Официальный сайт nokia 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



На: Модуль 1 мастер - класс " Поговорим о школьной дезадап

Ольга Александровна Гудзь
Фото пользователя Ольга Александровна Гудзь
На сайте с: 09/02/2009
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 5 лет 18 недель назад.
На: Модуль 1 мастер - класс " Поговорим о школьной дезадап

Владимир Иванович, Вы существенно расширили вопрос о школьной дезадаптации.  При подготовке материала я не задумалась               (к сожалению) о том, что учитель тоже может быть дезадаптирован,  и в таком случае школьная дезадаптация учеников просто неизбежна. И не просто дезадаптация, а прочное непринятие, или даже отторжение школы.

Вполне возможно, что следующий мастер-класс я попробую провести именно на тему дезадаптации учителей.

Теперь постараюсь высказать свое мнение по обозначенным вами вопросам.

 1.  Я согласна с тем, что адаптироваться должна пара «учитель-ученик»: адаптироваться друг к другу, к школе, к другим ученикам и учителям. Только, в любом случае, учитель – ведущий, а ученик – ведомый. Именно учитель обязан помочь ученику полностью войти и с радостью погрузиться в школьную жизнь. Делаю ударение на слове – РАДОСТЬ. Не будет радости , не будет адаптации.     То, насколько будет полноценным психическое и личностное развитие школьников, во многом зависит от учителя как личности и как профессионала. Педагогические воздействия учителя на ученика  без  знания и учета психологии  развития личности ребенка затормозят его развитие. Предпосылкой успешной работы учителя я считаю его расположенность к детям, желание с ними работать, искренность и простоту обращения с детьми.

         Одновременно с этим нельзя не учитывать тот факт, что профессия учителя является публичной, а это значит, всегда быть на виду, всегда подвергаться оценке со стороны коллег, руководителей разного уровня, учеников и родителей,   знакомых родителей,  бабушек на скамеечке у подъезда…  (такое отношение к учителю сформировано в средних и небольших городах и в селе, где проживает большая часть населения)  Не каждый может это выдержать.
 
Обычно молодой учитель приходит в школу с энтузиазмом, с желанием свернуть горы, с определенными целями. В случае нереализации ожиданий  этот энтузиазм может смениться чувством того, что никакого продвижения вперед нет, что цели недостижимы. Ощущение неудовлетворенности переходит в разочарование. Учитель перестает верить в свои профессиональные возможности, в свои силы. Развиваются апатия, тревожность, раздражительность, снижение настроения, эмоциональное истощение. Все становится сложным, уроки не получаются, ученики раздражают, «бесят», в семье конфликты.  Учитель дезадаптирован.
Проявление дезадаптации у учителя аналогично ее проявлениям у учеников.
Активный протест. Учитель постоянно всем недоволен, провоцирует ссоры, ищет малейшие нарушения. На уроках авторитарен, бывает грубым, позволяет насмешки над учениками, старается побольнее задеть ученика или коллегу. Не слышит и не хочет слышать других. В ответ на замечания активно обвиняет в своих промахах всех вокруг, своих ошибок не видит. Демонстративно показывает свою независимость, деструктивен. Следует отметить, что такое поведение «заразно» как для педагогов, так и для детей и подростков.
   Реакция пассивного протеста. Пассивен, выполняет работу формально, «от сих - до сих», инициативу не проявляет, своего мнения не высказывает, а часто и не имеет, безразличен ко всему. Может прейти в группу поддержки активно протестующего. Характерно - депрессивное настроение, страхи.
   Реакция тревожности и неуверенности. Тревожен, легко плачет, краснеет, теряется при малейшем замечании директора или завуча (а уж, если вызовут в кабинет!!) На уроке теряется от вопросов учеников, чем они с удовольствием пользуются, «доводя учителя». Суетится, старается все сделать как надо, но сил не хватает.
 
2.В чем же причина дезадаптации учителей, которая всегда приводит к серьезным проблемам у учеников?
Наверное, в смысле самой профессии педагога. Педагогическая деятельность не терпит шаблона, штампа, стандарта и, следовательно, предполагает постоянное совершенствование. Чтобы быть успешным необходима постоянная работа над собой, более глубокое познание самого себя, своих учеников, своего предмета, самораскрытие.
       Если этого нет, то учитель может почувствовать свою несостоятельность, что закончится дезадаптацией.
 
Реформы в системе образования, внедрение новых программ и типов обучения, касающиеся каждой конкретной школы, остро ставят проблему адаптации учителя к изменениям профессиональной среды.
Критериями социально-психологической адаптации/дезадаптации  учителей могут служить отношения к школе (в целом и в частности), к руководителю, к коллегам по работе, к ученикам; удовлетворенность условиями труда, своим положением в коллективе, содержанием работы и т.д.
Психофизиологическими критериями дезадаптации можно считать ухудшение самочувствия, негативные эмоциональные проявления, ощущение усталости, соматовегетативные нарушения, нарушения сна, снижение мотивации к деятельности и т.д.
        Если учитель пришел в школу только потому, что это было легче всего, то он заведомо будет дезадаптирован.
 
Одновременно с этим важным профессиональным качеством учителя является его  стрессоустойчивость.  А стрессовых факторов в жизни и деятельности учителя достаточно: трудности в диагностике достижений и внутреннего состояния, в постановке целей, в разработке педагогической технологии, в коммуникативной деятельности, в работе с трудными детьми и их родителями, в самоорганизации труда, в слабой мотивации школьников, в падении престижа и востребованности образования. Проявления стресса в работе учителя разнообразны и обширны. Так, в первую очередь, выделяются фрустрированность, тревожность, изможденность и выгорание.
Сниженная стрессоустойчивость – это серьезная причина дезадаптации.  
 
3. При этом под профессиональной адаптацией учителя мы понимаем процесс активного или пассивного его приспособления к современным условиям общества и условиям профессиональной деятельности, определение им своего места в обществе, формирование готовности к активному выполнению профессиональной деятельности, что обеспечивает удовлетворение им своих разнообразных потребностей, его формирование и развитие, его профессиональный статус. Процесс адаптации связан с активным изменением человеком себя, с коррекцией собственных установок и привычных поведенческих стереотипов. Это тип активного самоизменения и активного самоприспособления к среде. (А.А.Реан)
 
Но немного о стрессе: СТРЕСС УЧИТЕЛЯ - напряженные состояния учителя, вызванные трудностями, необычными, экстремальными ситуациями профессиональной пед. деятельности. Такими стрессорами часто бывают нехватка времени у педагога, низкая успеваемость учащихся, плохая дисциплина учащихся на уроках, конфликты с администрацией, с коллегами и т. д. С. у. может оказать как положительное, оптимизирующее влияние на деятельность, так и отрицательное вплоть до полной дезорганизации.
 
Стрессовый сценарий «запускается» почти автоматически. Достаточно незначительного нарушения привычного ритма и условий профессиональной деятельности - как будто против воли самого человека «включается» стрессовый механизм и начинает «раскручиваться», как «маховик» какого-то мощного и убийственного «оружия». Человек начинает конфликтовать по какой-то мелкой, незначительной причине. У него искажается восприятие сотрудников и коммуникативной ситуации, он придает негативное значение тем деталям, на которые в спокойном состоянии почти не обращал внимание.
 
Что может снизить воздействие стрессогенных факторов?
- развитая социально-психологическая толерантность (терпимость) личности педагога;
- более глубокое и раннее знакомство с особенностями образовательной среды, в которой будет работать будущий учитель;
- организационно-деятельностная игра с участием представителей администрации школы и коллектива учителей ( перед началом учебного года);
-  комплексная диагностика и профилактика профессионального выгорания;
- соответствующие условия труда;
- творческий подход к профессиональной деятельности;
- адекватное  моральное и материальное  поощрение за свою работу;
- создание благоприятного микроклимата в педагогическом коллективе;
- достижения оптимального равновесия в динамичной системе "личность-социальная среда";
- регулирования общения и взаимоотношений;
- занятия личностью эмоционально-комфортной позиции;
- обеспечения социальной активности и эффективности социально-значимой деятельности личности;
- обеспечения самореализации личности;
- сохранения психического здоровья.
 
РЕКОМЕНДАЦИИ
Отношение к юмору. Стараться больше шутить, смеяться, особенно над собой, например, приостановиться, оглянуться и увидеть забавную сторону той или иной ситуации.
Учителя, которые улыбаются и которым улыбаются, живут в среднем на четыре года дольше, и главное - лучше!
Расширение горизонтов. Жизненно важно увеличить время, которое посвящается не работе, а другим интересам.
Лучшее понимание других людей. Научиться признавать право окружающих быть другими.
Уменьшение нагрузок в течение дня. Стараться все делать немного медленнее, отодвигать подальше окончательные сроки, ходить и говорить с меньшей скоростью, избавляясь от лихорадочного образа жизни.
Более активная передача полномочий. Невозможно и неправильно все делать самостоятельно. Надо передавать полномочия, больше доверять другим людям.
Большая терпимость по отношению к себе и другим людям. Необходимо больше прислушиваться к окружающим, позволять им высказываться, не прерывать их. Важно, хотя это и непросто, осознать необходимость просто быть, чувствовать, испытывать наслаждение, вместо того чтобы всегда что-то делать, стремиться к обладанию.
 

Написала много, еще больше думала и думаю. С уважением, Ольга А.

С уважением, Ольга А.

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн