В условиях огромного информационного потока последних десятилетий актуальной становится задача развития активности и самостоятельности школьника, его способности к познанию нового и решению сложных жизненных проблем.
Образованный человек в современном обществе – это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания и применять их в любой ситуации. Выпускник школы должен адаптироваться в жизненных условиях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.
Потребность сегодняшнего дня – смена приоритетов с усвоением готовых знаний на активную самостоятельную познавательную деятельность каждого ученика.
Наша основная задача, сегодня, формировать у ребят современные ключевые компетенции: общенаучную, информационную, познавательную, коммуникабельную, ценностно-смысловую, социальную. А школа должна создавать условия для формирования личности, обладающей такими компетенциями.
Среди разнообразных направлений, современных методик и технологий наиболее перспективным является метод проектов. Он дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой, обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, и самостоятельность, активность, развивает коммуникативность, учит ребят взаимодействовать друг с другом.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно мыслить, ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления.
Метод проектов предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности. Он может найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастов, способностей. Метод адаптируется к особенностям практически всех учебных дисциплин.
Обучая ребят химии, мы пытаемся сформировать у них целостную единую научную картину мира, понимание необходимости химического образования, нравственного поведения в окружающей среде.
В тоже время, в условиях резкого сокращения времени, отводимого на изучение химии при сохранении объема её содержания, снижается интерес учащихся к предмету.
И поэтому каждый из нас задумывался, как организовать процесс обучения так, чтобы учащиеся воспринимали химию как нужную и востребованную жизнью науку, необходимую образованному человеку.
Сегодня мы все едины в одном, что учить химию традиционными методами невозможно. Надо создавать условия для развития естественной познавательной активности. Для реализации развивающего потенциала школьного курса химии помогает метод проектов.
В нашей школе работа над школьными проектами мы начали 8 лет назад. За это время мы подготовили 6 проектов.
1.Исследования влияния импортных продуктов питания, содержащее Е запрещенные добавки, на здоровье человека
2.Нефть – кровь Земли или слезы?
3.Загадки цвета.
4.Радиация и её коварство.
5.Секреты ароматов.
6.Новый проект «Моющее средство своими руками»
7.Капля солнца в пробирке
Особенностью наших проектов, мы считаем, является:
- их междпредметность (формируем у ребят представление о единой научной картине мира)
- разноуровневость (участвуют ребята разных уровней знаний)
- практическая направленность (знания, навыки, которые ребята приобретают в результате работы над проектом, помогут им в повседневной жизни)
- вариативность форм защиты проектов (одним из важных этапов является защита). Традиционной формой защиты проектов является устный доклад с демонстрацией продуктов (результата) проекта. В своей работе, мы стараемся использовать нетрадиционные формы защиты проекта
- использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
Итоговое занятие по проектной деятельности мы проводим, используя различные формы, стараемся сделать его в виде праздника, чтобы каждый участник проекта увидел результат своего труда.
ПРОЕКТ «Исследования влияния импортных продуктов питания, содержащих Е – запрещенные добавки, на здоровье людей» мы проводили в виде ролевой игры. Ребята обсуждали эту проблему, проводили исследования, выступали в роли: врачей, социологов, психологов, химиков, торговых представителей.
ПРОЕКТ « Нефть – кровь или слезы Земли?» проводился в виде диспута. Одна группа ребят пыталась заставить аудиторию зрителей проголосовать «за», доказывая, что нефть – это кровь Земли! Другая группа: фактами, результатами исследований, пыталась доказать, что нефть – это слезы. В споре двух групп рождалась истина. Голосующая аудитория, под влиянием фактов и доказательств, изменяла свое мнение.
ПРОЕКТЫ «Загадки цвета» и «Секреты аромата» провели как конференцию, «Радиация и её коварство» в виде круглого стола, вечера вопросов и ответов.
В 2007 – 2008 уч. году мы предложили ребятам одну из нетрадиционных форм защиты проекта – создание видеофильма – «Моющее средство своими руками»
Работу над каждым новым проектом с обучающимися мы осуществляем поэтапно:
1.Выбор темы, творческого названия проекта, определение сроков реализации.
2.Формулирование основополагающего вопроса и проблемных вопросов проекта.
3.Формулирование дидактических и методических задач.
4.Формулирование проблемы индивидуальных, групповых исследований.
5.Формирование групп, для проведения исследований и определения формы представления результатов.
6.Разработка плана работы каждой группы.
7.Самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах с теоретическими и практическими блоками.
8.Подготовка учащихся предварительного отчета о проделанной работе.
9.Корректировка проекта учителем.
10. Защита полученных результатов и выводы о проделанной работе.
Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif";}
«Проективность – образовательная тенденция будущего»
Остроумова Е. Е., учитель химии
МОУ СОШ № 33 г. Энгельс
В условиях огромного информационного потока последних десятилетий актуальной становится задача развития активности и самостоятельности школьника, его способности к познанию нового и решению сложных жизненных проблем.
Образованный человек в современном обществе – это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания и применять их в любой ситуации. Выпускник школы должен адаптироваться в жизненных условиях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.
Потребность сегодняшнего дня – смена приоритетов с усвоением готовых знаний на активную самостоятельную познавательную деятельность каждого ученика.
Наша основная задача, сегодня, формировать у ребят современные ключевые компетенции: общенаучную, информационную, познавательную, коммуникабельную, ценностно-смысловую, социальную. А школа должна создавать условия для формирования личности, обладающей такими компетенциями.
Среди разнообразных направлений, современных методик и технологий наиболее перспективным является метод проектов. Он дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой, обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, и самостоятельность, активность, развивает коммуникативность, учит ребят взаимодействовать друг с другом.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно мыслить, ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления.
Метод проектов предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности. Он может найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастов, способностей. Метод адаптируется к особенностям практически всех учебных дисциплин.
Обучая ребят химии, мы пытаемся сформировать у них целостную единую научную картину мира, понимание необходимости химического образования, нравственного поведения в окружающей среде.
В тоже время, в условиях резкого сокращения времени, отводимого на изучение химии при сохранении объема её содержания, снижается интерес учащихся к предмету.
И поэтому каждый из нас задумывался, как организовать процесс обучения так, чтобы учащиеся воспринимали химию как нужную и востребованную жизнью науку, необходимую образованному человеку.
Сегодня мы все едины в одном, что учить химию традиционными методами невозможно. Надо создавать условия для развития естественной познавательной активности. Для реализации развивающего потенциала школьного курса химии помогает метод проектов.
В нашей школе работа над школьными проектами мы начали 8 лет назад. За это время мы подготовили 6 проектов.
1. Исследования влияния импортных продуктов питания, содержащее Е запрещенные добавки, на здоровье человека
2. Нефть – кровь Земли или слезы?
3. Загадки цвета.
4. Радиация и её коварство.
5. Секреты ароматов.
6. Новый проект «Моющее средство своими руками»
7. Капля солнца в пробирке
Особенностью наших проектов, мы считаем, является:
- их междпредметность (формируем у ребят представление о единой научной картине мира)
- разноуровневость (участвуют ребята разных уровней знаний)
- практическая направленность (знания, навыки, которые ребята приобретают в результате работы над проектом, помогут им в повседневной жизни)
- вариативность форм защиты проектов (одним из важных этапов является защита). Традиционной формой защиты проектов является устный доклад с демонстрацией продуктов (результата) проекта. В своей работе, мы стараемся использовать нетрадиционные формы защиты проекта
- использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
Итоговое занятие по проектной деятельности мы проводим, используя различные формы, стараемся сделать его в виде праздника, чтобы каждый участник проекта увидел результат своего труда.
ПРОЕКТ «Исследования влияния импортных продуктов питания, содержащих Е – запрещенные добавки, на здоровье людей» мы проводили в виде ролевой игры. Ребята обсуждали эту проблему, проводили исследования, выступали в роли: врачей, социологов, психологов, химиков, торговых представителей.
ПРОЕКТ « Нефть – кровь или слезы Земли?» проводился в виде диспута. Одна группа ребят пыталась заставить аудиторию зрителей проголосовать «за», доказывая, что нефть – это кровь Земли! Другая группа: фактами, результатами исследований, пыталась доказать, что нефть – это слезы. В споре двух групп рождалась истина. Голосующая аудитория, под влиянием фактов и доказательств, изменяла свое мнение.
ПРОЕКТЫ «Загадки цвета» и «Секреты аромата» провели как конференцию, «Радиация и её коварство» в виде круглого стола, вечера вопросов и ответов.
В 2007 – 2008 уч. году мы предложили ребятам одну из нетрадиционных форм защиты проекта – создание видеофильма – «Моющее средство своими руками»
Работу над каждым новым проектом с обучающимися мы осуществляем поэтапно:
1. Выбор темы, творческого названия проекта, определение сроков реализации.
2. Формулирование основополагающего вопроса и проблемных вопросов проекта.
3. Формулирование дидактических и методических задач.
4. Формулирование проблемы индивидуальных, групповых исследований.
5. Формирование групп, для проведения исследований и определения формы представления результатов.
6. Разработка плана работы каждой группы.
7. Самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах с теоретическими и практическими блоками.
8. Подготовка учащихся предварительного отчета о проделанной работе.
9. Корректировка проекта учителем.
10. Защита полученных результатов и выводы о проделанной работе.