Официальный сайт e-rus 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Постовалова Г.М. Урок литературы в 11 классе на тему "Обзор литературы Великой Отечественной войны. Военная поэзия"

Автор: 
Постовалова Галина Михайловна
Место работы: 
учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №12 г. Ноябрьска ЯНАО Тюменской области
Контакты: 

 

Урок  литературы в 11 классе на тему "Обзор литературы Великой Отечественной войны. Военная поэзия"

 

Пояснительная записка.
Урок литературы «Обзор литературы периода Великой Отечественной войны. Военная поэзия»  проводился в 11 классе. Программа 11 класса отводит минимальное количество уроков на обзорное изучение темы «Литература периода Великой Отечественной  войны». Перед учителем стоит трудная задача: в сжатой форме  рассказать о литературе данного периода таким образом, чтобы пробудить интерес к истории страны,  желание продолжить изучение данного вопроса самостоятельно. Форма урока-презентации книги, составленной самими учащимися,  дается  в данной разработке. Учащимся было предложено почувствовать себя в роли издателя книги о Великой Отечественнойвойне: самим выбрать круг вопросов, военных авторов, иллюстрации, стихотворные тексты, создание макета обложки. Также данную разработку можно использовать и во внеклассной работе.

 

Область применения разработки:  урок, внеклассное мероприятие, классный час.
Возраст обучающихся: 15-17 лет

 

Цели и задачи:

  1. Дать обзор поэзии времен ВОВ.
  2. Показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя.
  3. Развивать навыки  работы с текстом, навыки связной речи, умение слушать, делать записи.
  4. Воспитывать патриотические чувства: любовь  к Родине, интерес к истории страны, своей семьи.

 

Ожидаемые результаты:

  1. Вызвать эмоциональный отклик в сердцах старшеклассников.
  2. Желание изучать историю своей страны, историю Великой отечественной войны на материале русской литературы того времени.
  3. Желание  выразить отношение к войне, к подвигу русского солдата, русского народа в годы войны.
  4. Возможность выбрать для «издания своей редакции книги» наиболее интересный материал.
  5. Возможность создать свою обложку будущей книги.
  6. Желание рассказать о жизни своей семьи в годы Великой Отечественной войны. До урока учащимся была предложена анкета  с вопросами:
    • Что я знаю о Великой Отечественной войне.
    • Моё отношение к войне.
    • Моя семья в трудную годину.
    • Военные реликвии в моей семье.
    • Из каких источников я узнаю об этих событиях?

 

Формы и методы реализации поставленных задач:   Устный журнал. Урок – презентация .
Основные умения и навыки:

  • Развивать навыки  работы с текстом,
  • навыки связной речи,
  • умение слушать,
  • делать записи, выводы.

 

Оборудование:

  • Иллюстрации. Строки из стихотворений военных лет.
  • Презентация
  • Видеозапись - песня «Огонек»
  • Выставка книг о Великой Отечественной войне.
  • Мультимедиа  программа «От Кремля до Рейхстага».
  • Музыка в исполнении учащихся: А.Сурков «Землянка».
  • Приложние

ТСО:    Компьютер. Мультимедиапроектор.    Видеомагнитофон.
Литература:

  • Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне : в 12 т. «Венок славы». – Т. 1-5. – М., 1987.
  • Смирнов В. По следам времени. – Волгоград, 1996.
  • Поэзия Великой Отечественной войны. – М., «Книга», 1988.

 

Урок:

    Литература. 11 класс.

Тема:

Обзор литературы периода Великой Отечественной войны. Военная поэзия.

Цели урока:

1.Дать обзор поэзии времен ВОВ.
2.Показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя.
3.Развивать навыки  работы с текстом, навыки связной речи, умение слушать, делать записи.
4. Воспитывать патриотические чувства: любовь  к Родине, интерес к истории страны, своей семьи.

Тип урока:

Урок изучения нового материала. Интегрированный урок.
Комбинированный урок.
Лекция с элементами беседы, чтение и анализ стихотворений,

Форма проведения:

Устный журнал. Урок – презентация.

Эпиграф урока:

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова –
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
А.Ахматова.

Оборудование:

  1. Иллюстрации. Строки из стихотворений военных лет.
  2. Презентация (КОМПЬЮТЕР)
  3. Видеозапись - песня «Огонек»
  4. Выставка книг. Мультимедиа  программа «От Кремля до Рейхстага».
  5. Музыка.
  6. Компьютерная презентация книги о войне в редакции 11 а класса

           Содержание книги «Поэзия Великой Отечественной войны».
1 страница. Из истории Великой Отечественной войны.
2 страница. Особенности поэзии военных лет.
3 страница. Военная песня.
4 страница. Языковые особенности военной поэзии.
5 страница. Поэты, не вернувшиеся с фронта.
6 страница. У войны не женское лицо.

Ход урока:
КАДР № 1
КАДР № 2

                     Первые кадры презентации

  • 1 кадр. Поэзия Великой Отечественной войны.
  • 2 кадр.      1941-1945

                        Грянул год, пришел черед,
Нынче мы в ответе
За Россию, за народ
И за все на свете.
А.Твардовский

1 страница. Из истории ВОВ.
Историк (сообщение подготовленного ученика)

 

          

 

 

КАДР № 3

                              1 страница. Из истории Вов.
     22 июня 1941 г. началась ВОвойна –фашистская Германия вероломно напала на СССР. В ходе первых месяцев войны враг проник глубоко внутрь  нашей страны. Под угрозой оказалась столица. В 1943 году произошел переломный момент – Курская битва, после которой инициатива перешла в руки Красной Армии. 16 апреля 1945 года войска вошли в Берлин. 8 мая Германия капитулировала.
Цена победы очень велика:  погибло около 27 млн. человек.
Параллельно рассказу – слайды:

  • 3 кадр.    Никто не забыт, ничто не забыто.

                                                            О.Берггольц

  1. 22 июня 1941 года началась война.
  2. В Великой Отечественной войне советский народ отстоял свою независимость.
  3. Война унесла около 27 млн. жизней советских людей.

          УЧИТЕЛЬ:
2. .Вступительное слово

         
КАДР № 4

  1. В годы военных испытаний 1215 писателей  ушли воевать с врагом.
  2.  Более 400 из них отдали свою жизнь за освобождение Родины.

 

  • 4 кадр.

    Пожалуй, никогда за время существования советской поэзии не было написано столько лирических стихов, как за годы войны.
А.Сурков

   « Когда грохочут пушки, молчат музы»,- гласит старинный афоризм. Но в годы ВОВ голоса муз перекрывали грохот пушек. Так прежде всего звучали стихи военных лет, доходившиее до сердца читателей.
Тема нашего урока : ПОЭЗИЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. Мы постараемся охарактеризовать лирический род литературы военного времени и доказать , что это самый оперативный, популярный  жанр военного  периода. Итогом нашей работы должен стать проект будущей книги, рассказывающей о поэтических произведениях 40-военных годов. Итак, вашему вниманию предлагается урок – презентация будущей книги.

2 страница. Особенности поэзии военных лет.
Составление тезисного плана статьи. 
Проверка – презентация.

КАДР № 5.

 

 

 

 

КАДР № 6.

 

 

 

КАДР № 7.

 

 

 

 

КАДР № 8.
Чтение наизусть. К.Симонов «Родина»

КАДР №9.

 

 

Чтение наизусть. К.Симонов «Жди меня».

 

Учитель задает вопрос.

 

 

Анализ стихотворения.

 

 

 

 

 

КАДР № 10.

 

КАДР № 11.

КАДР № 12.

 

 

ВЫВОД.

2 страница. Особенности поэзии военных лет.
На каждой парте  статья «Особенности поэзии военных лет».  Задание: составить тезисный план.
Проверка: заранее подготовленный ученик называет тезисы, иллюстрируя их  кадрами презентации.
                           Продолжение  презентации:

  • 5 кадр. Мотивы военной лирики:
    • Родина,
    • война,
    • смерть и бессмертие,
    • ненависть к врагу,
    • боевое братство и товарищество,
    • любовь и верность,
    • мечта о победе,
    • раздумья о судьбе народа.
  • 6 кадр. Поэты военного времени:
    • Н.Тихонов
    • А.Сурков
    • М.Исаковский
    • А.Твардовский
    • А.Прокофьев
    • С.Щипачев
    • К.Симонов
  • 7 кадр. Тема Родины:
    • Образ Родины (М.Исаковский)
    • Стихи о Москве (А.Сурков)
    • О Ленинграде (О.Берггольц)
    • о Смоленском крае (М.Исаковский)
    • деревенские проселки
    • кресты русских могил
    • три березки (А.Прокофьев, К.Симонов)
    • подвиг народа
  • 8 кадр. Но эти три березы  при жизни никому нельзя отдать.

                                                        К.Симонов
Ученик читает наизусть стихотворение К.Симонова «Родина»

  • 9 кадр. Лирический герой:
  1.  земной
  2. близкий
  3. переживания общенародного характера
  4. терпит лишения и страдания
  5. ненависть к врагу

 

        Ученик читает наизусть стихотворение К.Симонова «Жди меня».

- Вы услышали 2 стихотворения одного автора - Константина Симонова.
Чем отличаются они друг от друга? (В первом стихотворении лирический герой выражает переживания общенародного характера, а во втором – он  более  земной, близкий.)

  Анализ стихотворения К.Симонова «Жди меня». Опережающее индивидуальное задание.
Это стихотворение Константин Симонов написал в 1941 году, оно посвящено любимой женщине Валентине Серовой. Жанр стихотворения – послание, лирический герой обращается к любимой: «жди, ты». Основная мысль заключена в первой  строчке: «Жди меня и я вернусь» - задушевная мысль о том, как важно ожидание для солдата,  эта строчка звучит как рефрен, призыв. Анафора «Жди» помогает  подчеркнуть надежду. Сочетание звуков (Ж, ЖД) – аллитерация передают монотонность хмурой солдатской жизни (желтые дожди, жара)), усиливают мотив ожидания. Это лирический монолог-послание.

  • 10 кадр. Жанры:
  • собственно лирические (ода, элегия, песня)
  • сатирическая (басня, эпиграмма)
  • лиро-эпическая (поэма, баллада)
  • 11 кадр. Сатира военных лет
  • 12 кадр. Лиро-эпическая поэзия (стихотворный эпос):
  1. П.Антокольский «Сын»
  2. М.Светлов «28»
  3. М.Алигер»Зоя»
  4. О.Берггольц «Февральский дневник»
  5. А.Твардовский «Василий Теркин»

ВЫВОД по составлению тезисов. Подведение итогов.

3 страница. Песня.
Слово учителя.
13 КАДР

 

 

14 КАДР.
ВИДЕОЗАПИСЬ- 2 мин.
15 КАДР.
ПЕСНЯ «ЗЕМЛЯНКА» гитара

Слово учителя:  3 страница. Военная песня. В годы войны многие стихотворения  уже в первые дни-месяцы войны стали песнями.

  • 13 кадр. Военная песня.

              В.Лебедев-Кумач «Священная война»
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!

  • 14 кадр. М.Исаковский «Огонек»

Видеозапись- хроника, песня «Огонек»

  • 15 кадр. А.Сурков «Землянка»

Учащиеся исполняют песню под гитару.

4 страница.  Языковые особенности военной поэзии. Практическая работа. 16 КАДР.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17 КАДР.

Бытует мнение, что стихи, песни той поры очень бедны с точки зрения языка. Давайте докажем обратное.
4 страница. Языковые особенности военной поэзии.

  • 16 кадр – задание для практической работы.

 Практическая работа по стихотворении. А.Суркова «Землянка»
Задание: заполнить таблицу, называя средства языковой выразительности или приводя примеры указанных средств ( пустые клетки в шахматном порядке). Заполненная таблица:

Языковые средства

 Примеры

Олицетворения

Поет гармонь, шептали кусты, голос тоскует

Эпитеты

Белоснежные поля, голос живой, холодная земля, негасимая любовь

Лексический повтор

Далеко-далеко, снега и снега

Сравнение
Противопоставление

Смола, как слеза
В холодной землянке – негасимой любви

Вывод: стихотворение богато языковыми средствами: например, олицетворения и эпитеты подчеркивают нежные чувства лирического героя.

  • 17 кадр – проверка .

5 страница. Поэты, не вернувшиеся с войны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 страница. Поэты, не вернувшиеся с фронта.

  • 18 кадрПоэты, не вернувшиеся с фронта. 

             Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они – кто старше, кто моложе –
Остались там….
А.Твардовский

  • 19 кадр. Павел Давидович Коган 1918 -1942

Возглавлял поиск разведчиков, погиб под Новороссийском 23 сентября 1942г.
Я патриот. Я воздух русский,
Я землю русскую люблю,
Я верю, что нигде на свете
Второй такой не отыскать!

  • 20 кадр. Михаил Валентинович Кульчицкий 1919 – 1943

 Погиб в боях под Сталинградом в январе 1943г.
Война ж совсем не фейерверк,
           А просто – трудная работа,
          Когда –
                                  Черна от пота-
                                                              Вверх
          Скользит по пахоте пехота.

  • 21 кадр. Николай Петрович Майоров 1919 – 1942

Погиб 8 февраля 1942 года на Смоленщине.
Пусть помнят те, которых мы не знаем:
             Нам страх и подлость были не к лицу.
             Мы пили жизнь до дна
             И умирали
             За эту жизнь.
             Не кланяясь свинцу.

  • 22 кадр. Муса Мустафович  Джалиль 1906 -1944

             Муса Джалиль, будучи тяжело раненным, попал в плен. В концлагере вел активную подпольную работу. Был брошен фашистами в тюрьму Маобит и в 1944 г. казнен. Посмертно присвоено звание Героя Сов. Союза. (100 лет со дня рождения)
Сердце с последним дыханием жизни
             Выполнит твердую клятву свою:
            Песни всегда посвящал я Отчизне,
            Ныне Отчизне я жизнь отдаю.

 

  • 23 кадр. Иосиф  Павлович Уткин   1903- 1944

Военный корреспондент, погиб во время авиационной катастрофы при возвращении с  переднего края в 1944г
На улице полночь. Свеча догорает.
  Высокие звезды видны.
 Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,
  В пылающий адрес войны.

Мы скоро вернемся. Я знаю. Я верю.
И время такое придет:
Останутся грусть и разлука за дверью,
А в дом только радость войдет.
Минута молчания.

  • 18 кадр – повтор «Поэты, не вернувшиеся с фронта»

6 страница . Женщины на войне.
Эпизод программы (3*)
«От Кремля до Рейхстага»

 

 

Стих. наизусть
М.Исаковский «Русской женщине» (Клименко)
(на фоне кадров)

Сообщение о Ю.Друниной.

Чтение наизусть.
Ю.Друнина «Я ушла..»
«Зинка»

6 страница. У войны не женское лицо.

  • 24 кадр .У войны не женское лицо.

         Мультимедиа  программа «От Кремля до Рейхстага».
6 страница. Женщины на войне. Говорят : «У войны не женское лицо». Но на фронт уходили и женщины. (Они были  медсестрами- выносили раненых с поля боя, подносили снаряды, были снайперами и летчицами. Слово тоже было их оружием.
Их стихи знала вся страна.)

  • 25 кадр. Анна Ахматова
  • 26 кадр. Ольга Берггольц
  • 27кадр. Вероника Тушнова
  • 28 кадр. Юлия Друнина.

 В судьбу и поэзию каждой из них вплелось военное лихолетье.

                  Сообщение о Юлии Друниной.
   17 летняя выпускница одной из московских школ Юлия Друнина в 1941 году добровольно ушла на фронт бойцом санитарного поезда. Их семью эвакуировали из Москвы в Заводоуковск Тюменской области, едва они там устроились, как Юля, единственный ребенок в семье, сообщила о своем решении.
Стихотворение «Я ушла из детства»
Памяти однополчанки – Героя Советского Союза Зины Самсоновой «Зинка». (чтение по ролям)

7 страница. Итоговое слово.

Опорные слова – вывод на доске

7 страница.Итоговое слово. Поэзия в годы войны –  оперативный, доходящий до самого сердца читателя род литературы.

  • Оперативность
  • Эмоциональность
  • Доходчивость
  • Патриотические чувства
  • Глубоко личные переживания

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова –
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
А.Ахматова..

 

 

8 страница – музейная

Экскурсовод
В нашей музейной экспозиции такие экспонаты:

  1. Фотография ветеранов ВОВ  г..Ноябрьска.
  2. Выпуск газеты «Вечерняя Москва» 1945г.
  3. Характеристика воина 1943г. (военная характеристика отца учителя нашей школы Макаревич В.И.)
  4. Савельев Сергей. Военная ложка деда, которая прошла с ним всю войне и хранится в семье как реликвия.
  5. Чугунова Катя. Боевые награды  дедушки.

9 страница – иллюстрации

Произведения живописи о ВОВ:
1.Евгений Горовых «Партизаны. Рельсовая война»
2.Николай Присекин «Севастопольцы»
3.Александр Лактионов «Письмо с фронта» . Поводом к написанию картины послужило известие о победе под Сталинградом, Картина передает радостное настроение. В 1948г. картина получила Сталинскую премию. Скоро конец войне!

 

Домашнее задание.

На выбор:
1.Анализ стихотворения.
2.Творческий проект на тему
3. Отзыв об уроке
4. Вариант книги -эскиз

Подведение итогов.

   Оценки за урок. 

 

 



Фото пользователя Анна Евгеньевна Плужникова

На: Постовалова Г.М. Урок литературы в 11 классе на тему "Обзор


Галина Михайловна, спасибо за интересный и своевременный урок!!  Хочется отметить широкий диапазон от Ахматовой и Суркова до Кульчицкого и Когана!!!Понравилась и презентация, где очень удачно использованы произведения живописи !!Конечно, такой урок обязательно достигнет цели воспитания патриотические чувств: любови  к Родине, интереса к истории страны, своей семьи.




На: Постовалова Г.М. Урок литературы в 11 классе на тему "Обзор


Спасибо за урок!!!



Фото пользователя Елена Викторовна Суздалова

На: Постовалова Г.М. Урок литературы в 11 классе на тему "Обзор


    Галина Михайловна, вы показали образец работы по воспитанию в человеке человечности.

    Форма урока-презентации книги, составленной самими учащимися, - самое ценное в уроке. Урок стал результатом проектной деятельности учащихся с применением ИКТ. И это важно сегодня, когда Великая Отечественная война и на уроках истории России изучается всего по нескольикм параграфам, а на литературе и вообще эпизодически.

    Возможно ли прочесть методику подготовки к этому уроку, организацию проектной деятельности учащихся, сроки выполнения того или иного вида работы?

                                                                                                                      С уважением Елена Викторовна.



Поиск

Loading


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн