Официальный сайт moscowout 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Учебный комплекс С.И. Львовой как средство реализации деятельно-системного подхода в обучении русскому языку

Submitted by Елена Александровна Поцелуева on вс, 31/01/2010 - 16:48

 

Муниципальное образование город Краснодар

Карасунский внутригородской округ

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 52

Г.Краснодара

 

 

 

 

Учебный комплекс
  С.И. Львовой как средство реализации деятельно-системного подхода в обучении русскому языку

 

Выступление

учителя русского языка и литературы

Поцелуевой Е. А.

на мастер-классе

 «Активные формы работы на уроках

 русского языка в основной школе

по УМК С. И. Львовой»

 

 

 

 

Краснодар

4 декабря

2008 года

 

Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка – одна из самых актуальных проблем методики русского языка.

Цель современного обучения русскому языку в школе - не только получение навыков грамотного письма, но и подготовка к самообразованию, к самостоятельному поиску информации. Поэтому современный учитель должен так организовать учебный процесс, чтобы использовать активные формы работы на уроках. Какие же методы помогут учителю активизировать учебный процесс?

1.     Метод проблемного изложения. Используя этот метод, учитель формирует проблему, показывает пути ее решения, а ученики самостоятельно анализируют представленный материал.

2.     Частично-поисковый метод. Учитель формирует проблему, помогает оформлять ее решение с помощью наводящих вопросов, а ученики, отвечая на вопросы, находят решение.

3.     Исследовательский метод. Ученики самостоятельно решают проблемы, поставленные учителем, обосновывают свои выводы в результате анализа.

Регулярное использование  всех трех методов формирует у учащихся умение применять знания и навыки в новой ситуации, что способствует развитию речевой и мыслительной деятельности учащихся.

Именно три вышеперечисленных метода реализуются в обучении по программе и учебно-методическому комплексу С. И. Львовой, который реализует системно-деятельный подход в обучении русскому языку. Каждый раздел учебника синтезирует совершенствование речевой деятельности учащихся и формирует систему лингвистических знаний, умений и навыков.

Центральная единица всего обучения – текст. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности на каждом уроке, поэтому каждый урок можно назвать уроком развития речи. Чаще всего авторы учебника предлагают прочитать предложенный текст, доказать, что перед учащимся речевое произведение, провести текстоведческий анализ (определить тему, основную мысль, тип речи, стиль теста, средства связи предложения), озаглавить. Далее учитель может варьировать работу с текстом. Другой тип заданий – сочинение-миниатюра по предложенному тексту и репродукции картины, по пословице, по картинкам на определенную тему и т.д. Таким образом, работа с разными видами текстов на уроке помогает по-новому организовать работу учеников, сделать процесс обучения практически направленным.

Ряд упражнений раздела обеспечивает целенаправленный поиск информации в источниках разного типа: справочниках, словарях, СМИ, интернете. Например, выписать из словарика «Говорите правильно» иноязычные слова, в которых есть буквенное сочетание те; или определить происхождение предложенных слов по этимологическому словарю, другой  тип заданий связан  с наблюдением учащихся за речью окружающих: в течение нескольких дней понаблюдайте за речью радио - и телеведущих и составьте краткий список иноязычных слов, которые, по вашему мнению, сравнительно недавно вошли в русский язык, используйте во время работы толковый и орфографический словари. На основе наблюдения составьте текст, отвечая на вопрос: «Почему в современном русском языке появляются заимствованные слова?». Такие задания учат ребят не только находить информацию, но и обобщать ее, делать выводы.

Учебник активно реализует межпредметные связи. На его страницах часто встречаются такие типы упражнений, как:

На уроке иностранного языка.

1.    О каких буквах русского алфавита говорят, что они «всегда молчат»? Всегда ли «молчали» эти буквы? Чтобы ответить на данные вопросы, внимательно перечитайте текст  предыдущего упражнения.

2.  Есть ли «немые» буквы в том иностранном языке, который вы изучаете в школе?

3.     На какие группы делятся согласные в том иностранном языке, который вы изучаете в школе? Есть ли в нем мягкие согласные?

4.     Какие звуки иностранного языка трудно произносить русскому человеку и почему?

Язык и литература.

1. Выразительно прочитайте отрывки из поэтических произведений и докажите, что в них есть звукопись.

1) К..стер мой дог..рал на берегу пустын…,

Шуршали шелесты струистого песка,

И горькая душа тоскующ..й полыни

В истомной мгле к..чалась и текла.

                          (М. Волошин)

2) Полночной порою в б..лотной глуши

Чуть слышно, бе..шумно, шуршат к..мыши.

О чем они шепч..т? О чем говорят?

Зачем огоньки между ними г..рят?

                              (К. Бальмонт)

2. Спишите тексты, выделяя морфемы с пропуском букв. Объясните их написание.

3. Самостоятельно подберите из поэтических текстов примеры, которые показывают, что глухие шипящие и свистящие согласные звуки ассоциируются с таинственными ночными шорохами, шумом ветра, легкими шагами, шуршанием и чуть слышным шелестом листьев.

 

Язык и история.

По материалам учебника истории составьте краткий список собственных имен знаменитых людей и названий исторических событий. Обоснуйте использование прописной буквы при написании этих слов.

На уроке математики.

1. Из толкового словарика выпишите устаревшие слова, с помощью которых обозначались старинные меры длины. Кратко укажите значение каждого слова.

Образец: аршин = 71 см

2. Прочитайте отрывок из русской былины. Установите размер камня, который описан в этом отрывке.

В высоту камень три сажени - через  него только топор подать; в длину камень три аршина с четвертью.

3. Раскройте смысл старинных русских выражений.

1) Как аршин проглотил. 2) За семь верст киселя хлебать.  3) Сам  с вершок, а голова с горшок. 4) Семи пядей во лбу.

На уроке географии.

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните придаточные части сложноподчиненного предложения. По толковому и этимологическому словарикам определите значение и происхождение выделенных слов. К какой группе лексики они относятся?

Все что увидели бы инопл..нетяне при пр..ближении к Земле обр..зует ее внешние оболочки. Воздух обр..зует г..зообразную оболочку которая называется атм..сферой. Вода обр..зует водную оболочку которую именуют гидр..сферой.

Горные породы которые сл..гают сушу и дно океанов сост..вляют земную кору. Живые организмы вместе с той средой где они живут форм..руют биосферу. (Т. Герасимова)

2. Выразительно прочитайте текст. Определите его тип и стиль речи.

 

Такие типы упражнений формируют у учащихся целостное представление о мире, дают возможность делать выводы о роли языковых явлений на разных предметах, изучаемых в школе.

Любой раздел учебника условно делится на две части:

·        основные сведения о языке;

·        употребление языковых единиц в речи, применение полученных знаний, совершенствование речевой деятельности в разделе «Культура речи».

Материалы, представленные в учебниках С. И. Львовой, не только обучают грамотному письму, но и учат оценивать эстетическую сторону художественной речи.

Но самое главное достоинство этого учебного комплекса – это дифференциальный подход в подаче материала. В зависимости от уровня подготовки класса учитель может варьировать учебный материал и выбирать те упражнения, которые целесообразны именно на этом уроке в этом классе.

Таким образом, данный учебный комплекс предлагает учителю такой подбор теоретического и практического материала, который дает возможность всесторонне развивать личность учащегося средствами предмета, формирует представление о роли языка в жизни людей и богатстве русского языка. 

 


»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн