Официальный сайт rostobrnadzor 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Е.Л.Шварц "Два клёна" (пьеса-сказка)

Фото пользователя Наталия Николаевна Петрова
Submitted by Наталия Николаевна Петрова on Fri, 03/07/2009 - 09:57
Данные об авторе
Автор(ы): 
Петрова Наталия Николаевна
Место работы, должность: 
МОУ Каменниковская средняя школа, Рыбинский район, учитель русского языка и литературы
Регион: 
Ярославская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
дополнительное образование детей
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 
обобщить всю информацию по произведению, осознать особенности пьесы-сказки как жанра, способствовать развитию творческих и актёрских навыков, воспитывать в детях ответственность за свои поступки, честность, умение сопереживать и помогать друг другу.
Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
18
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.Л.Ерохина "Литература 5 класс". М.: Вентана-Граф, 2008

Юрий Алянский «Азбука театра». Ленинград, «Детская литература», 1990г.

 

Используемое оборудование: 

ноутбук, экран, проектор

Краткое описание: 
Это урок-обобщение, задания группам обсуждаются и даются заранее, требуется помощь учителя.Прикреплённые файлы: презентация 1 поделена на три части.

 

Урок литературы с элементами театрализации
                          Е.Л.Шварц «Два клёна» (пьеса-сказка)
 
            Класс: 5
Тип урока: урок-обобщение;
Вид урока: защита творческих работ
Аннотация: на изучение пьесы отводится 3 часа. Первые два  урока – презентация о Е.Л.Шварце (учитель. Приложение 1), чтение статьи учебника «Что такое пьеса», чтение текста, анализ эпизодов, чтение по ролям, художественные пересказы фрагментов. Третий урок – урок-обобщение. Его задачи – обобщить всю информацию по произведению, осознать особенности пьесы-сказки как жанра, способствовать развитию творческих и актёрских навыков, воспитывать в детях ответственность за свои поступки, честность, умение сопереживать и помогать друг другу.
Чтобы провести такой урок, необходимо дать опережающие задания. Так класс был поделён на творческие группы и при совместном обсуждении определены задания:
*      Теоретики (Задание: подготовить сообщения: «Что такое пьеса», «Мы в театре», «Сходство и отличие пьесы-сказки «Два клёна» от народной сказки»).
*      Философы (Задание: выявить, по каким правилам в жизни подчиняются герои сказки – Баба-Яга и Василиса; какие жизненные уроки нужно извлечь из сказки).
*      Актёры (Задание: выбрать и инсценировать фрагмент сказки).
План урока: 1) слово учителя
                       2) выступление теоретиков
                       3) выступление актёров
                       4) выступление философов
                       5) итоги работы
Материалы к уроку
Группа «Теоретики»
1) Презентация «Что такое пьеса» (Приложение 2)
2) Сообщение «Мы в театре» (по книге Юрия Алянского «Азбука театра». Ленинград, «Детская литература», 1990г.).
Слово театр – греческого происхождения, оно означало место для зрелища, да и само зрелище. Театральное искусство возникло очень давно и развивалось с жизнью самого человечества. Один из главных элементов театрального искусства – игра. С неё всё и началось. Сначала в театре показывали игры и обряды первобытных народов. В этих играх появились и первые «действующие лица» - добрые и злые силы. В играх рождались диалоги. Местом рождения драматического театра можно считать Древнюю Грецию. Навсегда остались знаменитыми пьесы, написанные в 5 и 6 веках до нашей эры драматургами Эсхилом, Софоклом, Еврипидом. Интересно, что уже в те далёкие времена – 25 столетий назад – театр обратился к важнейшим сторонам жизни, к утверждению высоких чувств и обязанностей человека: честности, благородства, сыновьего долга, товарищества, преданности.
Презентация буклета «Словарик юного актёра» (Приложение 3)
Группа «Актёры»
Инсценировка фрагментов: «Разговор двух братьев-клёнов», «Битва Василисы с Бабой-Ягой», «Встреча Василисы с сыновьями».
Группа «Философы»
Жизненные правила Василисы (читают по очереди две девочки в костюмах):
·        «А что если с лаской подойти?»
·        «Пока трёх сыновей вырастила – всему научилась».
·        «Работа меня от всех бед спасла».
·        «Люблю своих сыновей. А больше всех того, которому я нынче нужнее».
·        «Разве малые дети без толку пищат? Они маму зовут, помощи просят. А как поможешь им, тут они и улыбнутся. А матери только этого и надо».
·        «Разве дети нарочно грубят? Просто у них добрые слова на донышке лежат, а дурные на самом верху. Тут надо терпение иметь».
Вывод: Эти правила помогли Василисе-труженице пройти тяжёлые испытания, чтобы спасти своих детей.
А теперь послушаем Бабу-Ягу и узнаем её жизненные правила (выразительное прочитывание реплик несколькими девочками в костюмах):
·        «Я очень ловко приспособилась ловить вас, людишек. Я, Баба-Яга, умница, ласточка, касаточка, старушка-вострушка».
·        «Я в себе, голубке, души не чаю. Тем и сильна. Вы, людишки, любите друг дружку, а я, ненаглядная, только себя. У вас тысячи забот – о друзьях да близких, а я только о себе, лапушке и беспокоюсь».
·        «Меня в тысячи мест ждут. Того ограбь, того побей, того накажи ни за что ни про что».
·        «Совести у меня нет и не было».
·        «Неужели мне, жабе зелёненькой, придётся собственную свою служанку хвалить? Да ни за что! Мне, гадючке, это вредно».
·        «Я, умница, больше люблю в спину бить».
·        «Ты думаешь, это легко чужим трудом жить? Я ещё девочкой-ягой была, в школу бегала, а уже покоя и на часик не знала. Ваш брат вытвердит все уроки, да и спит себе, а я, бедная малютка-яга, с боку на бок ворочаюсь, всё думаю, как бы мне, милочке, завтра, ничего не зная, извернуться да вывернуться. И всю жизнь так-то».
·        «Я терпеть не могу, когда люди радуются».
Вывод: Мы убедились, что жить по законам Бабы-Яги, нельзя. Автор показал нам, что злоба, ненависть, неумение радоваться за других будут непременно побеждены с помощью добра, дружбы, взаимовыручки, хитрости и трудолюбия.
Итоги урока:
- Ребята, понравился вам такой урок?
- Чем он необычен?
- Какой фрагмент урока больше понравился, запомнился? Почему?
- Чему каждый из вас научился на уроке или при подготовке к нему?
- Напоследок озвучу несколько ваших высказываний-отзывов, которые вы писали на втором уроке. Напомню, вы должны были продолжить начатую мной фразу: Сказка «Два клёна» - это … . Вот как вы написали: «… это сказка о том, как злая Баба-Яга заколдовала двух братьев, а мама и третий брат пошли их спасать»; «… это сказка о том, как «дети не послушались маму и были наказаны, а маме пришлось многое испытать, чтобы спасти своих детей от злой Бабы-Яги»; « … это сказка о взаимовыручке, добре и любви; это сказка о добре и зле, о зависти и понимании, о дружбе и одиночестве»; «… это жизненный урок для нас: кто из дому сбежал – не растёт и не умнеет».
 
- В качестве домашнего задания – подготовиться к конкурсу рисунков к этой сказке или художественному пересказу монолога Бабы-Яги.
 
Прикрепленный файл Size
прилож.1а Е.Л.Шварц.ppt 239 KB
прилож.1б Е.Л.Шварц.ppt 505 KB
прилож.1в Е.Л.Шварц.ppt 255 KB
прилож.2 Пьеса.ppt 40.5 KB
прилож.3 Словарик.zip 57.1 KB

»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Светлана Владимировна Будаева

На: Е.Л.Шварц "Два клёна" (пьеса-сказка)


Наталия Николаевна! Спасибо за прекрасный , интересный материал! Мне всё понравилось, тем более, что когда -то я представляла для коллег урок  - путешествие по творчеству Е. Шварца.




Фото пользователя Марина Алексеевна Мякутина

На: Е.Л.Шварц "Два клёна" (пьеса-сказка)


Наталия Николаевна, спасибо за презентацию! Урок прекрасный!



Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн