Submitted by Юлия Валерьевна Каримова on вс, 07/02/2010 - 16:16
Этапы урока
Ход урока
1.Организационный момент.
Здравствуйте, уважаемые гости и ребята!
2.Сообщение целей урока.
Тема нашего урока «Просторечие». На уроке мы должны познакомиться с понятием «Просторечие»; чертами просторечие, словами и выражениями, грамматическими формами и конструкциями, свойственными нелитературного разговорному употреблению
3.Терминологический калейдоскоп
Начнем работу с «Терминологического калейдоскопа». Дома вы учили термины. Сейчас я раздам вам карточки, а вы должны выполнить следующее задание: 1) Написать определение термина, 2) вставьте пропущенные слова. Время выполнения работы 5 минут.
4.Работа над новым материалом
Ø Слово учителя
Итак, ребята, перейдем к теме нашего урока.
Просторечие
Разберем это понятие. В толковом словаре Ожегова оно трактуется так: «Это речь малообразованных носителей языка( преимущественно горожан), черты произношения, слова и выражения, грамматические формы и конструкции, свойственные нелитературному разговорному употреблению».
В толковом словаре Ушакова: «Допускаемые в литературных произведениях и разговорной речи для создания определенного колорита непринужденности и несколько грубоватые слова и формы языка, не входящие в норму литературной речи».
Выделим значимые части в слове «просторечие»
Прост – о – реч – иj– е
Подберите однокоренные слова:
Речевой, речистый, красноречивый.
Просторечие с одной точки зрения, - Это область неграмотной речи, находящаяся за пределами литературного языка и не представляющая собой единой системы:
Итак, ребята, что вы запомнили о понятии «Просторечие»?
Какие две группы слов просторечия узнали?
Как вы должны относиться к своей речи?
Обогащайте свой язык! Очищайте его от бранных слов. Есть ли вопросы по новому материалу?
Тогда мы переходим к работе в дидактических тетрадях.
5.Работа в дидактических тетрадях
Упражнение 36 Выпишите из таблицы слова разговорные, а в правую – просторечные. Обоснуйте своё мнение.
Разговорные слова
Просторечные слова
Хлопать в ладоши, соваться, распекать, лупить
Шляться, башка, барыш, жрать
Ребята, к какой группе просторечия относятся слова, записанные во второй столбик?
Упражнение 37. Составьте два предложения, в которых просторечные слова употреблены для придания речи шутливого оттенка.
Ответы учащихся.
Упражнение 38. Прочитайте отрывок из стихотворения Н.А.Некрасова «Дед Мазай и зайцы». Литературный или разговорный язык использован в нем? Почему поэт употребил такую разновидность языка и с какой целью использовал просторечные слова?
Только что начал работать веслом,
Глядь, у куста копошиться зайчиха –
Еле жива, а толста, как купчиха!
Я её, дуру, накрыл зипуном –
Сильно дрожала.. Не рано уж было.
Объясните значение слов:
Копошиться – Медленно шевелиться, делая что - нибудь. или (о множестве) медленно двигаться в разных направлениях
Зипун - В старое время: крестьянская одежда кафтан из грубого толстого сукна, обычно без ворота
Упражнение 24 учебника: Расскажите друзьям о повадках животных, которых вы наблюдали. Например, о своей собаке или кошке, о курице или теленке. Используйте в рассказе разговорный язык.
Устные сочинения учащихся.
Самостоятельная работа
Упражнение 39 ( по условию) Выписать слова и выражения, которые могут быть употреблены в этой разновидности языка. Какой двойной смысл содержится в последнем предложении?