Вы не зарегистрированы

Авторизация



Право учить нужно заслужить, или Моя дорога к храму.

 

     В жизни человека  бывают разные встречи…  Но вот приходит день, когда случается главная, которая  становится открытием, откровением, прозрением,  причастием… И душа твоя  начинает трудиться…

  …1998 год. Ивановская церковь Красненькая. Ловлю себя на мысли, что не могу оторвать взгляд  от лица отца Михаила, который о чем-то тихо беседует с пожилой женщиной. Несколько раз вижу, как он смотрит в мою сторону. Нет, я никогда не решусь подойти… Закончив разговор, направляется ко мне: «День добрый. Вам нужна помощь?»  Добрые светлые глаза, голос, как теплая волна, проникает  в каждую мою  клеточку. Начинаю что-то сбивчиво говорить: семья, ребенок, работа. «Вы педагог?» «Да, но слово педагог мне не  очень нравится, скорее учитель.»  Взгляд, полный любви и умиротворения, тихий голос: «Так ведь Учитель у нас один. Право учить нужно заслужить».

     С этого момента я меньше всего думаю о том, что я – учитель. Все последующие годы работы в школе  я стараюсь заслужить у своих учеников  это право называться учителем. Я делюсь с ними своими знаниями на уроках  мировой художественной культуры, на которых главными стали слова Л.М. Предтеченской: «Взволновав, заставить задуматься». Стараюсь открыть для них удивительный мир красоты и творчества,  увидеть в каждом неповторимую личность и помогать им развивать в себе свои лучшие качества, хочу найти в ребенке ту точку опоры, которая поможет ему обрести веру в себя и научиться чувствовать, сопереживать, думать, отдавать.

     И, пожалуй, самое главное – не жалеть души и времени для ребят. Дети легко прощают взрослым их промахи, но не равнодушие. Как часто к знаниям нужно прибавить интуицию! Можно ошибаться, но признавать ошибки, можно не знать, как поступить, но нужно точно знать, как нельзя поступать. И тогда можно рассчитывать на то, что когда-нибудь  подросток захочет впустить тебя, по сути, постороннего человека, в свой мир. Быть ребенку старшим другом, спасателем, помощником - сколько ролей за день примерит на себя педагог!  Мои ребята учатся жить в мире людей; пожалуй, эта задачка потруднее многих, поэтому я в любой ситуации должна быть рядом с ними: помочь, посоветовать, а иногда и просто  вместе помолчать. Классный руководитель, как и друг, - понятие круглосуточное…

   …Ноябрь 2002 года. Школа. Перемена. После урока лечу на всех парусах в столовую, чтобы «проконтролировать»,  как мои девятиклассники завтракают. Навстречу мне идет директор школы, и, как в задачке по математике за 5 класс, понимаю, что «объекты двигаются навстречу друг другу» неспроста. Так и есть. «Наталия Владимировна, мы хотим выдвинуть Вашу кандидатуру на конкурс «Учитель года», как Вы относитесь к такой идее?»  Я –  «Учитель года»? Ну, что Вы, уважаемый директор! Не справлюсь, не оправдаю, завалю…  Директор: «Надо пробовать.  У Вас получится».  Говорю первое, что пришло в голову: «Мне надо посоветоваться с ребятами». Следует недоуменный взгляд: «Ну, посоветуйтесь…»  После столовой приходим в класс, рассказываю своим ученикам о предложении директора. Все в один голос кричат : «Да!»

- Будет сложно.

- Поможем!

- Будет куча проблем.

- Решим!

- Я не знаю, надо ли мне это.

- Мы знаем!

       Ну, все. И зачем я тут «развела демократию»? Но отступать уже некуда…

       И закрутилось-завертелось: папки, статьи, сценарии, открытые уроки, импровизации, выступления. Ребята, и правда, дневали и ночевали со мной в школе: рисовали, клеили, пели, писали, учили, искали, поддерживали, вселяли уверенность. Сколько глаголов действия на пути к успеху!

       Одним из заданий конкурса было размышление о том, почему я пришла работать в школу. Пожалуй, именно тогда, работая над статьей,  я впервые  серьезно задумалась о том, а  могло ли быть иначе. Вспомнились слова героя фильма Т. Абуладзе «Покаяние»: «У каждого своя дорога к храму». И к Храму Души. И к Храму Знаний тоже. И все же  почему я в школе?

      Может быть, потому, что  мама - учитель? Ну, не во всех же семьях учителей дети  идут в педагогический! У нас в роду много учителей. Нет, это тоже не повод. И тогда я вспомнила разговор со своим дедушкой, который когда-то мне сказал: «В нашей семье отношение к Учителю особенное». Вот оно, начало. Я выросла в семье, воздух которой был пропитан любовью к Учителю, школе, ученикам. Я видела, каким «можно и должно» быть учителем. Представьте, мой дедушка, оставив вечером гостей на свадьбе сына, сбежал, как мальчишка, к своей старенькой учительнице, чтобы поделиться радостью. Моя мама 45 лет переписывалась со своим школьным учителем, а когда ей, студентке,  в Ленинграде понадобился его совет, он, не раздумывая, приехал к своей ученице. Я  выросла с ощущением, что мамина работа – это смысл ее жизни, и ученики до сегодняшних дней любят ее, благодарят и поддерживают отношения  Разве могла я выбрать другой путь? Нет, все было предрешено. И я поступила в мамин институт…

     У каждого учителя свои критерии успешности. Для себя самыми важными считаю слова своих выпускников и учеников: «Наталия Владимировна, я теперь не пропускаю ни одной премьеры в театре»,  «Н.В., я наконец-то побывала в Третьяковке!»  Или: «Н.В., Вы научили нас слышать друг друга». А вот еще: «Н.В., нам так было интересно с Вами в школе, в институте все по-другому…» Спасибо, мои дорогие. Ваши слова и есть   мои критерии успешности. И когда вы называете меня учителем, для меня это самая главная награда.

     … Передо мной в рамочке стоит диплом, в котором написано, что я – «Учитель года-2003». Конкурс мы все-таки с ребятами выиграли.  Незабываемо то, что мы вместе шли к успеху.  И именно тогда, после победы, я вывела для себя формулу общения с моими учениками: «Любить и беречь ребенка, стремиться к нему и иметь  что ему дать в наше жесткое время». С ней и иду по жизни. 

Ковалева Наталия Владимировна МОУ СОШ № 24 г. Новороссийска


»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading

Оценка материала

...