Официальный сайт panajotov 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Микеланждело - гений эпохи Ренессанса

Submitted by Елена Дмитриевна Вахрушева on Tue, 19/01/2010 - 19:36
Данные об авторе
Автор(ы): 
Вахрушева Елена Дмитриевна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ № 2 г. Улан-Удэ, учитель русского языка, литературы, мировой художественной культуры
Регион: 
Республика Бурятия
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
высшее профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Мировая художественная культура
Цель урока: 
Познакомить учащихся с многогранностью творчества гения эпи Ренессанса Микеланджело Буонарроти
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
30
Используемые учебники и учебные пособия: 

Вахрушева Е. Д. Встречи с прекрасным. Уроки мировой художественной культуры. - Улан-Удэ, Издательство БГУ, 2007.

Используемая методическая литература: 

 1. Лев Любимов. Искусство Западной Европы. Книга для чтения. - М.: Просвещение, 1982,

2. Материалы сети Интернет.

3. Вахрушева Е. Д. Встречи с прекрасным. Уроки мировой художественной культуры. - Улан-Удэ, Издательство БГУ, 2007.

Используемое оборудование: 

Проектор, системный блок компьютера для показа презентации

Краткое описание: 
На уроке учащиеся знакомятся с многогранностью таланта Микеланждело Буонарроти в качестве скульптора, художника, поэта и архитектора, получают возможность увидеть самые известные работы этого гения, читают его стихи.

 

ПЛАН УРОКА
 
  1. Повторение
  2. Микеланджело Буонарроти - гениальный
  • скульптор
  • непревзойдённый художник
  • талантливый поэт
  •  архитектор эпохи Ренессанса.
IIIИтоги урока. Список рекомендуемой литературы
 
ХОД
 
На экране появляется запись темы урока
 
I. ПОВТОРЕНИЕ
 
Учитель. Сегодня, дорогие друзья, нам предстоит встреча с гением эпохи Ренессанса Микеланджело Буонарроти и его великими творениями. Мы перенесёмся с вами в XVI век в итальянский город Флоренцию, прогуляемся по тем местам, в которых жил и творил этот удивительный человек.
Познакомимся с планом урока.
 
На экране запись плана урока. Проводится беседа
 
Вначале вспомним материал прошлых уроков.
- Почему эпоха Ренессанса получила такое название?
- На какие периоды делится эпоха Ренессанса?
- Кто такой Леонардо да Винчи?
- В каких областях знаний прославился этот гений?
- Назовите самую известную картину Леонардо да Винчи. Чем она знаменита?
- Каково второе название картины «Джоконда»?
- Как художник работал над картиной?
- Назовите другие известные живописные полотна художника. Кратко расскажите об одном из них.
 
Следуют ответы учащихся. Затем на экране появляется запись для проверки ответов. Следующий слайд – портрет Микеланджело
 
II. СКУЛЬПТОР
Ученик (по материалам  индивидуального домашнего задания).Друзья, я предлагаю вам мысленно перенестись в Италию XV века, в прекрасный город Флоренцию, где жил и творил великийМикеланджелоБуонарроти. Он родился в небольшом городке Капрезе близ Флоренции в старинной, но обедневшей дворянской семье в 1475 году. В 1488 г. семья переехала во Флоренцию, и, увидев способности сына, отец отдал его в мастерскую художника Гирландайо, а через год – в скульптурную мастерскую при монастыре Сан Марко к одному из учеников Донателло. Необычайная одарённость юноши обратила на себя внимание правителя Лоренцо Медичи. В его доме будущий гений начал тщательно изучать античную пластику.
Микеланджело – один из величайших гениев мирового искусства, человек, наделённый удивительной творческой фантазией и поразительным по широте и разносторонности талантом. Но он вошёл в историю мировой художественной культуры прежде всего как скульптор.
 
Слайд с изображением барельефа «Мадонна у лестницы»
 
Учитель. Вспомните, друзья,определение слова скульптура как одного из видов искусства.
Школьники называют определение слова
 
Запишите, ребята, слово барельеф и его определение. Барельеф – разновидность скульптуры, скульптурное изображение на плоскости, в котором фигуры слегка выступают над поверхностью («Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой).
Ученик (по материалам домашнего задания). Микеланджело – гениальный скульптор. Своё первое творение он высек из мрамора, когда ему было всего 16 лет. Это барельеф «Мадонна у лестницы». Этот барельеф изображает Деву Марию с младенцем Иисусом. Они находятся у подножия лестницы, по которой бегают дети. У Девы Марии обеспокоенный взгляд, своим мафорием (длинным женским покрывалом – греч.) она заботливо прикрывает младенца, как бы уберегая его от напастей. Скульптор мастерски высек одежду Марии, что говорит о его таланте уже в юном возрасте. Со временем мрамор пожелтел, ведь прошло уже более шестисот лет. Но творение юного скульптора до сих пор радует глаза зрителей. Оно хранится в музее Буонарроти во Флоренции.
Учитель. Сейчас мы с вами затаим дыхание, потому что перед вами предстанет шедевр мировой скульптуры – великое творение Микеланджело «Пьета».
 
На экране – изображение скульптуры «Пьета»
 
Учитель. Скульптура «Пьета» /оплакивание/ - единственная, которую великий скульптор подписал, - была создана Микеланджело тоже в юном возрасте и стала величайшим произведением скульптуры. Она высечена из мрамора в 1497 – 1501 г. г., находится в Риме, в соборе святого Петра, самом большом и величественном католическим соборе мира.
 
Просмотр видеофрагмента из документального фильма «Собор Святого Петра» о скульптуре «Пьета»
 
Учитель (продолжает). Молодая  Мария держит на коленях мёртвое тело единственного сына – Иисуса. Её голова, покрытая мафорием, скорбно поникла. Чтобы расположить большое мужское тело на её коленях, скульптор умножил количество складок плаща, спадающего с колен Марии. Само тело Христа изнеможённо, правая рука безжизненно свисает вниз. Фигуры образуют в композиции пирамиду, сообщающую группе устойчивость и законченность. Зрителю невольно передаётся глубокая скорбь матери, потерявшей сына. Скульптор изобразил Марию и её божественного сына почти одинаковыми по возрасту. Почему? Наверное, потому, что сам творец был молод. Невозможно отвести глаз от этой скульптуры, потому что создал её гений.
 
Далее учащимся предлагается молча рассмотреть  детали скульптуры, которые появляются на экране
Следующий кадр – изображение статуи «Моисей»
 
Ученик (по результатам домашнего задания). Ещё один шедевр Микеланджело – статуя «Моисей» - явилась украшением для незаконченной гробницы Папы Юлия II. Статуя также высечена из мрамора, любимого материала скульптора. В этом гениальном творении проявились основные черты творчества Микеланджело – монументальность, пластическая мощь, драматизм образа, благоговение перед красотой человека. Статуя находится в Римской церкви Сан-Пьетро ин Винколи. Моисей Микеланджело - титаническая личность, наделённая могучим темпераментом и столь же могучей волей; здесь Микеланджело впервые вводит в скульптуру временной аспект: при обходе статуи создаётся впечатление постепенно нарастающего движения фигуры, соответствующего росту напряжения образа. Не может не восхитить мастерство автора. Вглядитесь в руки Моисея, и вы увидите, как по напряжённым жилам на его руках течёт кровь. Воистину шедевр!
 
III. ХУДОЖНИК
Учитель. Микеланджело никогда не считал себя художником, но по настоянию Папы взялся за грандиозную работу – роспись плафона и алтарной стены Сикстинской капеллы в Ватикане. Этот поистине титанический труд художник выполнил с 1508 по 1512 годы, испортив себе зрение.
 
Слайд «Свод потолка Сикстинской капеллы - жемчужина собрания
 музеев в Ватикане», затем по ходу рассказа – фрагмент фрески на алтарной стене «Страшный суд»
 
Ученик (по материалам домашнего задания). Фреска – картина, написанная красками на свежей, сырой штукатурке. Перед вами свод потолка Сикстинской капеллы, роспись которого по праву называют жемчужиной собрания музеев в Ватикане, резиденции главы католиков. Площадь потолка – около 600 кв. м (48x13 м) на высоте 18 м. центральную часть потолка художник посвятил сценам священной истории, начиная от сотворения мира. В девяти центральных композициях развёртываются события первых дней творения, история Адама и Евы, всемирный потоп, и все эти сцены по сути являются гимном человеку, заложенным в нём силам, его мощи и красоте. Главными выразительными средствами Микеланджело являются подчёркнутая пластичность, чеканность и ясность линии и объёма.
 
Слайд «Сотворение Адама»
 
Ученик (по материалам домашнего задания). Одна из самых совершенных фресок плафона Сикстинской капеллы – «Сотворение Адама». Живописец изобразил Адама, первого человека, лежащим на земной тверди. Он только что создан и, несмотря на мощное тело, слаб. К нему подлетает Бог, чтобы вдохнуть в него энергию жизни. Адам с трудом протягивает Господу руку, Бог протягивает ему свою. Ещё мгновение - и Адам обретёт силу жизни. Микеланджело изобразил самый важный момент в истории рождения первого человека на Земле.
 
Слайд с изображением фрески «Дельфийская сивилла»
 
Учитель. Перед вами фреска «Дельфийская сивилла» /прорицательница/. Она имеет высоту 270 см. Подобные гигантские фигуры расположены вдоль каждой стороны свода Сикстинской капеллы. Дельфийская сивилла была первой и самой удавшейся из них.
 
IV. ПОЭТ
Учитель. Природа наделила Микеланджело не только талантом скульптора и живописца, но и поэтическим даром. Его живописные и скульптурные творения широко известны, а вот написанные им стихи мало кто знает. И это несправедливо. Мы постараемся исправить эту несправедливость. Давайте послушаем прекрасные стихи и попробуем понять их.
 
Учащимся показывается книга с лирическими произведениями
 Микеланджело
 
Чтец.                                     Кто с делом дружит до самозабвенья,
                                               Тот хладный мрамор одарит теплом.
                                               Коль в изваянье жизнь забьёт ключом,
                                               Бессмертны станут мастер и творенье
 
                                               Когда сильны порывы вдохновенья,
                                               И камню хлад сл зноем нипочём.
                                               Вот и душа калит себя огнём,
                                              Чтоб выжечь скверну и обресть спасенье.
 
Как сталь, в горниле жизни закалён,
Страстями исхожу я, не сгорая,
И не страшусь тернового венца.
 
Я помыслами в вечность устремлён.
Кремнём златые искры высекая,
Заставлю свято пламенеть сердца!
 
Чтец.                                                    Великодушный друг! О как я рад,
                                                              Что хворь мою врачуешь в дни ненастья.
                                                              К прекрасному ценю твоё пристрастье –
                                                              Горжусь, что здесь и мой немалый вклад.
 
                                                               Когда сочувствия твой полон взгляд,
Испытываю подлинное счастье
И за такое доброе участье
Готов судьбу благодарить стократ.
 
На днях один приятель очень лестно
С тобой вёл речь об авторе сих строк.
Я за привет в долгу перед тобою.
 
Хоть бескорыстен я – тебе известно,
Но, словно ростовщик, беру в залог
Сердца, а отплатить могу мазнёю*.
 
Примечание. Известно, что Микеланджело щедро одаривал друзей рисунками, картинами и изваяниями.
 
После прослушивания учащимся задаются вопросы, касающиеся жанра, содержания, смысла, выразительности стихотворений (сонетов), повторяется определение сонета как жанра лирики. Также выясняется, каким человеком предстаёт перед читателями Микеланджело. Учащиеся хорошо справляются с заданием, называют такие качества Микеланджело: огромное трудолюбие, страстность, стремление избавиться от пороков, желание остаться в вечности своими творениями и т. д.
 
V. АРХИТЕКТОР
 
Учитель. В поздний период жизни Микеланджело занимали прежде всего не изобразительные виды искусства, а грандиозные строительные задачи. В архитектуре Микеланджело господствует пластическое начало; в создании динамических контрастов масс большую роль играют напряжённый, насыщенный светотенью рельеф стены, сильно выступающие пилястры, пластически выразительные наличники, "большой ордер". Ещё в 1523-1534 годах Микеланджело воздвигает здание библиотеки Лауренцианы во Флоренции (к 1568 по его модели был завершен вестибюль библиотеки с лестницей, органической динамикой своей композиции вызывающей представление о потоке лавы).
С 1546 и до конца жизни главным трудом Микеланджело было возведение собора св. Петра и строительство ансамбля Капитолия в Риме - духовного и светского центров "вечного города". Дело гения – купол собора Св. Петра завершил его ученик Джакомо делла Порта. По замыслу Микеланджело площадь Капитолия обрела трапециевидный план; она замыкается дворцом Консерваторов.
 
Во время рассказа учителя открываются слайды с изображением библиотеки Луренциана, купола собора Святого Петра.
Открывается слайд «Рука гения»
 
Учитель. Сегодня, ребята, вы убедились в том, что талант Микеланджело был действительно многогранен. Он умер в возрасте 89 лет в Риме, где жил и творил последние годы.  После смерти с его гениальной руки был сделан гипсовый слепок, а тело тайно вывезено во Флоренцию и похоронено в старейшей церкви Санта Кроче  в знак его выдающихся заслуг. Вглядитесь в изображение руки. Это рука гения!
 
VI. ИТОГ УРОКА
 
Учитель. Сейчас, друзья, мы подведём итоги, вспомним, о чём узнали на уроке.
На экране – вопросы на выявление степени усвоения материала урока
*      С какими скульптурными произведениями    Микеланджело вы сегодня познакомились?
*      Как проявил себя этот гений в качестве живописца?
*      Назовите самые известные живописные произведения художника.
*      Каким предстаёт перед нами Микеланджело в своих лирических произведениях?
*      Купол какого собора проектировал Микеланджело? Назовите другие архитектурные творения гения.
*      Почему Микеланджело называют гением эпохи Ренессанса?
 
На экране – список рекомендуемой литературы и материалов сети Интернет
Заключительный слайд с записью домашнего задания: написать творческую работу по одному из самых понравившихся шедевров Микеланджело

 


»  Размещено в сообществах:   

На: Микеланждело - гений эпохи Ренессанса


Представленный урок входит в систему уроков мировой художественной культуры, объединённых под общей темой «Титаны эпохи Возрождения», и является третьим в этой системе. Первые два урока посвящены знакомству с творчеством Леонардо да Винчи.

Вахрушева



Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн