Официальный сайт tali-sk 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация


Бумажкам.Нет!


Чего мне не хватает для реализации новых образовательных стандартов?

Фото пользователя Владимир Глебович Петрович
Размещено: Владимир Глебович Петрович - вс, 18/10/2009 - 23:50
Как ни парадоксально, для реализации новых образовательных стандартов мне не хватает самих стандартов. На сайте «Федеральный Государственный образовательный стандарт» (http://standart.edu.ru/ ) можно скачать, а затем прочитать «Проект макета федеральных государственных образовательных стандартов» и «Концепцию федеральных государственных образовательных стандартов общего образования». Но ведь проект – это просто замысел, а макет – модель, предварительный образец. Концепция, кстати, тоже всего лишь «единый замысел». Итак, на сегодняшний день по основной и старшей школе мы имеем лишь «замысел предварительного образца».  
       Издательство «Просвещение» постаралось, и сегодня мы имеем еще и «Фундаментальное ядро нового стандарта».  Фундаментальное ядро ФГОСа по истории представляет собой две с половиной странички текста, скупо перечисляющие историю человечества «от Адама до Абамы», т.е. с древнейших времен до сегодняшнего дня. Если сравнивать его с действующим стандартом, то заметить каких-либо отличий довольно сложно: в бумажном вариант федеральный компонент ныне действующего стандарта по истории занимает более 25 страниц, а лаконично чеховский вариант ядра нового ФГОса по сути в кратком изложении повторяет все, что изучается ныне.
По имеющимся сведениям, в издательстве «Просвещение» вышли уже и примерные программы для основной и полной средней школы почти по всем предметам, отвечающие… макету  ФГОСа. Почти, потому что нет программ по истории, такова уж специфика нашей науки.
Вот и получается парадокс. Новый стандарт, безусловно, нужен. Мне импонирует многое в его Макете – например, «Требования к условиям реализации основных образовательных программ», в том числе кадровое, финансово-экономическое, материально-техническое, учебно-материальное, информационное обеспечение. Но когда же мы увидим его в реальности, а не в проектах и макетах?
Не видя в реальности, а не в макетах новый ФГОС, я боюсь, что мы вновь наступим на те же грабли, что и в 2004 г. Имеется в виду полное отсутствие интеграции между предметами, изучающимися в основной и старшей школе по ныне действующему стандарту 2004 г. За 65 лет, прошедших после окончания Второй мировой войны, в школах Западной Европы, США и Канады, был введен только один новый предмет – информатика. Тогда почему у них всего один предмет, а у нас так много? Неужели западные школьники обделены и не изучают хотя бы основы экономики, права, экологии и прочих, безусловно, нужных дисциплин? Конечно же, изучают. Но у них все знания интегрированы в уже существующие традиционные предметы: экономика в географию, экология в биологию и т.д. У нас же количество интегрированных предметов крайне мало. По  Базисному  учебному плану 2004 г. таковыми являются обществознание (включая экономику и право) и естествознание. Все остальные предметы никак не взаимодействуют друг с другом.
Поэтому начинают происходить удивительные вещи. По  БУПу 2004 г., в 5-м классе учащиеся начинают изучать историю, конкретно, историю Древнего мира. Пятиклашки начинают работать с историческими атласами, контурными картами. Но географии в 5-м классе еще нет, она начнется только в 6-м классе, и учитель географии будет предъявлять свои требования к заполнению контурных карт, зачастую расходящиеся с теми навыками, которые ребята получили на уроках истории. География как таковая вообще стоит особняком в ряду остальных предметов – если по требованию Конституции в России обязательное основное общее образование, и мы обязаны на уроках истории, литературы, да и других предметов дать выпускникам 9-х классов объем знаний, которым раньше владели выпускники полной средней школы, то изучение географии не заканчивается в 9-м классе – курс экономической географии зарубежных стран проходится в 10-м классе, то есть, выпускники основной школы, не продолжившие по тем или иным причинам обучение на дальнейшей ступени – полной средней школе, колледже, техникуме, СПТУ, - не получают законченного представления об этом предмете.
В учительских наших школ нередки яростные споры между учителями литературы и истории. В 9-м классе по концентрической программе 9-классники знакомятся с «Войной и миром» Л.Н. Толстого. Литераторы пеняют историков: «Ничего дети не знают об Отечественной войне 1812 года!». Но Отечественная война 1812 года «проходится» в 8-м классе и естественным путем напрочь забывается у основной массы школьников!
Главный принцип интеграции – это синхронизация и интеграция предметной информации, получаемой учащимися на уроках гуманитарных дисциплин. В первую очередь это касается истории и литературы. Если трудно, по мнению разработчиков, синхронизировать предметную информацию во втором концентре (5-9) классы, то в полной средней школе, в 10-11 классах, как говорится, сам Бог велел это сделать. Но мы открываем  Федеральный компонент государственного стандарта общего образования 2004 г. и в разделе «Литература» Среднего (полного) общего образования  видим, что изучение литературы в 10-11 классах начинается с… творчества А.С. Пушкина.
Между тем раздел «История» того же Федерального компонента  государственного стандарта общего образования предусматривает изучение истории России в 10-11 классах начиная с истории Древней Руси. Мы вновь наступаем на одни и те же грабли – у старшеклассников, изучающих два главных гуманитарных предмета как на базовом, и, тем более, на профильном уровнях, не сложится целостная картина мира. Поле деятельности тут громадно: все развитие русской литературы так или иначе связано с развитием русской истории. Художественное обобщение не только в Древней Руси, но и в России Нового времени в большинстве своем совершалось на основе того или иного исторического факта. Почему не напомнить старшеклассникам (или не изучить на профильном уровне) литературную деятельность летописца  века Никона, вынужденного бежать от гнева князя Изяслава в далекую Тмуторакань, самого знаменитого русского летописца Нестора. А как пройти мимо фактического основателя жанра детской литературы князя Владимира Мономаха с его «Поучением к детям» или не коснуться писательского творчества первого русского царя Ивана Грозного, основателя другого жанра русской литературы – эпистолярного?
И это только самые громкие имена. Но есть еще Сильвестр, Илларион, Климент Смолятич и Кирилл Туровский, Даниил Заточник, Серапион Владимирский, Киприан, Епифаний Премудрый, Афанасий Никитин, Максим Грек, Андрей Курбский, не говоря уже о безвестном авторе «Слова о полку Игореве…»
Я боюсь, что предметные лобби вновь будут тянуть одеяла на себя при составлении нового Базисного учебного плана, который неизбежно должен сопровождать новый ФГОС. Мы для своего предмета- истории - уже потеряли часы в 9-11 классах по БУПу 2004 г. в сравнении с БУПом 1998 г.  Даже при профильном изучении истории в 10-11 классах количество часов, выделяемое на этот предмет соответствует… количеству часов на историю в массовой советской школе 1970-1980-х годов. То есть, грамогласно провозглашенный профильный уровень обучения истории по количеству часов соответствует среднему уровню обычной советской школы.
Что мне, как преподавателю института повышения квалификации работников образования не хватает для реализации образовательных стандартов помимо их фактического отсутствия на сегодняшний день? Повышения собственной квалификации по новым ФГОСам, еще раз подчеркиваю жирным шрифтом, по новым ФГОСАМ, а не по их макетам! Должна быть выстроена четкая вертикаль: ФГОСы для основной и полной средней школы принимаются правительством страны, утверждаются Государственной думой, потом на базе АПКиППРО в Москве организуются курсы повышения квалификации по всем предметам, на которых обучают нас, преподавателей региональных ИПКиПРО, с тем, чтобы мы сами потом обучали в регионах уже своих учителей. 
Даже проекта подобной программы на сегодняшний день нет, по крайней мере, по истории…
Я уже говорил, что в макете ФГОСа мне нравится раздел «Требования к условиям реализации основных образовательных программ». Но о каком кадровом обеспечении реализации стандартов второго поколения может идти речь, если, к примеру, в Институте истории нашего Саратовского государственного университета нет (и никогда не было!) кафедры… методики преподавания истории! Какие специалисты выходят из стен этого института? Неудивительно, что подавляющее большинство их за последние годы не переступают порог школ в качестве учителей, а переступившие, из школы бегут после нескольких месяцев работы.
Меняя стандарт общего среднего образования, надо оперативно и синхронно (а лучше прямо сейчас) поменять стандарт и высшего образования по подготовке учителей изучаемых в школе предметов, чтобы качество учителей-молодых специалистов соответствовало требованиям сегодняшнего дня.     
Для реализации новых стандартов (когда они будут) мне не хватает уверенности в том,что появятся действительно новые учебники по всем предметам, отвечающие требованиям новых ФГОСов, а не будут компилироваться старые, как это случается сейчас. Я взял  учебник В.И. Буганова, П.Н. Зырянова, А.Н. Сахарова «История России: конец XVII – XIX век», анонсированный  нашим самым авторитетным издательством «Просвещение» как учебник для профильного уровня, и наугад открыл  § 55 «Россия в начале XIX века». Для сравнения положил рядом «Введение. Россия в начале XIX века» из учебника П.Н. Зырянова «История России: XIX век: 8 класс», изданный «Просвещением» еще в 1997 г. Текст на с. 122 учебника для 10 класса 2006 г., профильного уровня изучения, на 97% слово в слово повторяет текст на с.3 учебника для 8-го класса 1997 г. издания!
Грустные мысли навевает заданная тема эссе. «Что мне не хватает для реализации новых образовательных стандартов?» Уверенности, что не сбудется печально знаменитый афоризм В.С. Черномырдина: «Хотели, как лучше, а получилось как всегда». Чтобы не получилось как всегда, очень хочется, чтобы работники Министерства образования и науки, которые будут читать эту статью, проявили «волю к победе» и довели процесс создания и введения новых Федеральных Государственных образовательных стандартов до ума. Ведь у них есть то, что не хватает мне – власть. Учитывайте предложения и воплощайте их, уважаемые Дамы и Господа! Это можете только вы…

»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Сергей Владимирович Проничев

На: Чего мне не хватает для реализации новых образовательных ста


Как чётко и правильно, с моей точки зрения, Вы выстроили свои рассуждения. Я сам изучил Ядро будущего стандарта, но по географии и первое, что мне пришло в голову: "А что же в нём новго для меня. учителя географии с 18 летним стажем?" Новизна составляет две фразы из всего текста. Нужен ли он, нужно тратить деньги на группы разработчиков, если они принципиально нового ничего не внесли. Очень это похоже на лоббированную трату гос.средств
Новая школа - это наше настоящее! А что в будущем?



Фото пользователя Любовь Владимировна Казаковцева

На: Чего мне не хватает для реализации новых образовательных ста


 Очень-очень.  Масса  уважения, Владимир  Глебович. Овет  на  вопрос  исчерпывающий.  Спасибо.  Поддерживаю.




Фото пользователя Владимир Глебович Петрович

На: Чего мне не хватает для реализации новых образовательных ста


Спасибо, уважаемая Любовь Владимировна, за добрые слова и поддержку! Хочется, чтобы это мое эссе прочитали как можно больше учителей и поддержали суть - может, тогда нас услышат "там, на верху"? 




На: Чего мне не хватает для реализации новых образовательных ста


Чего мне не хватает для реализации новых образовательных стандартов?

1). Узнать, какой из вариантов утвержден.

2). С сентября 2010г. мы должны начинать работу по новым стандартам, а серъезной подготовки еще не было. Говорят и спорят о ресурсных центрах. Дистантное обучение, общение напрямую с авторами стандартов, с педагогами школ, где шла апробация стандартов - это было бы замечательным ресурсом.

3). И все-таки выскажу может быть крамольную мысль: педагогам надо дать готовые  программы по предметам, программы воспитания и социализации, программы формирования здоровья, программы формирования универсальных учебных действий. За "творчеством", за бумажными трудами учителя уже не видят учеников. Это мое мнение.

 




Фото пользователя Владимир Глебович Петрович

На: Чего мне не хватает для реализации новых образовательных ста


Маргарита Григорьевна, спасибо за высказанное мнение. На мой взгляд, никакой крамолы нет в Вашем предложении под номером 3. Педагоги все разные. Начинающим и не только им,  действительно надо дать все указанные Вами программы. У нас недавно в одну из сельских школ пришла новая учительница истории. Прелестная молодая девушка, журналист по профессии. Слава богу, что у нее папа и сестра - историки, а сама достаточно активна, чтобы моментально записаться к нам на дистанционные курсы повышения квалификации. А если человек не проявляет подобной активности? Вы очень хорошо сказали - учитель должен, прежде всего, видеть учеников!




Фото пользователя Вадим Викторович Бушуев

На: Чего мне не хватает для реализации новых образовательных ста


Очень честная статья о стандартах.  Да, закончившие обучение по географии в 9-ом классе и не продолжившие своё обучение в 10 и 11 классах по-сути не получают "законченное представление" об этом предмете (выпадает география мира). Не является  большим  секретом то, что многие колледжи и техникумы просто исключили из своих программ данный предмет. Да и если он и сохраняется ещё кое-где, то количество часов отводимое на него не позволяет в полной мере осуществить преподавание его специалистом с профильным образованием, не позволяет сделать пресловутая нагрузка преподавателя. Вот и ведут его во многом не специалисты. Кстати, не лучше дело обстоит и со школьным курсом географии в 10-11 классах (на них отводится всего по 1 часу в неделю). А потом мы все и  дружно "удивляемся" когда  получем столь низкие результаты по ЕГЭ.

Вадим Бушуев



Фото пользователя Вадим Викторович Бушуев

На: Чего мне не хватает для реализации новых образовательных ста


Владимир Глебович!  Вы затронули сложную и важную тему. Интересы многих она затрагивает. Поэтому, я хочу вас поддержать.

Комментарий был изменен с момента создания (vadbush, вт, 27/10/2009 - 00:47).
Вадим Бушуев



Фото пользователя Владимир Глебович Петрович

На: Чего мне не хватает для реализации новых образовательных ста


 Вадим Викторович, спасибо за отклик! Нас, практикующих учителей, волнует тема стандартов и связанная с ней тема Базисного учебного плана - говорим о гуманизации образования, а часы на предметы гуманитарного цикла урезаем... 




Фото пользователя Татьяна Владимировна Дугина

На: Чего мне не хватает для реализации новых образовательных ста


<!--[if gte mso 9]> Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 <![endif]--><!--[if gte mso 9]> <![endif]--> <!-- /* Font Definitions */ @font-face {font-family:"Cambria Math"; panose-1:2 4 5 3 5 4 6 3 2 4; mso-font-charset:204; mso-generic-font-family:roman; mso-font-pitch:variable; mso-font-signature:-1610611985 1107304683 0 0 159 0;} @font-face {font-family:Calibri; panose-1:2 15 5 2 2 2 4 3 2 4; mso-font-charset:204; mso-generic-font-family:swiss; mso-font-pitch:variable; mso-font-signature:-1610611985 1073750139 0 0 159 0;} /* Style Definitions */ p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal {mso-style-unhide:no; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; margin-top:0cm; margin-right:0cm; margin-bottom:10.0pt; margin-left:-26.95pt; text-align:justify; text-indent:26.95pt; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:Calibri; mso-fareast-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi; mso-fareast-language:EN-US;} .MsoChpDefault {mso-style-type:export-only; mso-default-props:yes; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:Calibri; mso-fareast-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi; mso-fareast-language:EN-US;} .MsoPapDefault {mso-style-type:export-only; margin-top:0cm; margin-right:0cm; margin-bottom:10.0pt; margin-left:-26.95pt; text-align:justify; text-indent:26.95pt; line-height:115%;} @page Section1 {size:612.0pt 792.0pt; margin:2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm; mso-header-margin:36.0pt; mso-footer-margin:36.0pt; mso-paper-source:0;} div.Section1 {page:Section1;} --> <!--[if gte mso 10]> /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:-26.95pt; text-align:justify; text-indent:26.95pt; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-theme-font:minor-fareast; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin;} <![endif]-->

Абсолютна согласна с автором статьи. Проблема интеграции дисциплин –тех же истории и общества – постоянно ставит вопросы: урок или мероприятие это, кто возьмет на себя большую часть подготовки, как в журнале записать сие действо – ну не запланировано параллельное изучение веков и личностей в одном классе(или же очень мало соприкосновений).

Вопрос об учебниках – тоже не праздный. Особенно задевает как работающего учителя момент, когда с голубого экрана призывают обратить внимание на книги, по которым учатся дети, или материалов ЕГЭ – ГИА,  или же, того лучше – аудитория занята размышлением над вопросом «чему учат в школе». И никому в голову не придет обратиться к предметнику – может, тогда стало бы ясно, что учебник на экране вышел из списка рекомендованных/допущенных, а учит предметник тому, что прописано нормативными документами, кои принимаем не мы… Нет, я, конечно, как работающий предметник, должна отслеживать все новинки учебной и методической литературы, что и делаю – но новый учебник надобно не просто пролистать, его необходимо ИЗУЧИТЬ, найти точки опоры с существующими стандартами – КАКИМИ?????? И если уж мне с 10 годами полной учебной нагрузки тяжеловато ориентироваться в этом переходном (опять!) периоде, то что говорить о  молодом специалисте? – это к вопросу подготовки современных педагогических кадров.

Кстати, что там делает молодой специалист перед выходом на профессиональную позицию? – защищает дипломную работу. Вот и у нас вроде бы и актуальность проблемы видна (спасибо Владимиру Глебовичу), и задачи сформулированы, и даже гипотеза озвучена (без оптимизма…), конечная цель заявлена (читай – модель выпускника со сформированными компетенциями), а все ж таки основную часть, ТЕОРЕТИЧЕСКУЮ, придется увязывать с ПРАКТИКОЙ. Только вот время идет, подрастает НОВОЕ поколение детей.  Возникают опасения, что по ходу написания  (работы нашей как учителя) вопрос «Чего мне не хватает для реализации новых образовательных стандартов?» может превратиться в «Какими должны быть стандарты НОВОГО поколения?» …..




Фото пользователя Владимир Глебович Петрович

На: Чего мне не хватает для реализации новых образовательных ста


Татьяна Владимировна, целиком и полностью разделяю Вашу точку зрения - у нас стандарты второго поколения никак не могут принять уже целую пятилетку, с 2004 года, а вскоре может начаться разработка стандартов третьего поколения. Это как в истребительной авиации - весь мир работает сейчас уже над созданием истребителей 5-го поколения. Но мы-то кого будем истреблять такими стандартами?  



 
Приглашаем на официальную площадку Года учителя!

Всероссийский интернет-педсовет-2010

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн