Online video hd

Смотреть hd видео

Официальный сайт terra-z 24/7/365

Смотреть видео бесплатно

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Модуль 1 мастер - класс " Поговорим о школьной дезадаптации"

63 replies
Ольга Александровна Гудзь
Фото пользователя Ольга Александровна Гудзь
На сайте с: 09/02/2009
Баллы: 1250
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 5 лет 16 недель назад.

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!!!

В СРЕДУ И ЧЕТВЕРГ РАБОТАЕМ С МОДУЛЕМ 2 (и продолжаем модуль 1.

 

 

Знаете, я хочу начать с одной восточной притчи:

 «Эта история произошла давным-давно в старинном городе, где жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот он решил придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. Он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: «Скажи, мудрейший, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?» Если он скажет «живая», я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет «мертвая», я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут кто из нас умнее!

Так все и случилось. Завистник пришел к мудрецу и спросил: «Мудрейший, какая бабочка у меня в руках — живая или мертвая?» И тогда мудрец, который был, действительно, умным человеком сказал: «Все в твоих руках».

Дорогие друзья , и в наших с Вами руках  возможность помочь ученикам, коллегам  легче адаптироваться к школьной жизни, к новым условиям и требованиям.

Лекция.

 

Понятие и проблемы школьной дезадаптации

Прежде чем перейти к проблеме школьной дезадаптации (ШД), давайте сформулируем для себя критерии нормального положения вещей – т.е. успешной психологической адаптации к школе и оценим ее в баллах от 0 до 10:
1.    Успеваемость (0-10 баллов) - не только успешное усвоение знаний, но и активность ребенка в процессе обучения.
2.    Поведение (0-10 баллов) - его соответствие со школьными правилами как на уроке, так и на перемене.
3.    Социализация и адаптация (0-10 баллов) - хороший контакт с одноклассниками и педагогами, позитивный настрой на процесс обучения в целом.
О полной адаптации говорит уровень суммарной оценки по 3 параметрам в 21-30 баллов, неполная (неустойчивая) адаптация - 15-20 баллов, суммарная оценка ниже 14 баллов указывает на дезадаптацию.
Еще одним показателем адаптации является период времени, необходимый ребенку для вхождения в “норму“. Для полной адаптации - 1-2 месяца, для неполной (неустойчивой) адаптации - от 3-х до 6-ти месяцев с начала учебы.
 
Проведенные исследования позволили выявить три уровня адаптации детей к школе:
  • Высокий уровень - ребенок положительно относится к школе; предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; полно овладевает программой; прилежен; внимательно слушает указания учителя; выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет интерес к самостоятельной работе, всем предметам; поручения выполняет охотно, занимает благоприятное статусное положение в классе.
  • Средний уровень - ребенок положительно относится к школе; понимает учебный материал; усваивает основное в программе; самостоятельно решает типовые задачи; внимателен при выполнении заданий, указаний, но требует контроля; сосредоточен по интересу, готовится к урокам, поручения выполняет, дружит со многими детьми в классе.
  • Низкий уровень - ребенок относится к школе отрицательно или безразлично; жалуется на нездоровье; преобладает плохое настроение; нарушает дисциплину; учебный материал усваивает фрагментарно; к самостоятельным занятиям не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно; требует контроля и помощи; нуждается в паузах, пассивен; близких друзей в классе не имеет.
 В настоящее время выделяется 3 основных варианта ШД:
1.    Активный протест. Ребенок непослушен, нарушает дисциплину на уроке, на перемене - негативизм по отношению к другим - ссорится, мешает играть, раздражается и т.д.
2.    Реакция пассивного протеста. Редко поднимает руку на уроке, выполняет требования учителя формально. На перемене - пассивен, предпочитает находиться один, не проявляет интереса к коллективным играм. Характерно - депрессивное настроение, страхи.
3.    Реакция тревожности и неуверенности. Пассивен на уроке, при ответах напряжен и скован. На перемене не может найти себе занятие, предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт. Тревожен, легко плачет, краснеет, теряется при малейшем замечании учителя. Выраженные реакции тревожности и неуверенности сопровождаются появлением невротической симптоматики в виде тиков, заикания, энуреза и других подобных реакций…
С учетом всего вышесказанного можно сформулировать общее определение:
Школьная дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе, которые проявляются в виде нарушений учебной деятельности, поведения, конфликтных отношений с одноклассниками и взрослыми, повышенного уровня тревожности, нарушений личностного развития и т.д.
 
Современная российская школа в идеале должна ориентироваться на работу с детьми, имеющими самые различные образовательные потребности. Ребенок вместе с родителями должен иметь возможность выбирать и определять наиболее оптимальный и адекватный его способностям и потребностям путь обучения. Поэтому школа должна уделить внимание   психическому и личностному развитию детей с высоким риском школьной дезадаптации,  вызванной, как социальными или педагогическими факторами, так и парциальными и сочетанными нарушениями развития, несформированностью отдельных когнитивных функций и эмоционально-волевых процессов. Обследование ребенка с проблемами школьной адаптации становится важным этапом специальной помощи, так как от правильного решения дифференциально-диагностических задач зависит не только дальнейшее обучение ребенка, но и часто его судьба.
В целом следует говорить о личностно ориентированном, комплексном сопровождении ребенка в системе общеобразовательной школы и образовательных центров для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Понятие школьной дезадаптации не является ни описательным, ни диагностическим. Это понятие во многом собирательное и включает социально-средовые, психолого-педагогические, медико-биологические факторы или, вернее, условия развития самого явления школьной дезадаптации. Такой многофакторный подход показывает, с какой долей вероятности те явления, которые относятся к школьной дезадаптации, сочетаются с теми или иными социальными, педагогическими, психологическими и патологическими признаками.
Школьная дезадаптация - это сложное социально-психологическое явление, суть которого составляет невозможность для ребенка найти в пространстве школьного обучения "свое место", на котором он может быть принят таким, каков он есть, сохраняя и развивая свою идентичность, потенции и возможности для самореализации и самоактуализации.
Основной вектор этого подхода направлен на психическое состояние ребенка и на психологический контекст взаимозависимости и взаимообусловленности складывающихся в период обучения отношений:" семья-ребенок-школа", "ребенок-учитель", "ребенок-сверстники", "индивидуально предпочтительные - используемые школой технологии обучения".  
Социально-психологическая точка зрения не считает необходимым, что ребенок должен уметь приспосабливаться, а если не может или не умеет, то у него "что-то не так".
В качестве исходного пункта в проблемном анализе школьной дезадаптации  выделяют своеобразие "человеческого бытия", существования и жизнедеятельности ребенка в этот осложненный дезадаптацией период его развития. Такое понимание школьной дезадаптации следует назвать гуманитарно-психологическим и оно влечет за собой целый ряд важных следствий, а именно:
 школьная дезадаптация - это не столько проблема типизации патологических, негативных социальных или педагогических факторов, сколько проблема человеческих отношений в особой социальной (школьной) сфере, проблема личностно значимого конфликта, и путей его вероятного разрешения;
Такая позиция позволяет преодолеть не только крайние формы сведения всего многообразия явлений школьной дезадаптации к психическим расстройствам, но и другие формы (социально-дизадаптивные, педагогические, психологические, общемедицинские); предупреждает от сведения человеческих и коммуникативных проблем к психическим, нейропсихологическим и мозговым функциям у маленьких пациентов.
 Многоообразные проявления дезадаптации по сути выступают вариантами защитных адаптивных реакций и ребенок нуждается в максимальной и грамотной поддержке на путях своего адаптационного поиска.
Проблема школьной дезадаптации выявила ряд наиболее остро стоящих проблем, среди которых:

1. Низкая информированность медиков, психологов, педагогов и родителей о сути проблемы, психолого –педагогических  последствиях особенностей состояния здоровья ребенка.

2. Низкая информированность педагогов и родителей о возможности получения квалифицированной медицинской и психологической помощи.

3 Увеличивающийся разрыв между растущими учебными требованиями к ребенку и ухудшающимся состоянием здоровья детей.

4. Низкая информированность медиков, психологов образования и педагогов о проблемах работы с детьми с минимальными мозговыми дисфункциями и задержкой психического развития

5. Сложившееся негативное отношение населения к обращению за помощью к психологам и врачам психотерапевтам, детским психоневрологам.

8. Пассивная позиция родителей в отношении организации лечения детей, непоследовательность, нерегулярность, а, следовательно, и неэффективность лечения детей.

Все перечисленные проблемы взаимосвязаны и в значительной мере осложняют осуществление необходимой комплексной психолого – педагогической реабилитации учащихся.
В силу различных причин родители сознательно или неосознанно искажают информацию, передаваемую как медицинскому учреждению ( в лице врача ), так и школе ( лице психолога, педагога, администрации ). Умалчивая об истинной причине рекомендованной школой консультации у невропатолога, психиатра ( как правило, это ярко выраженная школьная дезадаптация ), родители называют лишь самые безобидные проявления нарушений состояния здоровья ребенка. Если при этом врач ограничится поверхностной диагностикой, ребенок останется без столь необходимого ему лечения.

Бывают и такие случаи, когда родители, получая от врача назначения на обследование и лечение, не выполняют их и скрывают от школы сам факт необходимости лечения, утверждая, что врач никакой патологии не выявил. Разобщенность медицинских и образовательных учреждений в осуществлении реабилитации детей с легкими патологиями ЦНС служит почвой для взаимных разочарований в предлагаемых друг другу и родителям требованиях или рекомендациях. Отсутствие у врача четких представлений о реальном положении вещей в современной школе обусловливает появление таких рекомендаций, не учитывающих школьную действительность.

То, что кажется врачу панацеей, на самом деле не дает эффекта. Так, например, почти нереально осуществить рекомендацию о предоставлении гиперактивному ребенку возможности походить по классу, выполнить какое - поручение или просто ненадолго выйти из класса. Ведь в настоящее время в каждом классе таких детей не один и не два. Количество детей с синдромом гиперактивности может доходить до 50% и выше. Кроме того, некоторые дети с гиперактивностью при предоставлении им возможности походить по классу,  ведут себя таким образом, что могут дезорганизовать не только свой класс, но и соседние.

Педагогика нуждается в поиске новых технологий работы, учитывающих особенности состояния здоровья детей. Необходима, таким образом, организация обмена опытом и обозначения сложностей в рамках данной проблемы, выработка взаимопонимания, единого видения проблемы, единой позиции и согласованности действий медицинских и образовательных учреждений.
Следует выделить задачи реализации программы комплексной реабилитации учащихся со школьной дезадаптацией:
1. Организация работы по повышению психологической  компетентности педагогов и администрации ОУ.
2. Организация работы по повышению уровня психологической  компетентности родителей, населения в целом.
3. Координация деятельности медицинских и образовательных учреждений по осуществлению комплексной психолого – педагогической  реабилитации детей с различными формами школьной дезадаптации.

 
Понятийный аппарат:

СТРЕСС - состояние организма, обусловленное неспецифическим действием любых резко выраженных и/или длительных физических или психических нагрузок - стрессорных факторов или стрессоров.

ФРУСТРАЦИЯ - психическое состояние, порождаемое переживанием недоступной цели, расстройством планов или разочарованием. Характеризуется эмоционально дискомфортными переживаниями (тревога, гнев, вина и т.п.).

ДЕПРИВАЦИЯ - создание препятствий для удовлетворения потребностей.

НЕВРОЗ - функциональное нервно-психическое расстройство, при котором человек осознает свое состояние и не утрачивает способности управлять своим поведением. Различают несколько видов неврозов: неврастения, истерия и невроз навязчивых состояний. Каждый из видов имеет свои характерные черты.

СТРАХ - эмоциональное состояние, выражающееся в сильной тревоге, беспокойстве, душевном смятении, которое может возникать перед конкретной реальной или мнимой опасностью. Имеет определенную предметную направленность и влияет на поведение (активность) человека.

ДЕПРЕССИЯ - угнетенное, подавленное психическое состояние.


Задания к модулю 1.
Как Вы считаете – действительно ли школьная дезадаптация заслуживает особого внимания и почему?
Как лично Вы и администрация Вашего ОУ относится к этой проблеме?
Напишите Ваше мнение и Ваши предложения по данной проблеме.

 

 
 
Прикрепленный файл Size
ШД детей-сирот.doc 50.5 KB
Бондарева Т.doc 44 KB

С уважением, Ольга А.

Владислав Иванович Редюхин
На сайте с: 06/11/2008
Баллы: 547
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 3 years 50 недель назад.
На: Модуль 1 мастер - класс " Поговорим о школьной дезадап

Кто о чем, а я все время о том, что развиваться (изменяться, адаптироваться, саморазвиватьсяч) можнт только ПАРА (не гооря уже о СЕТИ, интернета ли, нейронной ли). Поэтому хочу спросить.. (если "не в кассу",то просто удалите, Ольга Александровна, - я мешать не буду)

 

- какие "симметричные" уровни адаптации учителей к школе(к детям) можно выделить и в чем они проявляются?

1. Активный протест.

2. Реакция пассивного протеста.

3. Реакция тревожности и неуверенности.

 

- в чем проблемы школьной дезадаптации учителей?

 

- каковы могут быть приоритетные задачи преодоления СТРЕССА, ФРУСТРАЦИИ, ДЕПРИВАЦИИ, СТРАХОВ, ДЕПРЕССИИ, НЕВРОЗОВ и других навязчивых состояний учителей?

 

"Врачу, - исцелися сам". Вместе с детьми это легче?

Комментарий был изменен с момента создания (reduhin, чт, 10/12/2009 - 02:35).

Истинные причины событий становятся понятными значительно позже того, как эти события произошли

ВИР

Ольга Александровна Гудзь
Фото пользователя Ольга Александровна Гудзь
На сайте с: 09/02/2009
Баллы: 1250
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 5 лет 16 недель назад.
На: Модуль 1 мастер - класс " Поговорим о школьной дезадап

Владимир Иванович, Вы существенно расширили вопрос о школьной дезадаптации.  При подготовке материала я не задумалась               (к сожалению) о том, что учитель тоже может быть дезадаптирован,  и в таком случае школьная дезадаптация учеников просто неизбежна. И не просто дезадаптация, а прочное непринятие, или даже отторжение школы.

Вполне возможно, что следующий мастер-класс я попробую провести именно на тему дезадаптации учителей.

Теперь постараюсь высказать свое мнение по обозначенным вами вопросам.

 1.  Я согласна с тем, что адаптироваться должна пара «учитель-ученик»: адаптироваться друг к другу, к школе, к другим ученикам и учителям. Только, в любом случае, учитель – ведущий, а ученик – ведомый. Именно учитель обязан помочь ученику полностью войти и с радостью погрузиться в школьную жизнь. Делаю ударение на слове – РАДОСТЬ. Не будет радости , не будет адаптации.     То, насколько будет полноценным психическое и личностное развитие школьников, во многом зависит от учителя как личности и как профессионала. Педагогические воздействия учителя на ученика  без  знания и учета психологии  развития личности ребенка затормозят его развитие. Предпосылкой успешной работы учителя я считаю его расположенность к детям, желание с ними работать, искренность и простоту обращения с детьми.

         Одновременно с этим нельзя не учитывать тот факт, что профессия учителя является публичной, а это значит, всегда быть на виду, всегда подвергаться оценке со стороны коллег, руководителей разного уровня, учеников и родителей,   знакомых родителей,  бабушек на скамеечке у подъезда…  (такое отношение к учителю сформировано в средних и небольших городах и в селе, где проживает большая часть населения)  Не каждый может это выдержать.
 
Обычно молодой учитель приходит в школу с энтузиазмом, с желанием свернуть горы, с определенными целями. В случае нереализации ожиданий  этот энтузиазм может смениться чувством того, что никакого продвижения вперед нет, что цели недостижимы. Ощущение неудовлетворенности переходит в разочарование. Учитель перестает верить в свои профессиональные возможности, в свои силы. Развиваются апатия, тревожность, раздражительность, снижение настроения, эмоциональное истощение. Все становится сложным, уроки не получаются, ученики раздражают, «бесят», в семье конфликты.  Учитель дезадаптирован.
Проявление дезадаптации у учителя аналогично ее проявлениям у учеников.
Активный протест. Учитель постоянно всем недоволен, провоцирует ссоры, ищет малейшие нарушения. На уроках авторитарен, бывает грубым, позволяет насмешки над учениками, старается побольнее задеть ученика или коллегу. Не слышит и не хочет слышать других. В ответ на замечания активно обвиняет в своих промахах всех вокруг, своих ошибок не видит. Демонстративно показывает свою независимость, деструктивен. Следует отметить, что такое поведение «заразно» как для педагогов, так и для детей и подростков.
   Реакция пассивного протеста. Пассивен, выполняет работу формально, «от сих - до сих», инициативу не проявляет, своего мнения не высказывает, а часто и не имеет, безразличен ко всему. Может прейти в группу поддержки активно протестующего. Характерно - депрессивное настроение, страхи.
   Реакция тревожности и неуверенности. Тревожен, легко плачет, краснеет, теряется при малейшем замечании директора или завуча (а уж, если вызовут в кабинет!!) На уроке теряется от вопросов учеников, чем они с удовольствием пользуются, «доводя учителя». Суетится, старается все сделать как надо, но сил не хватает.
 
2.В чем же причина дезадаптации учителей, которая всегда приводит к серьезным проблемам у учеников?
Наверное, в смысле самой профессии педагога. Педагогическая деятельность не терпит шаблона, штампа, стандарта и, следовательно, предполагает постоянное совершенствование. Чтобы быть успешным необходима постоянная работа над собой, более глубокое познание самого себя, своих учеников, своего предмета, самораскрытие.
       Если этого нет, то учитель может почувствовать свою несостоятельность, что закончится дезадаптацией.
 
Реформы в системе образования, внедрение новых программ и типов обучения, касающиеся каждой конкретной школы, остро ставят проблему адаптации учителя к изменениям профессиональной среды.
Критериями социально-психологической адаптации/дезадаптации  учителей могут служить отношения к школе (в целом и в частности), к руководителю, к коллегам по работе, к ученикам; удовлетворенность условиями труда, своим положением в коллективе, содержанием работы и т.д.
Психофизиологическими критериями дезадаптации можно считать ухудшение самочувствия, негативные эмоциональные проявления, ощущение усталости, соматовегетативные нарушения, нарушения сна, снижение мотивации к деятельности и т.д.
        Если учитель пришел в школу только потому, что это было легче всего, то он заведомо будет дезадаптирован.
 
Одновременно с этим важным профессиональным качеством учителя является его  стрессоустойчивость.  А стрессовых факторов в жизни и деятельности учителя достаточно: трудности в диагностике достижений и внутреннего состояния, в постановке целей, в разработке педагогической технологии, в коммуникативной деятельности, в работе с трудными детьми и их родителями, в самоорганизации труда, в слабой мотивации школьников, в падении престижа и востребованности образования. Проявления стресса в работе учителя разнообразны и обширны. Так, в первую очередь, выделяются фрустрированность, тревожность, изможденность и выгорание.
Сниженная стрессоустойчивость – это серьезная причина дезадаптации.  
 
