Официальный сайт forexnw 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



хлестаковщина

Хлестаков и хлестаковщина

Фото пользователя Наталия Ивановна Ермакова
Submitted by Наталия Ивановна Ермакова on Tue, 09/01/2018 - 21:34
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ермаковыа Наталия Ивановна
Место работы, должность: 

Мбоу "Кугесьская СОШ №1", учитель русского языка и литературы

Регион: 
Республика Чувашия
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

ЦЕЛИ: 1. Повторить особенности драматических произведений; актуализировать понятие об образе (в частности, об образе-персонаже), раскрыть черты характера главного героя комедии Гоголя, формировать умение определять средства и способы создания художественного образа; познакомить с понятием «хлестаковщина»; подготовить ребят к устному сочинению.

2. Развивать навыки устного ответа, логическое мышление, выразительность речи, расширять словарный запас ребят.

3. Прививать ребятам уважение и интерес к творчеству писателей-классиков, воспитывать вдумчивого зрителя, читателя; формировать устойчивую нравственную позицию (распознать в себе черты Хлестакова и побудить их исправить).

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

В.Я.Коровина и др. Литература. 8 класс" Москва, "Просвещение", 2015

Комедия Н.В.Гоголя "Ревизор"

Используемая методическая литература: 

Поурочные разработки по литературе. 8 класс. И.В. Золотарева и др.

Используемое оборудование: 

 

Компьютер

Проектор

 

Используемые ЦОР: 

Электронная библиотека "Русская литература 8-9 классы. Мультимедийная энциклопедия"

 

 

Краткое описание: 
<p><strong><span style="font-family:times new roman,serif; font-size:12pt">ХОД УРОКА:I. Организационный этап.</span></strong></p> <p><strong><span style="font-family:times new roman,serif; font-size:12pt">II. Мотивационный этап. </span></strong><span style="font-family:times new roman,serif; font-size:12pt">&nbsp;<strong>Сообщение темы урока: &laquo;Хлестаков и &laquo;хлестаковщина&raquo; </strong>(запись в тетрадь)</span></p> <p><span style="font-family:times new roman,serif; font-size:12pt">Н.В.Гоголь говорил: &laquo;Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым, но, натурально, в этом не хочет только признаваться&hellip;&raquo;. А прав ли писатель? Мы постараемся понять, что имел в виду Гоголь, говоря приведенные ранее слова, в течение урока.<strong> </strong></span></p> <p><strong><span style="font-family:times new roman,serif; font-size:12pt">III.Актуализация знаний и действий учащихся.</span></strong></p> <p><strong><span style="font-family:times new roman,serif; font-size:12pt">-Что же использует Гоголь?</span></strong><span style="font-family:times new roman,serif; font-size:12pt">Во-первых, <strong>&laquo;говорящие&raquo; фамилии.</strong> Что это значит? (Это фамилии, создающие впечатление о лицах, которым принадлежат). </span></p> <p><strong><span style="font-family:times new roman,serif; font-size:12pt">IV. Организация деятельности учащихся по созданию &laquo;нового знания&raquo;.</span></strong></p> <p><span style="font-family:times new roman,serif; font-size:12pt">Сейчас мы послушаем отчёты творческих групп, которые на дом получали индивидуальные задания. <strong>Вы должны внимательно слушать и записывать основные ключевые слова, характеризующие Хлестакова.</strong></span></p> <p><strong><span style="font-family:times new roman,serif; font-size:12pt">1-я группа работала с фамилией героя</span></strong><span style="font-family:times new roman,serif; font-size:12pt">. Послушаем её выводы и запишем в тетрадь.</span></p> <p><em><span style="font-family:times new roman,serif; font-size:12pt">Задание. Как вы можете объяснить смысл фамилии &laquo;Хлестаков&raquo;? (Посмотреть в словарях толкование этого слова, синонимы, антонимы) Дополнит ли это объяснение характеристику героя? (Следует вспомнить &laquo;легкость необыкновенную&raquo;, которой обладает, по мнению Гоголя, Хлестаков)</span></em></p> <p><span style="font-family:times new roman,serif; font-size:12pt">Можно предположить, что <strong>фамилия</strong> &laquo;Хлестаков&raquo; говорит о том <strong>хлестком впечатлении</strong>, которое старается произвести своим поведением и речью этот герой на окружающих.</span></p> <p><strong><span style="font-family:times new roman,serif; font-size:12pt">2-я группа анализировала &laquo;Замечания для господ актёров&raquo;,</span></strong><span style="font-family:times new roman,serif; font-size:12pt"> написанные Гоголем. Что же они обнаружили в них и какие выводы сделали?</span></p> <p><em><span style="font-family:times new roman,serif; font-size:12pt">Задание. Проанализировать <strong>&laquo;Замечания для господ актёров&raquo;,</strong> написанные Гоголем. Как называет автор своего героя? Какие сходные черты он перечисляет? В чём убеждает актёров?</span></em></p> <p><strong><span style="font-family:times new roman,serif; font-size:12pt">3-я группа анализировала явление 3 первого действия и монолог Осипа.</span></strong></p> <p><em><span style="font-family:times new roman,serif; font-size:12pt">Задание. Кто из жителей первый принял Хлестакова за ревизора? По каким признакам они это решили? (подготовить цитаты из текста). Истинное лицо Хлестакова выясняется в монологе Осипа: явл.1, дейст.II. Что мы узнаем из него о Хлестакове? Какие черты характера Хлестакова раскрываются в этом монологе?</span></em></p> <p><strong><span style="font-family:times new roman,serif; font-size:12pt">- Но нельзя судить о человеке только по его фамилии; никто не хотел бы, чтобы о нём сложилось мнение по словам других людей. Каждого из нас, а также и героев произведений, характеризуют прежде всего поступки, а вот понять истинную причину поступка помогают слова и мысли самого героя.</span></strong></p> <p><strong><span style="font-family:times new roman,serif; font-size:12pt">Как мы уже говорили, герои драматических произведений раскрываются в речи. Остальные группы ребят анализировали эпизоды, в которых наш герой раскрывается через свои поступки и речь.</span></strong></p> <p><strong><span style="font-family:times new roman,serif; font-size:12pt">4-я группа анализировала первое появление на сцене Хлестакова</span></strong><span style="font-family:times new roman,serif; font-size:12pt">, связанное с его разговором с Осипом (явл.2 , дейст. II).</span></p> <p><em><span style="font-family:times new roman,serif; font-size:12pt">Задание. Что бросается в глаза в обращении Хлестакова к своему слуге? Обратите внимание на ремарки. О какой черте характера Хлестакова можно здесь говорить?</span></em></p> <p><strong><span style="font-family:times new roman,serif; font-size:12pt">5-я группа. Анализ встречи городничего и Хлестакова.</span></strong></p> <p><em><span style="font-family:times new roman,serif; font-size:12pt">Задание. Как автор подготавливает встречу городничего с Хлестаковым? Что общего в состоянии городничего и Хлестакова и почему? Как могло случиться, что пройдоха городничий не распознал Хлестакова, ведь этот &laquo;фитюлька&raquo; ничем не похож на важную персону? Как раскрывается характер Хлестакова в этом эпизоде.</span></em></p> <p><span style="font-family:times new roman,serif; font-size:12pt">Итак, <strong>6-я группа (задействованы сильные ученики) работала со сценой &laquo;вранья&raquo;: явл.6, дейст.III.</strong> Но прежде чем послушать ребят, <strong>посмотрим отрывок из к/ф &laquo;Ревизор</strong>, снятого в 1952 году.</span></p> <p><em><span style="font-family:times new roman,serif; font-size:12pt">Задание. В чём цель жизни молодого человека? Как раскрывается Хлестаков в сцене вранья? Что в ней особенно смешно? Что подхлестнуло Хлестакова так &laquo;разговориться&raquo;? Понимает ли он в этот момент, что его приняли за ревизора? Какие черты характера героя раскрываются в этой сцене? Какие приемы изображения героя использует автор?</span></em></p> <p><strong><span style="font-family:times new roman,serif; font-size:12pt">7-я группа. Анализ сцен взятки. </span></strong></p> <p><em><span style="font-family:times new roman,serif; font-size:12pt">Задание. Как ведет себя Хлестаков в сценах взятки? Каким образом Го-голь показывает нам процесс превращения человека во взяточника? Какие черты Хлестакова здесь показаны? Когда же, наконец, Хлестаков понимает, что его приняли за государственного человека? </span></em></p> <p><strong><span style="font-family:times new roman,serif; font-size:12pt">8-я группа рассмотрела сцену сватовства Хлестакова. (Инсценирование)</span></strong></p> <p><span style="font-family:times new roman,serif; font-size:12pt">Задание. Каким предстает Хлестаков в сцене объяснения в любви Марье Антоновне и Анне Андреевне? (явл.12-14, дейст.IV) Почему он делает предложение Марье Антоновне? Какие качества Хлестакова обнаруживаются в этих сценах? </span></p> <p><strong><span style="font-family:times new roman,serif; font-size:12pt">V. Подведение итогов групповой работы</span></strong></p> <p><em><span style="font-family:times new roman,serif; font-size:12pt">Вывод: Образ Хлестакова не ограничен рамками своей эпохи, а является широко обобщенным типом. В нем раскрываются те черты, которые сохранили всю свою непривлекательность вплоть до нашего времени. Вот почему имя Хлестакова превратилось в нарицательное понятие &laquo;хлестаковщина&raquo;. </span></em><strong><span style="font-family:times new roman,serif; font-size:12pt">Хлестаковщина &ndash; это символ пустоты, глупости и ничтожества, прикрывающийся цветистыми фразами. </span></strong><em><span style="font-family:times new roman,serif; font-size:12pt">Этим словом осуждается всякое проявление зазнайства, легкомыслия, внутренней пустоты и лживости.</span></em><strong><span style="font-family:times new roman,serif; font-size:12pt">VI. Подведение итогов урока</span></strong></p> <p><strong><span style="font-family:times new roman,serif; font-size:12pt">Оценивание учащихся.</span></strong></p> <p><strong><span style="font-family:times new roman,serif; font-size:12pt">Домашнее задание</span></strong></p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p>

ТЕМА: Хлестаков и «хлестаковщина».


»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн