Официальный сайт ysaa 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Использование интерактивной доски как средство повышения эффективности уроков истории и обществознания

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКОВ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Бобрешова Н.К.

МОУ лицей «МОК № 2» городского округа город Воронеж

Natalia-bobreshova@mail.ru

 

Необходимым компонентом и условием общей модернизации образования, обновления содержания и форм учебной деятельности является информатизация обучающего процесса. Осуществление  данного положения на практике привнесло в образовательные учреждения новые технологии: педагогические и информационные, в частности, интерактивные доски, мобильные компьютерные классы и другие возможности. Интернет стал распространенным явлением в школе.  И, тем не менее, использование интерактивных технологий еще нельзя считать чем-то обыденным, освоенным и привычным. Интерактивные доски пока еще, к сожалению, не стали обыденным явлением в нашей школе, но именно их использование расширяет  необыкновенно возможности современного урока.

Я бы разделила эти возможности на две группы. Во-первых, разнообразие методов и приемов представляет известная большинству пользователей программа Power Point, которая благодаря интерактивной доске приобретает новое  видение. Во-вторых, это – возможности самой интерактивной доски. Причем, в настоящий момент, более актуальна именно программа Power Point, так как ее возможности, хотя и ограниченно, могут быть использованы при наличии экрана и проектора, которые распространены в современной школе гораздо шире, чем доска.

Поэтому уделим наиболее пристальное внимание именно возможностям, предоставляемым  программой Power Point.

        Power Point – программа, которая позволяет делать презентации со сложными анимационными эффектами с поддержкой мультимедиа. Помимо целей наглядности и экономии времени, которые преследует любая презентация, презентация с использованием анимационных эффектов многократно усиливает восприятие предлагаемого материала, повышает интерес к уроку.

       Целесообразно остановиться на требованиях к оформлению презентаций. Во-первых, презентация – набор слайдов. Обязательным требованием является единый стиль в оформлении и анимации.  Слайды должны быть одинаковы по дизайну: заголовки в одном стиле, шрифт одного вида и   размера. Во-вторых, размер шрифта – не менее 18, желателен – 32. Далее, шрифт и фон презентации должны быть контрастными. Наиболее выигрышным является фон светлых тонов. В презентации рекомендуется использовать не более 3 – 4 цветовых оттенков. В-четвертых, в учебной презентации не может быть много украшений, анимация должна быть оправданной. В-пятых, картинки должны быть хорошего качества. Следует помнить, что на слайде не пишут большой текст. Не допускаются  наличие запутанных гиперссылок, избыток зрительных и  звуковых  эффектов.

Не рекомендуется просто применять Power Point как инструментальную среду  для создания простейших презентаций, в которых по щелчку мыши происходит смена слайдов с визуальными учебными материалами. Такие электронные плакаты не меняют радикально методику обучения, построенную на пассивном восприятии информации. Актуальной по-прежнему является технология проблемного обучения. Урок будет гораздо более эффективным, если доска будет выполнять функции интерактивного тренажера.       

Например, программа Power Point позволяют проводить игру, за основу которой взята популярная телевизионная передача  «Своя игра» канала НТВ. Собственно возможности Power Point и интерактивной доски позволяют моделировать обстановку телевизионной студии: интерактивный экран, поле для выбора вопросов,  иллюстрации и анимационные эффекты. Класс делится на 3 – 4 команды. Игра состоит из трех  туров. Первые два тура  разыгрываются по одной схеме. Командам предлагается четыре номинации по пять вопросов разной «стоимости» - от 100 до 1000, в зависимости от сложности вопроса (номинации в турах разные). Команда выбирает тему и стоимость вопроса. В случае правильного ответа заявленная сумма засчитывается в копилку команды, в случае ответа ошибочного – баллы вычитаются. Остроту и непредсказуемость придают вопросы из серии «Кот в мешке» (вопрос, который не соответствует выбранной теме) и «Аукцион» (отвечает та команда, которая больше «поставит» на кон).  В третьем туре предлагается 4 – 5 номинаций в зависимости от числа играющих команд. Каждая команда вычеркивает номинацию, которую играть не хочет. В результате остается одна тема для всех. Команды заявляют свою «стоимость» данного тура (от 100 до 1000 баллов). Ответ на вопрос принимается в письменном виде после минуты обсуждения. Баллы прибавляются команде, которая ответила верно, и при этом заявила наибольшую стоимость «вопроса». Применять игру целесообразно фрагментарно при проверке домашнего задания, на повторительно-обобщающих уроках, элективных курсах.

Программа Power Point позволяет создавать разнообразные вопросы. Это могут быть видеофрагменты художественных фильмов и кадры кинохроники, музыкальные фрагменты, иллюстрации, могут быть  проблемные вопросы, задания на группировку фактов или вопросы  «найди лишнее в ряду». Причем,  возможно и программирование правильных ответов.  «Своя игра» не только позволяет актуализировать изученный материал, но и повышает интерес к предмету. Естественно, что на этом уроке ставятся только положительные оценки. Эмоции  от игры должны быть только приятные. Причем, такие уроки не бывают частыми, а потому они ожидаются с особым нетерпением.

Возможности Power Point поистине безграничны! Программа позволяет разнообразить и сделать увлекательной проверку домашнего задания, тренировать в интересной для детей форме навыки решения заданий ГИА и ЕГЭ. Рассмотрим возможные типы заданий:

        1. Вопросы на выбор нескольких правильных ответов из предложенного списка. «Проверяют» правильность выполнения выскакивающие фигурки; каждый раз разные, но неизменно веселые, они вызывают улыбку на лицах детей.     

        2. Задания на установление соответствия позиций, представленных в двух перечнях. Способы проверки правильных ответов могут быть различные: верные соответствия соединяются стрелками либо выделяются контрастными цветами.

        3. Задания, в которых требуется вписать пропущенное слово, фамилию, дату. Программа  позволяет делать записи на рабочем столе доски, что, естественно,  невозможно, если используется проектор и экран.

        4.  Задания, где необходимо отметить лишний термин, имя и т.д. (при проверке правильный ответ можно выделить контрастным цветом).

        5. Решение кроссвордов. Такой тип заданий всегда интересен и полезен, так как повторять таким образом можно сложные для запоминания термины, даты, правильность написания понятий.

Так же программу Power Point можно использовать и при объяснении нового материала.      Наибольшей эффективностью обладает анимация. «Ожившие картинки» батальных сцен, схем сражений, меняющиеся на глазах диаграммы и графики  прочно оседают в памяти, так как помимо памяти слуховой задействована зрительная, что повышает процесс запоминания не только у младших школьников, но и у старших. Собственно данные слайды представляют современный, более эстетичный вариант некогда популярных меловых схем.

Доска может работать и как экран, но ее преимущества в том, что управлять учитель может уроком, используя не клавиатуру компьютера, а поле доски.

И, наконец, возможности, которые предоставляет программа доски Interwrite Board. Любое изображение мы можем вывести на экран, увеличивать его и уменьшать, вносить коррективы, передвигать. То есть к функциям программы Power Point добавляется возможность выполнять все те же манипуляции, двигая предметы по рабочей поверхности доски. Мы можем записывать и воспроизводить любую презентацию. Инструмент «Прожектор» используется для скрытия части экрана и показа той его части, на которой необходимо сконцентрировать внимание  аудитории. «Шторка» позволяет скрыть часть страницы или всю страницу. Программа «Галерея» позволяет накапливать иллюстративный материал. И это только малая часть возможностей доски.

Интерактивная доска имеет массу положительных моментов: она значительно повышает интерес к предмету и нравится детям; она существенно увеличивает темп урока, способствует более прочному запоминанию материала, вносит разнообразие в учебный процесс, позволяет детям принимать активное участие в уроке, в том числе и на этапе  изучения нового материала.  Но подготовка к такому уроку занимает большое количество времени учителя, трудоемка, так как готовые пособия подобрать проблематично. Каждый учитель – индивидуальность, и использовать готовые диски, скорее всего, не удастся.

В завершении хотелось бы отметить, что доска – это хорошее средство для повышения качества урока, но только средство. Результативность урока по-прежнему зависит от профессионализма и личности учителя. При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель не должен забывать, что это урок, а значит, необходимо соблюдать структуру уроку и основные дидактические принципы: системности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и так далее. Использование компьютерных технологий не отменяет, а скорее, наоборот, способствует повышению результативности проблемного подхода к обучению.

 

 

 


»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн