Официальный сайт nokia 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Просторечие.

Submitted by Юлия Валерьевна Каримова on вс, 07/02/2010 - 16:16
Данные об авторе
Автор(ы): 
Каримова Юлия Валерьевна
Место работы, должность: 
МБОУ СОШ№8 г.Туймазы
Регион: 
Республика Башкортостан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Родной язык
Цель урока: 
1.дать учащимся представление о понятии «просторечие»; 2.развивать связную речь, логическое мышление, память, навыки самостоятельной работы учащихся. 3.воспитывать интерес к предмету, бережного отношения к языку.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
18
Используемые учебники и учебные пособия: 

Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. 6 класс: учеб.для общеобразовательных учреждений – М.,2006

Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. 6 класс: рабочая тетрадь . – М.,2006

Используемая методическая литература: 

1.Альбеткова Р.И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. От слова к словесности.5класс». – М., Дрофа,2001

2.Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 классы. – М., 2000

3.Ладыженская Т.А.Русский язык. Книга для учителя. 5 класс. Учим каждого, весело и серьезно/ Т.А.Ладыженская, О.П.Штыркина, Н.В.Ладыженская. – М.,2009

Используемое оборудование: 

Доска, таблицы

Используемые ЦОР: 

Учитель: Каримова Юлия Валерьевна

Краткое описание: 
Этапы урока 1.Организационный момент. 2.Сообщение целей урока. 3.Терминологический калейдоскоп 4.Работа над новым материалом 5.Работа в дидактических тетрадях Самостоятельная работа Домашнее задание Подведение итогов урока. Выставление оценок. (1-2)
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

Этапы урока

 

Ход урока

1.Организационный   момент.

Здравствуйте, уважаемые гости и ребята!

2.Сообщение целей урока.

Тема нашего урока «Просторечие». На уроке мы должны познакомиться с понятием «Просторечие»; чертами просторечие, словами и выражениями, грамматическими формами и конструкциями, свойственными нелитературного разговорному употреблению

3.Терминологический калейдоскоп

 

 

Начнем работу с «Терминологического калейдоскопа». Дома вы учили термины. Сейчас я раздам вам карточки, а вы должны выполнить следующее задание: 1) Написать определение термина, 2) вставьте пропущенные слова. Время выполнения работы 5 минут.

4.Работа над новым материалом

 

 

Ø Слово учителя

Итак, ребята, перейдем к теме нашего урока.

Просторечие

Разберем это понятие. В толковом словаре Ожегова оно трактуется так: «Это речь малообразованных носителей языка( преимущественно горожан), черты произношения, слова и выражения, грамматические формы и конструкции, свойственные нелитературному разговорному употреблению».

В толковом словаре Ушакова: «Допускаемые в литературных произведениях и разговорной речи для создания определенного колорита непринужденности и несколько грубоватые слова и формы языка, не входящие в норму литературной речи».

Выделим значимые части в слове «просторечие»

 Прост – о – реч – и j – е

Подберите однокоренные слова:

Речевой, речистый, красноречивый.

*    Просторечие с одной точки зрения, - Это область неграмотной речи, находящаяся за пределами литературного языка и не представляющая собой единой системы:

Мамаша, одежа, деловой, одеколончик; с отрицательным значением: склизкий, хворый, вертиться, серчать, издаля, намедни.

*    С другой точки зрения – слова, имеющие яркую сниженную стилистическую окраску. Они составляют 2 группы:

Обиходно – бытовое просторечие

Грубая, вульгарная лексика

Слова имеют сниженную стилистическую окраску

Слова находятся за пределами литературного языка

Балбес, дохлятина, оплеуха, задрипанный, толстопузый, дрыхнуть, орать, сдуру

Сволочь, стерва, хамло, харя, поскудный, слямзить.

Итак, ребята, что вы запомнили о понятии «Просторечие»?

Какие две группы слов просторечия узнали?

Как вы должны относиться к своей речи?

Обогащайте свой язык! Очищайте его от бранных слов. Есть ли вопросы по новому материалу?

Тогда мы переходим к работе в дидактических тетрадях.

5.Работа в дидактических тетрадях

 

 

 

 

 

Упражнение 36 Выпишите из таблицы слова разговорные, а в правую – просторечные. Обоснуйте своё мнение.

Разговорные слова

Просторечные слова

Хлопать в ладоши, соваться, распекать, лупить

Шляться, башка, барыш, жрать

 

Ребята, к какой группе просторечия относятся слова, записанные во второй столбик?

Упражнение 37. Составьте два предложения, в которых просторечные  слова употреблены для придания речи шутливого оттенка.

Ответы учащихся.

 Упражнение 38. Прочитайте отрывок из стихотворения Н.А.Некрасова «Дед Мазай и зайцы». Литературный или разговорный язык использован в нем? Почему поэт употребил такую разновидность языка и с какой целью использовал просторечные слова?

Только что начал работать веслом,

Глядь, у куста копошиться зайчиха –

Еле жива, а толста, как купчиха!

Я её, дуру, накрыл зипуном –

Сильно дрожала.. Не рано уж было.

Объясните значение слов:

Копошиться – Медленно шевелиться, делая что - нибудь. или (о множестве) медленно двигаться в разных направлениях

Зипун - В старое время: крестьянская одежда кафтан из грубого толстого сукна, обычно без ворота

Упражнение 24 учебника: Расскажите друзьям о повадках животных, которых вы наблюдали. Например, о своей собаке или кошке, о курице или теленке. Используйте в рассказе разговорный язык.

Устные сочинения учащихся.

Самостоятельная работа

 

Упражнение 39 ( по условию) Выписать слова и выражения, которые могут быть употреблены в этой разновидности языка. Какой двойной смысл содержится в последнем предложении?

Упражнение 40. Придумать ребусы к словам6 подвал, подвода, заговор, задача, название, наказание.

Домашнее задание

Подготовить сообщение о нормах литературного языка по вариантам

1)Орфоэпические

2)Морфологические

3)Орфографические

4)Стилистические

5)Синтаксические

6)Пунктуационные

 Упражнение 42,43,44 по рабочей тетради.

Подведение итогов урока.

Выставление оценок.

(1-2)

Что есть «просторечие»?

Как можно отличить просторечие от литературного языка?

 


»  Tags for document:

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн