Вы не зарегистрированы

Авторизация



Интерактивная лекция "Этикет"

Фото пользователя Виктория Ивановна Громова
Submitted by Виктория Ивановна Громова on вс, 26/07/2009 - 12:44

ЭТИКЕТ

Общение - условие и универсальный способ существования человека и общества, в процессе которого происходит обмен опытом, материальными и духовными ценностями, вырабатываются общие нормы, принципы, идеалы, установки, взгляды в различных сферах жизнедеятельности. На протяжении своего существования человечество выработало различные способы общения, которые, отражая объективные потребности коллективного образа жизни людей, становились все разнообразнее по мере развития самого общества.

Развитие этикета неразрывно связано с развитием человеческого общества в целом. Возникновение этикета большинство исследователей относят к периоду античности  (~2350 г. до н.э).

Что подразумевает современный европейский этикет?

Этикет подразумевает благожелательное и уважительное отношение ко всем людям, безотносительно к их должностному и социальному положению, учтивое обращение с женщинами, почтительное отношение к старшим. Он включает формы обращений, приветствий, представлений, правила ведения беседы, спора, поведения за столом, обхождения с гостями, требования, предъявляемые к одежде человека в зависимости от обстоятельств.

Под этикетом понимают совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда).

Сегодня этикет изучают прежде всего как феномен в области культуры общения, при этом в качестве синонимов часто употребляют такие словосочетания как «правила поведения», «нормы поведения», «формы общения», «формы символического общения», «стандарты поведения», «правила вежливости» и т.п.

 

Принципы этикета

Основными принципами этикета являются:

Ø принцип гуманизма и человечности;

Ø принцип целесообразности действий;

Ø принцип красоты или эстетической привлекательности поведения;

Ø принцип соблюдения народных обычаев и традиций.

 

ИМИДЖ

В России понятие «имидж» стало предметом повышенного общественного внимания в конце 80-х гг. XX столетия в связи с новыми социально-экономическими условиями жизни общества. В это время появились первые работы отечественных авторов, посвященные имиджу: П.С.Гуревич, Ф.А.Кузин, В.Д.Попов, В.М.Шепель и др. В настоящее время значительно расширяется круг вопросов, связанных с имиджем. Об этом свидетельствует рост публикаций, посвященных теме имиджа и его различным аспектам (А.Ю.Панасюк, Е.А.Петрова, Г.Г.Почепцов, А.М.Цуладзе, Ф.А.Кузин, М.Березкина и др.), а также состоявшийся в Москве первый международный симпозиум «Имиджелогия - 2003. Современное состояние и перспективы развития». Из переводной литературы, посвященной теме имиджа, следует отметить таких авторов, как: Б.Джи, Ф.Девис, Л.Браун, Ж.-П.Бодуан, М.Спиллейн и др.

Каждый человек стремится:

o  быть привлекательным, даже если природа и родители обделили его внешними данными;

o  проявить свою образованность и профессионализм, даже если уровень не соответствует времени и месту;

o  реализовать свои интересы, даже если нет соратников;

o  общаться без вреда для себя, даже если окружение агрессивно.

В более широком смысле можно сказать: каждый человек стремится к успеху в жизни. Если в понятие успеха входит всё то, что сказано выше, то для его достижения без привлекательного имиджа не обойтись. Основой привлекательного профессионального имиджа считаются:

o   деловые способности,

o   уровень самопрезентации,

o   умение разрешать конфликты,

o   умение устанавливать партнёрские отношения,

o   коммуникативные способности,

o   доброжелательность,

o   убедительность,

o   адаптивность,

o   оптимизм.

Имидж помогает успешно решать множество жизненно важных проблем: добиться успеха в работе, обрести уверенность в своём положении в семье, в общении с коллегами, в общественной деятельности. Правильно выстроенный имидж может помочь с меньшими моральными издержками адаптироваться в новом трудовом коллективе или в случайной компании. Благодаря имиджу можно затенить недостатки своего лица и фигуры, сделать более выразительными свои человеческие и профессиональные достоинства.

 

ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ИМИДЖА

Лилиан Браун строит свою технологию создания имиджа, учитывая сильно возросшую в последние десятилетия роль СМИ:

o  Внешний вид.

o  Голос.

o  Публичные выступления.

o  Общение с представителями прессы.

o  Поведение перед телеэкраном.

o  Поддержание постоянной формы.

Программу из пяти этапов предлагает Инна Криксунова:

1 – изучение себя,

2 – определение цветовой гаммы имиджа,

3 – отражение психологического портрета во внешнем облике,

4 – приведение имиджа в соответствие с той социальной ролью, которую избирают,

5 – сотворение прически и макияжа.

Мы предлагаем технологию формирования имиджа, разбиваемую на следующие этапы:

v  Определение стартовых условий (задача, время, подготовленность человека).

v  Сотворение внешности (подбор одежды, макияжа, прически, жестов, походки, мимики).

v  Отработка коммуникативной механики (совершенствование в искусстве публичных выступлений).

v  Овладение эффективной поведенческой техникой (совершенствование культуры поведения, искусства оставлять хорошее впечатление о себе, изучение тактики действий в конфликтных ситуациях).

v  Изучение законов ортобиоза (т.е. здорового образа жизни, невозможного без рационального питания, систематических занятий спортом, освоения методов снятия напряжения и расслабления).

v  Совершенствование профессионализма (самообразование).

Имидж и деловой этикет - это современные сложные коммуникативные структуры, каждая из них является предметом специального анализа, в то же время деловой этикет может быть рассмотрен и как относительно самостоятельное целое, и как инструмент формирования целевого имиджа, а также как одна из форм его выражения.

 

ВИДЫ ЭТИКЕТА

Развитие общественных отношений определяет появление различных видов этикета.

По сферам общественной жизни выделяют различные виды этикета:

- Служебный (бизнес-этикет, деловой) этикет

- Дипломатический

- Военный

- Педагогический

- Врачебный

- Этикет в общественных местах.

В зависимости от конкретного вида этикета проявляется специфика всех его функций. В то же время каждый вид представлен всеми тремя формами этикетной коммуникации: письменный, речевой и поведенческий этикет.

 

Советуем Вам изучить следующие материалы мастер-класса:

A.     Презентации по этикету.

B.      Копилка полезных ссылок по этикету.

C.     Конспекты некоторых уроков по этикету:

ü  Служебно-деловой этикет

ü  Почему важно уметь общаться с другими людьми

ü  Веселый этикет

ü  Общение, его структура и виды. Культура общения. Сетевой этикет

ü  Сетевой этикет и сетевая безопасность

D.     База знаний мастер-класса:

ü Фатические речевые жанры в педагогическом дискурсе и тексте урока

ü Лабиринты общения

ü Слова похвалы и порицания в педагогической речи

ü Этикетные жанры общения

ü Культура учителя - культура человека

ü Индивидуальный стиль речи учителя-словесника

ü Педагогическое речеведение

ü Формулы речевого этикета

ü Сборник упражнений по речевому этикету для учителей-филологов

ü Профессиональная этика и этикет

ü Культура делового общения

ü Как говорить с кем угодно и о чем угодно

ü «Экспрессивный диалог» и диалог-понимание

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.  Аверченко Л.К. Управление общением. – М., Новосибирск, 2001.

2.  Акишина А.А., Акишина Т.Е. Этикет русского телефонного разговора. – М., 1990.

3.  Андреев В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешение конфликтов. – М., 1995.

4.  Апресян Г.З. Ораторское искусство. – М., 1978.

5.  Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. - Л.: Наука, 1990.

6.  Балакай А.Г. Словарь русского речевого этикета. – М., 2001.

7.  Балашова Л.В. и др. Русский язык и культура общения для деловых людей / Под ред. О.Б. Сиротининой. – Саратов, 1997.

8.  Баранова И. Обратная связь // Вечерний Ленинград. - 1982. - 15 окт.

9.  Бирюкова Т.Г. В ситуации общения // Русский язык в школе и дома. - №2. -2002.

10.  Бодалев А.А., Руткевич Л.А. Как становятся великими или выдающимися. – М., 1997.

11.  Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! – Новосибирск, 1989.

12.  Браун Л. Имидж – путь к успеху. – СПб., 1996.

13.  Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. - Ростов н/Дону: Изд. центр «МарТ», 2000.

14.  Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону, 2001.

15.  Власова Н.И. И проснешься боссом: Справочник по психологии управления. – М., 1994.

16.  Всё об этикете. – М., 2004.

17.  Гольдин В.Е. Речь и этикет. – М., 1983.

18.  Горелов И.Н., Енгалычев В.А. Безмолвный мысли знак: Рассказы о невербальной коммуникации.  – М., 1991.

19.  Горелов И.Н., Житников В.Ф., Зюзько М.Ф., Шкатова Л.А. Умеете ли вы общаться? – М. 1991.

20.  Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. – М., 1998.

21.  Грехнев В.С. Культура педагогического общения. - М.: Просвещение, 1990.

22.  Добрович А. Общение: наука или искусство? – М., 1978.

23.  Добрынин А.Ф. Сугубо доверительно. – М., 1996.

24.  Иванова С.Ф. Специфика публичной речи. – М., 1978.

25.  Казарцева О.М. Культура речевого общения. Теория и практика обучения. – М., 1999.

26.  Кан-Калик В.А. Грамматика общения. – М., 1995.

27.  Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М.: Просвещение, 1987.

28.  Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Как вырабатывать уверенность в себе, выступая публично. – М., 1993.

29.  Колтунова М.В. Язык и деловое общение. – М., 2000.

30.  Кохтев Н.А. Основы ораторской речи. – М., 1992.

31.  Криксунова И. Создай свой имидж. – СПб., 1997.

32.  Кузин Ф.А. Культура делового общения. – М., 2000.

33.  Кумар В. Этикет. – М.: АСТ; СПб.: Астрель-СПб., 2007.

34.  Лиханов А.А. Драматическая педагогика: Очерки конфликтных ситуаций. - М., Педагогика, 1983.

35.  Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…», или Речевой этикет. – М., 2004.

36.  Львова С.И. Язык в речевом общении. – М., 1991.

37.  Новиков Л.А. Искусство слова. – М., 1991.

38.  Ножин Е.А. Мастерство устного выступления. – М., 1989.

39.  Норман Б.Ю. Лингвистика каждого дня. – Минск, 1991.

40.  Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. – М., 1991.

41.  Панасюк А. Ю. Имидж. Энциклопедический словарь. — М.: РИПОЛ классик, 2007.

42.  Панасюк А.Ю. Формирование имиджа. Стратегия, психотехнологии, психотехники. — М.: ОМЕГА-Л, 2008.

43.  Педагогическая риторика / Под ред. Н.А. Ипполитовой. Учебное пособие. – М., 2001.

44.  Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других людей по их жестам. – Нижний Новгород, 1992.

45.  Поварнин С.И. О теории и практике спора // Вопросы философии. – 1990. – №3.

46.  Полищук Г.Г. Пойми меня правильно… - Саратов, 1998.

47.  Поташник М.М., Вульфов Б.З. Педигогические ситуации. - М., 1983.

48.  Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. – 4-е изд., испр. – М., 1997.

49.  Самоукина Н.В. Игры, в которые играют…/ Психологический практикум. – Дубна, 1997.

50.  Сопер П. Основы искусства речи. – М., 1992.

51.  Стернин И.А. Русский речевой этикет. – Воронеж, 1996.

52.  Трофименко В., Волгин А. Поговорим об этикете. – М., 1991.

53.  Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!»: Речевой этикет в нашем общении. – М., 1982.

54.  Формановская Н.И. О речевом этикете. // Русская словесность.- 2001. - №1.

55.  Шепель В.М. Имиджелогия: Секреты личного обаяния. – М., 1994.

 

После изучения данного материала пройдите по ссылке Вопросы после лекции!

 

 

 


»  Размещено в сообществах: