Вы не зарегистрированы

Авторизация



Виды ЦОР по обществознанию и формы их использования в дистанционном обучении

    Выберите действие:

При дистанционном обучении учитель выступает в роли удаленного организатора учебной деятельности учащихся. Работа протекает не в классе, где весь учебный процесс протекает под руководством педагога или его вмешательство в самостоятельную учебную деятельность учащихся возможно в любой момент. Следовательно, учитель должен задать четкий алгоритм и последовательность работы. Для того чтобы понять, как может выглядеть данный алгоритм, целесообразно рассмотреть основные разновидности имеющихся ЦОР по обществознанию, кратко охарактеризовать их дидактический потенциал.
 
Для успешной работы выстроим общую схему анализа каждого ЦОР независимого от его типа.  Такой подход позволит определить возможности использования конкретного ресурса в системе дистанционного образования. Для этого:
·        определим тему, при изучении которой целесообразно обращение к ресурсу;
·        установим, какие элементы содержания образования могут быть предъявлены через изучение данного ЦОР;
·        установим, какой опыт познавательной и практической деятельности может получить учащийся, работая с данным ЦОР, какие умения и навыки могут формироваться в процессе работы;
·        подберем возможные формы работы учащихся с ресурсом;
 
 
На этой базе далее следует создать инструкцию для учащихся, в которой будет указано, какие познавательные операции надлежит им выполнить, и даны конкретные задания для работы.
 
 
Рассмотрим на примерах ЦОР разных видов, какое применение могут в обучении могут они иметь, как может учитель организовать работу в дистанционном режиме с ними. Это станет «кирпичиками», так сказать, типовыми строительными материалами, из которых в дальнейшем можно собирать конструкции конкретных уроков-занятий.
 
 
Среди многообразия имеющихся в нашем распоряжении ЦОР можно выделить следующие основные разновидности:
 
Словарь
 
Особенность словаря состоит в том, что в нем раскрывается содержание важнейших терминов, которые включены в образовательные стандарты основной школы.
 
Обращение к словарю необходимо для полного понимания содержания курса. Работа со словарем обогащает лексический запас учащихся, помогает им совершенствовать свою компетентность в чтении и понимании разнообразной, в том числе и неадаптированной для учебных целей социальной информации. Точное по смыслу употребление соответствующих терминов нередко требуется и при выполнении контрольных заданий,  как к отдельным темам, так и ко всему курсу. Возможно обращение к словарю при выполнении творческих заданий, а также для подготовки к контрольной работе, экзамену. Уверенное владение терминологией – одно из условий успешного изучения курса.
 
Рассмотрим пример.
 
 
 
Перед нами краткая словарная статья, сопровождающаяся небольшим иллюстративным материалом.
·        Использование данного ресурса целесообразно при изучении темы «Социальная структура общества».
·        Работа с данным ЦОР может быть направлена на раскрытие таких элементов содержания как: «Социальная структура общества. Социальная роль. Формальные и неформальные группы. Социальный статус»
·        Казалось бы, краткий объем статьи дает небольшие возможности для работы с ней. Однако можно предложить соотнести между собой текст статьи и изобразительный ряд ЦОРа. Тогда мы можем поставить перед учащимися вопросы на определение групповой принадлежности, представленных на рисунке людей. Высказать предположение об их нормах и ценностях, а также раскрыть,  по каким внешним признакам мы это определили. Социальные признаки – ключ к пониманию того, что такое социальные группы, в чем заключаются социальные статусы людей. Тем самым, отвечая на поставленные вопросы, учащиеся на практике смогут приблизиться к пониманию значения теоретических положений из образовательного стандарта, которые мы процитировали.
·        Подобные формы работы позволяют развивать такое умение учащихся как «характеризоватьосновные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития».
 
 
Мы привели данный разбор как примерный. Конечно, значительная часть ЦОРов богаче по содержанию, чем данный. Но в том-то и состоит задача учителя, чтобы через систему поставленных заданий побудить учащихся к вдумчивому анализу всей содержащейся в ЦОР социальной информации, соотнесению текстовых и нетекстовых ее форм предъявления.
 
Оригинальный текст
 
В наборе ЦОР приведены фрагменты оригинальных текстов. Фрагменты снабжены указаниями на источник, в большинстве случаев содержат краткую информацию об авторе, а также могут содержать вопросы и задания, организующие изучение приведенных текстов. Работа с подобными ресурсами способствует существенному расширению объема знаний учащихся по сравнению с материалом учебного пособия.
 
 
Обращение к ресурсу позволяет реализовать такие требования к результатам образовательной деятельности, как умение
· работать с источниками социальной  информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
·   подготавливать рефераты, осваивать приемы оформления результатов исследования актуальных социальных проблем.
Особое внимание стоит обратить на вопросы и задания к текстовым ресурсам. Данные вопросы и задания являются примерными и ни в коей мере не сковывают творческий поиск и педагогический метод учителя.
 
Вот пример подобного текстового ресурса (фрагмент).

 
·        Данный ЦОР целесообразно использовать при изучении темы «Развитие общества»;
·        Работа с данным ЦОР может быть направлена на раскрытие таких элементов содержания как: «Социальные изменения и их формы. Традиционное, индустриальное, информационное общества».
·        Данный текстовой фрагмент достаточно сложен по содержанию. Он насыщен терминами, статистическими данными. Поскольку уровень подготовки учащихся всегда разнится, к тексту следует поставить разные по уровню сложности вопросы. Это могут быть вопросы:
  • на составление плана текста, выделение его основных смысловых фрагментов;
  • на понимание авторской позиции;
  • на поиск примеров для явлений, о которых говорится в тексте;
  • на использование сведений, извлеченных из текста, в других познавательных ситуациях (для сильных учащихся);
  • соотнесение информации текста со знаниями курса, формулирование оценочных суждений и собственной аргументации;
·        Подобное задание может служить развитию умения «первичного анализа и использования социальной (в том числе экономической и правовой) информации»;
 
 
Диаграммы, таблицы, схемы
 
Диаграммы и таблицы помогают систематизировать изученный материал, устанавливают важные для понимания тех или иных изучаемых объектов черты сходства или различия, компактно представляют числовые данные и т.д. Работа с ними помогает овладеть приемами анализа, систематизации, сравнения данных. Особенно эффективны статистические таблицы, поскольку наглядны и компактны, дают возможность наглядно представить действующие тенденции, количественные соотношения между изучаемыми фактами, процессами, явлениями.
Схема – это способ представления информации. Схематизация материала – не самоцель, а лишь способ выделить самое существенное, при этом показать наглядно структуру изучаемого объекта или важные связи его с другими сторонами или объектами.
 
 
 
При выборе форм работы с ЦОР данного типа следует также отталкиваться от их содержания. В данном случае целесообразно предложить учащимся смоделировать конкретные социальные ситуации, иллюстрирующие разные этапы пирамиды социального конфликта. На более высоком уровне можно предложить им рассуждение на тему, в какой степени вообще возможно устранение противоречия в интересах разных членов общества. Тогда задание будет носить проблемный характер, будет ориентировано на развитие такого умения как «наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические знания».
 
 
Мультимедийные презентации
 
Представляют материал в определенной логической последовательности, в наглядной форме. Это своего рода план-конспект занятия, позволяющий ввести учащихся в изучение того или иного социального явления, той или иной темы.
Вот пример подобного типа ресурса.
 
 
Учитель, задавая учащимся ознакомиться с ресурсом, должен предложить им определенные задания или вопросы по каждой части презентации. Важно, чтобы информация не воспринималась пассивно, а тут же подвергалась простейшему анализу. Вопросы могут носить и простейший, репродуктивный характер и быть ориентированы на более высокие умения и навыки – моделирование социальных ситуаций, анализ ситуаций, смоделированных учителем, на основе знаний, которые учащиеся извлекают из работы с ЦОР.
 
Скажем, в данном случае, можно
·        подготовить для уроков описания случаев безработицы и предложить установить, к какому ее типу относится каждый случай;
·        другой вариант – поручить учащимся составить примеры случаев безработицы разных типов самостоятельно;
·        наконец, можно дать в задании описание каких-либо явлений в экономике страны и предложить порассуждать, причиной безработицы каких типов может стать то или иное явление.
Разумеется, предложенный список заданий является примерным.
 
 
Упражнения и опросы
 
 
Для тренинга и контроля знаний учащихся  в состав ЦОР включены такие типы ресурсов, как «упражнения» и «опросы».
Учитель также должен пользоваться заданиям, предлагаемыми для подготовки учащихся к ГИА в 9 классе, использовать некоторые задания из открытого сегмента заданий ЕГЭ по обществознанию, отбирая те из них, которые возможно выполнить на базе содержания обществоведческой подготовки в основной школе.
 
Использование ЦОР в дистанционном обучении зависит от целей и задач урока, уровня подготовленности учащихся, развитости их операционно-действенных умений и навыков. ЦОР выступают в обществознании не только и не столько дополнительным источником информации по отношению к учебнику, сколько средством активизации самостоятельной познавательной деятельности. Организуя работу с ЦОР, учитель должен помнить о практикоориентированности курса, а  именно  о развитии практических умений в соответствии с требованиями Федерального компонента образовательного стандарта для основной школы.

 

 


»  Размещено в сообществах: