Я учитель рисования, МХК и черчения. Когда в 2003 году начала преподавать МХК, то столкнулась с целым рядом трудностей. Отсутствие учебника по МХК, наглядных пособий, репродукций затрудняло усвоение программы по предмету. Невозможно описать картину словами, её надо, прежде всего, увидеть. На таком уроке использование наглядности просто необходимо.
● Перед началом урока много времени отнимала подготовка классной доски, на которой записывались новые слова, тема, размещался наглядный материал.
● Демонстрация репродукций книжного формата и А4 была мало эффективна, так как они не просматриваются на весь класс.
● Мне часто приходилось делать черно – белые ксерокопии с репродукций произведений искусств из альбомов в библиотеке, если не было своего материала.
● Учащиеся конспектировали под диктовку, что снижало интерес и повышало утомляемость.
Я прошла ряд курсов для того, чтобы освоить информационные технологии в образовательном процессе и четыре года назад начала активно использовать ИКТ на уроках МХК. К сожалению, в ЭОРах, поступающих на школу нет дисков по предметам ИЗО, черчение, МХК. Я покупала диски по МХК, но они не соответствуют программе и перегружены текстом. Презентация дает возможность мне самостоятельно скомпоновать учебный материал, исходя их особенностей конкретной темы по предмету, и добиться максимального учебного эффекта. Для подготовки урока я использую разные возможности: сканирование качественных репродукций, ресурсы Интернета, диски по МХК, электронную детскую энциклопедию, видеофрагменты по искусству. Отбор и монтаж материала занимает значительное место в подготовке к уроку, так как его композиция, как композиция любого произведения искусства, должна быть ясной и четкой. Возможности ИКТ позволяют многократно усилить степень эмоционального воздействия материала.Современные исследования показали, что объём запоминаемой информации зависит от формы её получения:
- 15% — в речевой;
- 25% — в зрительной;
- 65%—если оба эти способа передачи информации используются одновременно.
На уроке МХК ПК используется в демонстрационном режиме (один компьютер на столе учителя и проекционное оборудование). Сейчас я стала применять презентации и на уроках изобразительного искусства, что позволяет открыть новые возможности в преподавании предмета.
Презентации использую:
- при изучении нового материала (предъявление новой информации). Программа Power Point позволяет иллюстрировать урок разнообразными наглядными средствами: рисунками, репродукциями картин, фотографиями архитектурных и скульптурных памятников, схемами, таблицами, картами, аудио и видеофрагментами;
- для углубления знаний, как дополнительный материал к урокам. Гиперссылка позволяет вывести дополнительную информацию на слайде с текстом, изображением или на сайт в Интернете;
- для закрепления пройденного материала. Материал для закрепления знаний является самостоятельной презентацией, где анимация позволяет выводить с начала изображение, а после ответа сопроводительный текст;
- для проверки знаний составляю тесты и кроссворды по темам.
При создании презентаций в программе Microsoft Power Point мною обязательно соблюдаются все важные требования к дизайну: подбор цветовой гаммы и шрифтов в сочетании с их начертанием и размерами, репродукции представлены в высоком расширении; продумана анимация; хорошее качество видеофрагментов.
Тему урока, новые термины выделяю красным цветом, материал, который надо записать – синим, текст набираю шрифтом № 20, а для заголовков использую шрифт больше на два номера. Это психологически оправдано, так как красный цвет способен быстро привлечь к себе внимание, зафиксировать взгляд, поэтому красным выделяю только главное в информации. Синий цвет не такой активный как красный, не раздражает и не вызывает отрицательных эмоций, но также привлекает к себе внимание и помогает сосредоточиться на выделенном тексте. Остальная информация – шрифт черного цвета. Выделение шрифта другим цветом при чтении текста способствует закреплению материала в долговременной памяти. Разрабатывая оформление презентаций, я обращалась к источникам Интернета и советовалась со школьным психологом по влиянию цвета на зрительное восприятие информации.
В качестве домашней работы учащиеся выполнят презентацию от 6 до 10 слайдов, которая посвящена дополнительной информации по пройденному материалу. При создании учащимися компьютерных презентаций, формируются умения выделить главное в информационном сообщении, систематизировать и обобщать информацию. Презентации же можно или включить в урок (в объяснение учителя) или представить в виде визуального ряда при проверке домашнего задания, что займет мало времени и учащиеся с удовольствием просмотрят новые презентации. Из ученических презентаций составляю банк учебных работ, который может помочь и учителю при сборе материала по определенным темам.
Также формирую у учащихся навыки поиска и отбора нужной информации через проектную и исследовательскую деятельность. Главными составляющими метода проектов являются исследовательская работа школьников и оценка этой деятельности. Создание мультимедийных проектов способствует повышению интереса к предмету, формированию коммуникативной культуры.
Мои ученики с 2007 года принимают участие в школьных, городских и краевых конкурсах исследовательских проектов по мировой художественной культуре:
- В 2007г. в городском конкурсе проектов «Мой город» учащиеся 8 – В кл. заняли I и II места.
- В апреле 2007г. на городском фестивале «Творческие проекты учащихся» ученики 8 – В кл., представив проект по мировой художественной культуре «Рождение северной столицы», стали дипломантами конкурса.
- В апреле 2008г. представление учебных проектов на школьной «Научно – практической конференции»:
- проект «Боги Древнего Египта» выполнила группа из четырех учащихся 9 – В кл.;
- проект «Колизей» выполнили два учащихся 9 – В кл., награжден ДИПЛОМОМ II степени;
- проект «Религиозно – философские учения Древнего Китая» выполнила ученица 10– Б кл.;
- проект «Улыбка Джоконды» выполнила группа из четырех учащихся 9 – В кл.
- В феврале 2009г. представление учебных проектов по МХК учащихся 10 – А кл. на городской научно – практической конференции «Открытие»:
- проект «Античный стиль в современном дизайне интерьера» выполнила группа из трех учащихся;
- проект «Китайская живопись» выполнили два учащихся;
- проект «Искусство бонсай» выполнила группа из трех учащихся;
- «Архитектурный стиль городского дворца культуры города Бородино» выполнил
Евдокимов Виталий и стал победителем в научно – практической конференции
Открытие», награжден ДИПЛОМОМ I степени в направлении «Социально –
гуманитарные науки» в возрастной номинации 14 – 16 лет.
- 9 апреля 2009г. Евдокимов Виталий стал победителем XXIII краевой научно – практической конференции «ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ». Награжден ДИПЛОМОМ победителя в номинации исследовательская работа «Архитектурный стиль городского дворца культуры города Бородино» и СВИДЕТЕЛЬСТВОМ ЛАУРЕАТА за участие с докладом в секции «Мировая художественная культура».
Благодаря использованию презентаций у школьников наблюдается:
- повышение интереса к изучению предмета;
- более быстрое и глубокое восприятие излагаемого материала;
- концентрация внимания;
- включение всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной;
- возрастание мотивации к учебе;
- в процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений.
Разработанный мною единый стиль оформления презентаций, дает возможность учащимся грамотно оформлять слайды. Приобретённый опыт помогает учащимся представлять достойные работы на конкурсах различных уровней.
Применение презентации дает учителю следующие возможности:
- при помощи средств анимации проверить, закрепить знания учащихся (после того как ответил ученик, появляется правильный ответ);
- иллюстративный материал подать в определенной последовательности и сконцентрировать внимание ученика;
- репродукции показать крупным планом;
- повторить большой объем материала в определенный промежуток времени;
- повысить эффективность урока;
- проявить творчество, индивидуальность;
- избежать формального подхода к проведению уроков.
Наряду с презентациями я хотела бы использовать тестовый контроль на МХК, работать с учащимися в Интернете на уроке, но кабинет информатики перегружен, да и классы по 30 человек туда завести проблематично. Я надеюсь, что эта ситуация изменится к лучшему, так как техническая база школ постоянно улучшается.
|
На: Использование презентаций на уроках мировой художественной к
На: Использование презентаций на уроках мировой художественной к
На: Использование презентаций на уроках мировой художественной к
На: Использование презентаций на уроках мировой художественной к
Татьяна Ивановна!
С большим интересом познакомилась с Вашим опытом. В нашей школе такой предмет, как МХК ведется только третий год и поэтому учителя, преподающие МХК, испытывают так же недостаток в электронных ресурсах. И первым подспорьем стала коллекция ЭОРов из пакета СБППО.
На: Использование презентаций на уроках мировой художественной к
Татьяна Ивановна, содержательное эссэ . Спасибо за подробное изложение Вашего опыта, думаю что на Ваших уроках ученики с удовольствием знакомяться с материалом урока, а каким образом Вы проводите контроль знаний. Используете ли Вы ИКТ при этом, и если да, то с помощью каких программ? Спасибо!
На: Использование презентаций на уроках мировой художественной к
Надежда Владимировна, спасибо за вопрос. Для фронтального опроса я разрабатываю тестовые задания в программе Power Point (в презентации "Система работы" есть пример таких заданий) , где из трех предложенных вариантов надо выбрать один верный. Самостоятельные и контрольные работы учащиеся выполняют по карточкам (обычно это два варианта), а изображения к вопросам вывожу на экран проектора, другой возможности у меня пока нет. Я провожу контроль и в тестовой форме, но опять же распечатываю лист с тестами на каждого учащегося.
На: Использование презентаций на уроках мировой художественной к
Наталья Николаевна, спасибо за информацию. Я сетевой руководитель по своему предмету и, конечно же, знаю о коллекции ЭОР и диски действительно поступают, но по ИЗО, МХК и черчению диски на наше ММЦ не присылали.
На: Использование презентаций на уроках мировой художественной к
На: Использование презентаций на уроках мировой художественной к
На: Использование презентаций на уроках мировой художественной к
Татьяна Ивановна! Очень вас понимаю, без ИКТ сейчас не обойтись. Помню, когда училась в школе, у меня вечно была проблема как разглядеть картину с "камчатки", а подойти к преподавателю стеснялась. А если бы тогда были такие возможности как сейчас, наверно, пошла бы учиться на художника