Официальный сайт mydebut 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Формирование гражданско-патриотических качеств личности школьника посредством ИКТ

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ ИКТ

Кондусова Л.В.

МОУ СОШ № 15 с углубленным изучением отдельных предметов г. Воронежа

Одним из важных аспектов нравственного воспитания личности является патриотическое воспитание. Но условия, в которых сегодня находится российское общество, в целом, пока неблагоприятны для формирования у подрастающего поколения патриотического самосознания, ориентированного на высокие гражданские идеалы. Когда через средства массовой информации идет негласная пропаганда насилия, а в обществе насаждается приоритет материальных ценностей над духовными, трудно говорить о формировании высоконравственной, социально-активной личности с четко выраженной гражданской позицией. Наоборот, у значительной части молодежи деформированы патриотические чувства, нравственные устои и культура поведения. За последнее время в детско-молодежной среде усилились нигилизм, цинизм, неуважительное отношение к историческому прошлому, героическим и трудовым подвигам народа, вандализм, безответственность, безнравственность, жестокость в крайних проявлениях. Резко возросла и «помолодела» преступность. Многие дети оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. Еще одной серьезной проблемой стало обострение национального вопроса, подогреваемого экстремистами и террористами. Это привело к тому, что значительная часть молодежи сегодня вовлечена в различные националистические и экстремистские организации, а национализм стал восприниматься как проявление патриотизма. Во многом нравственные ценности ребенка, включая  гражданско-патриотические качества, формируются не столько школой и обществом, сколько семьей. Но, к большому сожалению, зачастую именно в семье дети получают первые уроки безнравственности. Потребительство, злоба, жадность, безразличие и многое, многое другое формируют  сегодня нравственную сторону жизни учащихся. Таким образом, за последнее десятилетие мы практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны. В связи с этим, проблема гражданско-патриотического воспитания новых поколений россиян становится одной из актуальнейших не только для школы, семьи, но и для всего общества и государства, так как будущее страны, прогресс в экономической, политической и социальной сферах, в первую очередь, зависит от гражданской позиции подрастающего поколения.

Воспитание гражданина провозглашено главной целью современной образовательной системы России и одним из основных принципов государственной политики в области образования. Эта цель нашла отражение в законе РФ «Об образовании» и в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», где были определены основные задачи гражданского воспитания личности.

Стержнем гражданского воспитания является патриотическое воспитание личности, которое неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, правовым, демократическим, экологическим.

В последнее время все большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты.  Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Являясь нравственной основой жизнеспособности государства, патриотизм выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России.

Будучи учителем истории и обществознания и, по совместительству, классным руководителем, в своей работе я большое внимание уделяю именно патриотическому воспитанию. Важными задачами патриотического воспитания я считаю: утверждение среди подрастающего поколения социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений; вовлечение учащихся в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем посредством их участия в различных социальных проектах; воспитание школьников в духе уважения к культурному и историческому прошлому страны, к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни; формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами. Как и нравственность в  целом,  патриотизм  и  гражданственность  носят деятельный характер. Поэтому  и  их  воспитание  должно осуществляться  в  процессе организации  разнообразной  познавательной   и   практической   деятельности школьников с использованием современных форм и методов работы, учитывающих возрастные и психологические особенности.

Для меня такой волшебной «палочкой-выручалочкой» стало использование в воспитательной работе современных информационно-коммуникативных технологий. Во-первых, они позволяют решить одну из самых острых проблем  – проблему мотивации: сегодня практически у каждого ребенка дома есть компьютер и большую часть своего свободного времени он проводит за ним. И возникает вопрос: а почему бы не потратить это свободное время не на бессмысленные игры, а на интересное творческое дело? Во-вторых, реализуются принципы личностно-ориентированного обучения, когда учащиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами. В-третьих, в процессе работы школьники учатся: пользоваться компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой), осуществлять поиск информации (в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации), использовать такие информационные технологии как блокнот, графический редактор, программы Power Point и Movie Maker и др. В-четвертых, информационно-коммуникативные технологии тесно связаны с использованием метода проектов, который помогает учащимся осваивать алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, что актуально в современном обществе.

Результатом использования ИКТ в воспитательной работе являются социальные видеоролики и проекты («Чистая школа», «Мы выбираем здоровый образ жизни», «Как нам обустроить Россию», «Глобальные проблемы человечества»), проекты по военно-патриотическому и гражданскому воспитанию («Гимн России глазами школьника», «Минута молчания», «Города-герои», «История российского парламентаризма»), агитбригады и др.

Каждое образовательное учреждение самостоятельно определяет направления и содержание патриотического воспитания, расставляет акценты и выбирает для себя наиболее приемлемые методы воспитания, исходя из накопленного опыта, традиций, приоритетов. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения. Все это необходимо учитывать педагогам и классным руководителям в процессе воспитания учащихся. Воспитание и обучение ребенка должно быть построено так, чтобы ребенок, выросший в нашей стране, не стал человеком, которому все равно в какой стране жить, и которого абсолютно не волнует судьба его Родины.

 

 

 

 

Прикрепленный файл Size
Кондусова Л.В.2.doc 44 KB

»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн