Вы не зарегистрированы

Авторизация



Дневник занятий с Любой (Дислексия смешанного генеза, дизорфрграфия)

Фото пользователя Татьяна Еремеева
Размещено: Татьяна Еремеева - вс, 12/07/2009 - 13:11

Цель: Создать целостное представление о фонетической системе русского языка.


»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Татьяна Еремеева

Выявление дефицитов по методике Лаптевой.


9.07.09. Цель занятия: Исследование состояния письменной речи на материале диктанта.

    Занятие проводилось по той же схеме, что и с Настей, но посторалась учесть замечания В.С.: обсудили ошибки диктанта, попытались найти  их причины. Поскольку в диктанте допущено много исправлений и не перенесено ни одно слово, обсудили и эту проблему. Оказалось, что девочка не переносит слова, потому что не знает правил и боится ошибиться.

   Диктант. ( в скобках даны исправления, сделанные  девочкой)

Речка я(Я)блонька.

Сла(а)вное это место. Меж крутых бережков текла речка я(Я)блонька. Дно реки было песчаное. Содна (Со дна) били студеные ключи. Вода была уде(и)вительно(о) вкусная и прозрачная. По склоно(а)м речки жило си(е)мейство барсуков. Они вырыли глубокие норы с ходами и выха(о)дами.

Комментарии. Поскольку девочка исправляет правильное написание на правильное, вероятно, с ней стоит заняться чистописанием.

Работа на слух с предлжением: Сколько слов в предложении? Сколько в каждом слове слогов, звуков, букв? Назвать звуки каждого слова. (Мягкий звук выделила).

Возле дома распустилась сирень.

Возле - 2, 3, 5 [ озе]

дома - 2, 4, 2  [ ома]

распустилась - 5,11, 5 [ асиоь]

сирень - 2, 1,5 [ еееН ]

5. Запись предложения. (Возле дома расспустилась серень) В каком слове букв больше, чем звуков? Распустилась, потому что во всех остальных словах букв меньше.

Комментарий. Что творится в головах бедных детей! Кто за это в ответе?

 




Фото пользователя Валерия Сергеевна Шевелева

На: Выявление дефицитов по методике Лаптевой.


Татьяна Ивановна! В детских головах мешанина, потому что изначально где-то что-то запало. И нет фундамента.  Поэтому всё вкривь и вкось нагромоздилось и смешалось. Значит с самого  начала идти пошагово и НЕ СПЕШИТЬ. Главное - не поддаваться отчаянию и унынию!

Я  в связи с Вашей болью попыталась походить по форумам логопедов и  утвердилась в своем мнении: Главное, чтобы были яркие образы  и положительный настрой.. Тогда  усвоение идёт быстрее.

Знакомы ли вы с книгами В. Волиной "Учимся играя" (некоторыке материалы я использую) и 

 “Русский язык в рассказах, сказках, стихах”?

Стихи легче запоминаются.

Ещё надо поискать развиваюшие игры ,  подумать о  каком-то лото ( по образцу Архаизмы)

 

 Нашла сайт, где можно оставить заявку  на логопеда

http://www.logoped.org/?id=103

На нем есть ссылки на специалистов в Петрозаводске с адресом

http://www.logoped.org/?key=staffitem&itemid=1708

 

С уважением, Шевелёва В.С., преподаватель КГОУ СПО Хабаровский педагогический колледж



Фото пользователя Татьяна Еремеева

На: Выявление дефицитов по методике Лаптевой.


     Да, Волина у меня есть.  И некоторые виды закрепления я взяла оттуда. Посмотрю, как пойдет завтра занятие. Может  быть, вернемся раньше. Если пойти по пути ЗВУК-ОТРАБОТКА, ЗВУК-ОТРАБОТКА и т.д., то не будет элемента сравнения. А здесь главное детям  почувствовать мышечно, что звуки  разные. Конечно, если бы у детей были компьютеры, то можно было бы давать задание на подбор картинок. Но обе живут в семьях "за чертой бедности". Кроме того, проблема с частотой занятий. Светлана Сергеевна рекомендовала заниматься с обеими вместе, потому что у обеих ЗПР и проблемы со здоровьем.  Но  так мы  совсем не двинемся, а там и учебный год начнется. Каждый день их приглашать тоже жаль - ведь все-таки каникулы. Занимаемся по 3 раза в неделю с каждой.

   Что делать с чтением - не знаю. Принцип количество перейдет в качество может не сработать. Говорят, существуют и другие подходы к чтению: методика А.Кушнира (к сожалению, в чем суть - найти не могу) (В Интернете найти что-то стоящее очень сложно), есть еще методика глобального чтения. Что это такое? Тоже нет ответа. А время идет. Я очень переживаю за Любу. По словам специалистов, девочки с диагнозом ЗПР взрослеют очень быстро. И если Люба  не почувствует вкус успеха, через какое-то время все помыслы направятся в другую сторону. И тут никакой мой авторитет не поможет.  В этом году начнется физика.  А  она читать не умеет. Ужас! И похоже во всей  школе это волнует только меня...

   

 




Фото пользователя Валерия Сергеевна Шевелева

На: Выявление дефицитов по методике Лаптевой.


Татьяна Ивановна!  Занимайтесь хотя бы раз в неделю с обеими - только сначала 20 минут Люба(в это время Настя сидит и работает рядом по какому-то заданию),  затем общее занятие- 30-35 минут, затем Настя- 20 минут( Люба что-то делает сама).. Знаю по слабым детям- им помогает  такая система.

Любе , для того чтобы почувствовать какое-то продвижение, необходимо не просто читать- а читать то,  с чего начнется  учебный год.

( а учебник физики  , кстаии, совсем не плох для занятий)

Что девочкам интересно? эти темы и нужно использовать в качестве материала для чтения. Этов русле методики того же Кушнира

Природосообразный метод обучения языку А. Кушнира

С уважением, Шевелёва В.С., преподаватель КГОУ СПО Хабаровский педагогический колледж



Фото пользователя Валерия Сергеевна Шевелева

На: Методика глобального чтения


Очень противооречивые отзывы об этой методике - и запоминание  карточек со словами  не всем помогает

http://www.alalia.ru/2009/globalnoe-chtenie.html

http://sunchildren.narod.ru/domanloupan.html

http://alicepush.narod.ru/businessglob.html

http://www.infrance.ru/forum/archive/index.php/t-15240.html

http://www.logoburg.com/klub/modules/newbb_plus/viewtopic.php?topic_id=6...

Вариант"Опыт обучения аутичных детей начальным школьным навыкам

Мне кажется, что нужно идти по методу Китайгородской Для английского языка, толькло переделать ее под родной

До начала занятий рекомендуется провести с учащимися беседу, во время которой преподаватель знакомится с обучаемыми и объясняет им, как будет протекать учебный процесс, какие задачи стоят перед ними, как они должны заниматься в аудитории и дома, и на какие результаты они могут расссчитывать. 
Все занятия объединины одним сюжетом - группа иностранных гостей посещает нашу страну. Это позволяет обеспечить логичный переход от урока к уроку. Учащиеся становятся участниками туристической группы и, тем самым, участниками всех событий, которые с ней происходят. Очень важно, что на первом занятии все учащиеся получают имена иностранных гостей, которые становятся их именами (масками, ролями) на все время курса. Это помогает решению целого ряда серьезных задач: психологических, психотерапевтических, методических, языковых и т.д. В частности это дает возможность обеспечить “погружение” обучаемых в языковую среду и на время как бы “отключить” родной язык, заменив его изучаемым языком. 
Роли, в которых выступает учащийся, помогают ему активизировать свои творческие возможности, способствуют раскрытию и проявлению его личности. Ролевые игры, игровая деятельность повышают эмоциональный статус учебного процесса. В результате занятия превращаются в живую, интересную, захватывающую обучаемого деятельность. 
Весь языковый материал курса разбит на микроциклы, каждый из которых содержит: основной текст-полилог, тексты монологического характера, лексико-грамматический комментарий, домашние устные и письменные задания. Все полилоги, как было сказано выше, объединены сквозным сюжетом - посещением нашей страны группой иностранных туристов. Каждый полилог - один из этапов визита. Таким образом моделируется речевое поведение учащихся в разнообразных ситуациях речевого общения.

 

 

 

С уважением, Шевелёва В.С., преподаватель КГОУ СПО Хабаровский педагогический колледж



Фото пользователя Татьяна Еремеева

На: Методика глобального чтения


     С моей точки зрения неспициалиста, глобальное чтение и чтение по Кушниру  похожи. Слово читается не по слогам, а воспринимается целиком. Поскольку Любу уже учили читать традиционным способом и из этого ничего хорошего не получилось( нельзя сказать, чтобы совсем не читает - скорее ковыряется в словах), попробую "заставить" воспринимать словами.    

      13. 07.Сели мы сегодня с нею рядом, взяли книжку с большими буквами "Аля, Кляксич и буква А", я стала  медленно, но не по слогам читать, а ее задача была показывать пальцем слово. Ее движения были судлрожно-неритмичны, иногда она отставала. Потом я встала за спиной,  взяла ее палец и стала водить по слову в том месте, где читаю. Трудно было избавиться от зажима. Потом читали хором. Так прочитали первые три главы. Содержание Люба передает почти дословно, с подробностями. Сокращать же не умеет.

     Спросила, как труднее читать: одной или вдвоем? Ответила, что вдвоем, потому что надо читать и слушать одновременно.

       Попробую почитать таким образом. А  методика Тоцкого позволяет работать над словоизменением.

Комментарий к занятию. В Розалиндию съездили. Остановились на выводе, что гласные звуки можно читать по губам.Чтобы прочитать губы, надо сделать мышечное движение.(Слушали и сравнивали мышечные движения). Если не артикулировать, то звук не читается.

    Составить "диктант" из звуков не смогла. Поэтому сначала пары рисунков переводила в звуки, потом читала звуки по моим губам, а потом я читала звуки по ее губам.  В качестве д/з аналогичные упражнения выполнять в паре с мамой и папой и нарисовать "портреты" гласных звуков.

     

      

 




Фото пользователя Татьяна Еремеева

Методика Китайгородской.


  У меня,кажется, где-то есть книга Китайгородской. Надо поискать и подумать, как можно использовать методику  для чтения на родном языке.

P.S.Сегодня Люба пришла с накрашенными глазами и ногтями.




Фото пользователя Валерия Сергеевна Шевелева

На: Методика Китайгородской.


Вот  по поводу  накрашенного лица переживать  не буду,  а то что чтением сложно увлечь- это действительно проблема. Нужно искать  материал для изучения близкий  интересам девочки. Если её  привлекает броская внешкость- взять( в качестве дополнительного чтения) Азбуку маленькой модницы.  С плохо говорящими и читающими детьми и взрослыми я работала. Главное - зажечь.Картинки брала самые простые( будильник,  шляпа, кастрюля и т.д.), что на ней? найди карточку с названием Проводила экскурсию в океанариум , рассматривали и фотографировали обитателей аквариума, потом читали о них. Ходила на прогулки, рассказывала обо всем, что  увидели- вечером  обыщрывали  в сценках по сказкам. Кстати, чем больше детей  - тем им сложнее: идёт зажим, волнение. 

С уважением, Шевелёва В.С., преподаватель КГОУ СПО Хабаровский педагогический колледж



Фото пользователя Татьяна Еремеева

Определение на слух гласных звуков.


   15. 07.  Занятие прошло даже неплохо. В основной части на основе Картинного тематического словаря (каритнки ясные, красочные) анализировали гласные звуки в одно-трехсложных словах. Сначала слова пели вместе, слушали звуки, потом я говорила, она считала и называла звуки, потом хлопками реагировала на определенный звук и его количество. Вопрос возник с Э, обозначенным Е. Но разобрались, ошибок не было. Рисунки д/з сделаны кое-как, не в цвете. Читали дважды. Старалась убедить, что получается уже лучше. Девочка согласилась со мной только из приличия.

    На следующем занятии еще послушаем гласные  звуки в словах. Возьму слова и Е,Ё,Ю,Я. Почему трудно их услышать, поговорим через занятие.

     Наверное, надо включить упражнения на дыхание. Девочка не владеет дыханием, читает толчками.




Фото пользователя Валерия Сергеевна Шевелева

На: Определение на слух гласных звуков.


Татьяна Ивановна!  Занятие прошло неплохо- значит,  вполне  удовлетворительно. А значит и результат есть, и отклик. Ставьте себе оценки, не  стесняйтесь. Предлагаю шкалу 

Задачи занятия  Реализованы  недостаточно полно Реализованы  в основном Реализованы полностью
1... 20 баллов 30 35
2.... 20 30 35
3... 20 30 35

Согласилась Люба с тем , что стало лучше?- это уже хорошо. Домашнее задание сделала? Прекрасно! Хвалить и поддерживать любое встречное движение! Мрмолодец! Посмотри как ты сама всё хорошо сделала и это запомнила  и это...

Не очень красочно. просто  вскользь сказать: А как  было бы здорово, если бы твоя хорошая работа вот здесь была такой-то...

 а здесь такой-то!

Главное, чтобы она радовалась тому , что что-то для себя открыла.

И  составьте простые вопросы для рефлексии  на этапе обобщения (совсем простые) чтобы можно было  на раз-два-три  подвести итоги.

 Что  знала?

 Что узнала (открыла) новое?

Что  нужно сделать дома?

Читает Люба  толчками? Да, с дыханием  работать нужно. 

а самое главное, постарайтесь  завести традицию  в конце занятия что-то дарить: стих, открытку, смайлик в дневничок занятий.

( Дневник  начали вести? Пусть девочки дома его украшают. )Подарите простые блокнотики ( дешевые) для того чтобы записывать или рисовать как они выполняли домашнее задание

 Попросите родителей  ставить плюсы- если какие-то задания  она делает  с ними.

С уважением, Шевелёва В.С., преподаватель КГОУ СПО Хабаровский педагогический колледж


 
Приглашаем на официальную площадку Года учителя!

Скачать + смотреть онлайн

видео 2022