Вы не зарегистрированы

Авторизация



Методика работы по программам сохранения здоровья в средней школе

Фото пользователя Лилия Римовна Юртаева
Submitted by Лилия Римовна Юртаева on вс, 04/10/2009 - 20:45

Формирование понятий ценности здоровья и здорового образа жизни
Обучение ЗОЖ, формирование ценности здоровья в представлениях подрастающего поколения – актуальная задача школы. Школа должна и может помочь ребенку понять, что здоровье – это ценность, а главным резервом здоровья человека является его образ жизни, а также дать ученику необходимые знания, помочь сформировать навыки ЗОЖ. Задачи школы при подготовке ученика к самостоятельной жизни предполагают формирование у школьника культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни. При этом нужно помнить, что это сложный многоэтапный процесс и каждый из этапов имеет свои цели, а также формы и методы, позволяющие эффективно реализовать поставленные задачи.
Каковы же основные принципы организации работы ОУ по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни в представлениях школьников?
Целостность: воспитание основ здорового образа жизни осуществляется в рамках единого процесса воспитания и формирования личности.
Комплексность: вовлечение в сферу формирования навыков ЗОЖ всех основных институтов социализации школьника (участие школы, семьи, окружения ребенка).
Безопасность: тщательный отбор информации, предоставляемой школьнику, и исключение сведений, которые могут провоцировать его интерес к поведению, разрушающему здоровье.
Возрастная адекватность: содержание образования в области ЗОЖ базируется на актуальных для конкретного возраста потребностях и ценностях и учитывает реальные для данного возраста факторы риска.
Социокультурная адекватность: учет свойственных обществу стандартов и норм поведения, в том числе обычаев, традиций, связанных со здоровьем.
Для того чтобы школьник захотел уже сегодня заботиться о здоровье, он должен понимать, чем ему это полезно сейчас и как это может помочь в дальнейшем. Обучение ЗОЖ должно учитывать возрастные особенности школьников и опираться на сферу актуальных интересов детей и подростков.
Особенности организации обучения ЗОЖ младших школьников
Основные усилия педагога, работающего с младшими школьниками, должны быть сосредоточены на воспитании у них понимания важности и необходимости заботы о своем организме.
Мы предлагаем возможную модель организации такой работы.

 
Особенности организации обучения ЗОЖ подростков и юношей
При обучении ЗОЖ нужно учитывать возрастные особенности школьников. Так, в подростковом и юношеском возрасте еще недостаточно сформировано представление о личностной ценности здоровья. Далеко не все школьники осознают здоровье как обязательное условие достижения жизненного успеха, самореализации, могут прогнозировать влияние на здоровье последствий своего поведения.
У школьников может быть уже сформировано отношение к той или иной проблеме, нередко расходящееся с оценками и взглядами педагога. Для учащихся большое значение имеет общение со сверстниками и более значимым является мнение товарищей, одноклассников, а не учителей и родителей. Школьники часто с недоверием относятся к информации, которую они получают от взрослых, считая, что их взгляды «устарели», «не соответствуют» действительности, «преувеличивают» опасность и т.д.
Учитывая возрастные особенности подростков и юношей, педагогу при обучении ЗОЖ можно рекомендовать следующее:
• избегать «навязывания» учащимся готовых оценок и нормативов. Основное внимание следует уделять созданию условий, стимулирующих активный обмен мнениями между подростками, обсуждению и анализу различных позиций;
• использовать формы и методы, обеспечивающие самим учащимся роль ведущих, организаторов работы. Например, антинаркогенная информация, представленная сверстниками, будет иметь более действенный эффект, чем сведения, полученные от педагога;
• основной акцент следует делать на наиболее значимых для школьника факторах. Например, следует показать, что ухудшение здоровья может негативно отразиться на внешности подростка, его спортивных достижениях, привести к ограничениям при выборе профессии, затруднениям во взаимоотношениях с окружающими и т.д.
При обучении подростков и юношей основам ЗОЖ рекомендуется использовать такие формы работы, которые носят преимущественно интерактивный характер и основываются на самостоятельной, творческой деятельности самих учащихся.
Проектная деятельность обеспечивает школьникам наиболее высокий уровень самостоятельности, они выступают в роли разработчиков и исполнителей проекта.
Дискуссии способствуют формированию личной позиции школьника в отношении той или иной проблемы, которая кажется значимой, интересной.
Игры. Традиционно принято рассматривать игру как ведущую форму деятельности в дошкольном и младшем школьном возрасте. Между тем игра продолжает сохранять свое значение и на последующих возрастных этапах.
Лекция – самая популярная среди взрослых и самая «нелюбимая» среди учащихся форма работы. Однако при обсуждении ряда тем (например, проблем наркомании) такая форма оказывается необходимой.
Сегодня в школе должны применяться специальные модульные образовательные программы, направленные на формирование у детей и подростков представлений о ценности здоровья и ЗОЖ.
Отличительные особенности таких программ:
1. Преобладание интерактивных методов организации воспитания. То есть роль учащихся не ограничивается пассивным восприятием готовой информации. Школьники оказываются активными участниками воспитательного процесса, стимулирующего их самостоятельность, творческую активность.
2. Практическая значимость содержания программы. Формируемые оценки, приемы и навыки должны быть актуальными для конкретной возрастной группы детей, востребованными в их повседневной жизни.
3. Модульность структуры и содержания, обеспечивающая вариативность при выборе вариантов реализации (учебная, внеучебная деятельность и т.д.), сроков реализации (выбирает сам педагог в зависимости от особенностей детской аудитории).
4. Обеспечение активного участия семьи в воспитательном процессе. Взрослые члены семьи должны осознавать важность и значимость результатов, на достижение которых направлена программа, участвовать в ее реализации.
Примером использования модульных программ в образовательных учреждениях различного вида стали программы «Разговор о правильном питании» и «Все цвета, кроме черного», которые освоены в работе школ многих регионов России.

 
 


»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Ольга Александровна Гудзь

На: Методика работы по программам сохранения здоровья в средней


Работа по обучению учащихся ЗОЖ проводится в каждой школе. Представленный для ознакомления материал позволяет выстроить четкую структуру этой работы.

          В нашей школе-интернате мы помимо уроков проводим ряд мероприятий по данному направлению. Особое внимание уделяем борьбе с пороками, общими для многих. Проводим: недели профилактики табакокурения и вредных привычек; встречи с работниками ИДН, врачом-наркологом, юристами, работа по проектам; недели психологии, психологические и медицинские бюллетени, беседы и т.д. Хочу остановиться на проектной работе учеников 7-9 классов, которые  готовили проекты по профилактике курения и алкоголизма. Они проводили анкетирование и опросы населения города и учеников старших нескольких школ, искали материал ВОЗ в интернете, сделали распечатки материалов Российской ассоциации психиатров, провели экскурсию в районный кабинет флюорографии. После обработки материалов ребята подготовили яркую презентацию, в которой наглядно показали вред, приносимый здоровью алкоголем и никотином. Мной, как психологом школы,  разработана программа работы по профилактике вредных привычек с использованием компьютерной презентации. Фрагмент этой презентации вы можете увидеть здесь.  Вся презентация  имеет объем 59 мегабайт и не может закачаться.  Сначала по этой программе было проведено обучение воспитателей, а теперь мы  вместе проводим работу с воспитанниками. В своей работе педагоги нашей школы учитывают особенности воспитания наших ребят в их асоциальных семьях, поэтому стараются избежать "говорильни". Часто к работе с малышами привлекаем старших ребят, которые  когда-то попробовали сами клей или семена дурмана и проходили лечение в больнице. Печальный опыт старших, который они не скрывают, положительно влияет на учеников 5-6 классов. Также мы проводим психологические часы с элементами тренинга  " Я говорю НЕТ" , "Правила уверенного поведения", "Наш букет". И, конечно, не забываем о групповых и индивидуальных беседах с воспитанниками.

Большую роль в обучении ЗОЖ играет вовлечение ребят в спортивную жизнь школы и района, спортивные праздники, туристические походы, различные соревнования. Кроме того, мы используем возможности нашей собственной (интернатской) бани, которая работает ежедневно. Несколько лет назад ввели два банных дня в неделю, а желающие могут купаться ежедневно. Воспитатели приучают ребят соблюдать личную гигиену. стирать свои вещи, следить за чистотой тела и белья. В теплое время года наши воспитанники купаются в реке, почти все дети хорошо плавают. В школе работают различные кружки, которые помогают детям организовать свое свободное время. Серьезную работу проводит наш библиотекарь, которая помогает воспитателям в организации мероприятий, проводит беседы и викторины, организует выставки книг и рисунков. Учителя на своих уроках также используют возможности учебных предметов в пропаганде здорового образа жизни.

Таким образом можно сказать, что в нашем ОУ сложилась своя система обучения ребят ЗОЖ, которая помогает нам организовать жизнь школьного коллектива.. 
  

 

С уважением, Ольга А.




Фото пользователя Лариса  Александровна Алексеева

На: Методика работы по программам сохранения здоровья в средней


Спасибо, Ольга Александровна, за фрагмент презентации, которую можно использовать при объяснении действия вредных привычек на органы человека.

С уважением, Лариса Александровна




Фото пользователя Ольга Александровна Гудзь

На: Методика работы по программам сохранения здоровья в средней


Я рада, что материал пригодился.

С уважением, Ольга А.