тренажер (Упражнения на отработку основной позиции пальцев на клавиатуре).
Программы и файлы. Клавиатурный тренажер в режиме игры. Программное обеспечение. Операционная система. Прикладная программа (приложение). Файл.
Рабочий стол. Управление мышью. Рабочий стол. Значок (Мой компьютер, Корзина, Мои документы). Ярлык. Кнопка. Действия с мышью (перемещение, щелчок, щелчок правой кнопкой, двойной щелчок, перетаскивание).
Главное меню. Запуск программ. Меню. Главное меню. Окно. Элементы окна (строка заголовка, сворачивающая, разворачивающая и закрывающие кнопки, строка меню, рабочая область, полосы прокрутки, рамки окна).
Проверочная работа. Управлением компьютером с помощью меню. Раскрывающее меню. Контекстное меню. Диалоговое меню. Элементы управления (поле ввода, список, раскрывающий список, переключатель, флажок, вкладка, кнопка).
Действия с информацией. Хранение информации. Логическая игра (тренировка памяти). Информация. Действия с информацией. Оперативная (внутренняя) память. Внешняя память. Память отдельного человека. Память человечества.
Носители информации. Носитель информации. Дискета. Жесткий диск. Лазерный диск.
Передача информации. Источник информации. Информационный канал. Приемник информации.
Кодирование информации. Условный знак. Код. Кодирование.
Формы представления информации. Метод координат. Код. Кодирование. Графический способ кодирования. Числовой способ кодирования. Символьный способ кодирования.
Текст как форма представления информации
Табличная форма представления информации.
Наглядные формы представления информации.
Обработка информации.  Информация. Обработка информации. Информационная задача.
Обработка текстовой информации. Ввод текста. Текстовый редактор. Документ.
Обработка текстовой информации. Редактирование текста. Редактирование. Вставка. Замена. Удаление.
Редактирования текста. Работа с фрагментами. Фрагмент. Буфер.
Поиск информации. Редактирование. Поиск. Замена.
Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Информация. Обработка информации. Систематизация. Сортировка (упорядочение) – по алфавиту, по номерам, в хронологической последовательности.
Форматирование – изменение формы представления информации. Форматирование. Выравнивание (влево, вправо, по центру). Шрифт. Начертание.
Компьютерный практикум:
  • клавиатурный тренажер;
  • работа с программами и файлами;
  • работа с главным меню;
  • работа с информацией.
  • Практические работы:
 

Практическая работа № 1 «Знакомство с клавиатурой».
Практическая работа № 2 «Освоение мыши».
Практическая работа № 3 «Запуск программы. Основные элементы окна программы».
Практическая работа № 4 «Управление компьютером с помощью меню».
Практическая работа № 5 «Выполнение вычисления с помощью приложения   Калькулятор».
Практическая работа № 6 «Ввод текста».
Практическая работа № 7 «Редактирование текста».
Практическая работа № 8 «Форматирование текста».

 
 
Тема 2 . Компьютерная графика (11ч).
Компьютерная графика. Компьютерная графика. Графический редактор.
Инструменты графического редактора.  Обработка информации. Систематизация. Поиск. Кодирование информации. Компьютерная графика. Графический редактор. Инструменты графического редактора.
Обработка графической информации. Обработка информации (систематизация, поиск, кодирование). Текстовый процессор. Документ. Графический редактор. Сканер. Графический планшет.
Обработка текстовой и графической информации. Текстовый процессор. Графический редактор. Текстовый документ. Рисунок. Комбинированный документ.
Преобразование информации по заданным правилам. Входная информация. Выходная информация. Правило преобразования (обработки) информации.
Преобразование информации путем рассуждения.  Входная информация. Выходная информация. Логические рассуждения.
Разработка плана действий и его запись.
Разработка плана действий и его запись. Логическая игра «Переправа». Информационная задача. Входные данные. Выходные данные. План действий.
Создание движущихся изображений. Сюжет. Сценарий.
Создание движущихся изображений в программе PowerPoint. Анимация. Настройка анимации.
Повторение изученного материала в течение года.
Компьютерный практикум:
  • работа с графическим редактором;
  • работа с текстами;
  • работа с анимациями,
  • Практические работы:
 
 

Практическая работа № 9 «Знакомство с инструментами графического редактора».
Практическая работа № 10 «Раскраска».
Практическая работа № 11 «Пригласительный билет».
Практическая работа № 12 «Создание комбинированных документов».
Практическая работа № 13 «Работа с графическими фрагментами».
Практическая работа № 14 «Создание анимации»

 
Контроль уровня обученности:
 

Тема
Формы контроля
1. Информация и      компьютер.
Наблюдение, практическая работа, контрольная работа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос,
опрос в парах, карточки
2. Компьютерная графика.
Беседа, практическая работа, контрольная работа,
компьютерная анимация

Литература и средства обучения.
Преподавание  курса «Информатика 5-6 классы» в основной школе на базовом уровне ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входит:
1. Босова Л.Л., учебник «Информатика 5», М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008 (основной);
2. Босова Л.Л., «Рабочая тетрадь по информатике для 5 класса», М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008 (дополнительно).
3. Л. Босова, А. Босова «Уроки информатики в 5 – 6 классах», М.; БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005
4. Стандартные приложения Windows, ППП Microsoft Office
 
 
 

»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Надежда Анатольевна Бледнова

На: Рабочая программа по ИКТ для 5 класса


благодарю за помощь!
НадеждБл