3. При этом под профессиональной адаптацией учителя мы понимаем процесс активного или пассивного его приспособления к современным условиям общества и условиям профессиональной деятельности, определение им своего места в обществе, формирование готовности к активному выполнению профессиональной деятельности, что обеспечивает удовлетворение им своих разнообразных потребностей, его формирование и развитие, его профессиональный статус. Процесс адаптации связан с активным изменением человеком себя, с коррекцией собственных установок и привычных поведенческих стереотипов. Это тип активного самоизменения и активного самоприспособления к среде. (А.А.Реан)
 
Но немного о стрессе: СТРЕСС УЧИТЕЛЯ - напряженные состояния учителя, вызванные трудностями, необычными, экстремальными ситуациями профессиональной пед. деятельности. Такими стрессорами часто бывают нехватка времени у педагога, низкая успеваемость учащихся, плохая дисциплина учащихся на уроках, конфликты с администрацией, с коллегами и т. д. С. у. может оказать как положительное, оптимизирующее влияние на деятельность, так и отрицательное вплоть до полной дезорганизации.
 
Стрессовый сценарий «запускается» почти автоматически. Достаточно незначительного нарушения привычного ритма и условий профессиональной деятельности - как будто против воли самого человека «включается» стрессовый механизм и начинает «раскручиваться», как «маховик» какого-то мощного и убийственного «оружия». Человек начинает конфликтовать по какой-то мелкой, незначительной причине. У него искажается восприятие сотрудников и коммуникативной ситуации, он придает негативное значение тем деталям, на которые в спокойном состоянии почти не обращал внимание.
 
Что может снизить воздействие стрессогенных факторов?
- развитая социально-психологическая толерантность (терпимость) личности педагога;
- более глубокое и раннее знакомство с особенностями образовательной среды, в которой будет работать будущий учитель;
- организационно-деятельностная игра с участием представителей администрации школы и коллектива учителей ( перед началом учебного года);
-  комплексная диагностика и профилактика профессионального выгорания;
- соответствующие условия труда;
- творческий подход к профессиональной деятельности;
- адекватное  моральное и материальное  поощрение за свою работу;
- создание благоприятного микроклимата в педагогическом коллективе;
- достижения оптимального равновесия в динамичной системе "личность-социальная среда";
- регулирования общения и взаимоотношений;
- занятия личностью эмоционально-комфортной позиции;
- обеспечения социальной активности и эффективности социально-значимой деятельности личности;
- обеспечения самореализации личности;
- сохранения психического здоровья.
 
РЕКОМЕНДАЦИИ
Отношение к юмору. Стараться больше шутить, смеяться, особенно над собой, например, приостановиться, оглянуться и увидеть забавную сторону той или иной ситуации.
Учителя, которые улыбаются и которым улыбаются, живут в среднем на четыре года дольше, и главное - лучше!
Расширение горизонтов. Жизненно важно увеличить время, которое посвящается не работе, а другим интересам.
Лучшее понимание других людей. Научиться признавать право окружающих быть другими.
Уменьшение нагрузок в течение дня. Стараться все делать немного медленнее, отодвигать подальше окончательные сроки, ходить и говорить с меньшей скоростью, избавляясь от лихорадочного образа жизни.
Более активная передача полномочий. Невозможно и неправильно все делать самостоятельно. Надо передавать полномочия, больше доверять другим людям.
Большая терпимость по отношению к себе и другим людям. Необходимо больше прислушиваться к окружающим, позволять им высказываться, не прерывать их. Важно, хотя это и непросто, осознать необходимость просто быть, чувствовать, испытывать наслаждение, вместо того чтобы всегда что-то делать, стремиться к обладанию.
 

Написала много, еще больше думала и думаю. С уважением, Ольга А.

С уважением, Ольга А.

Елена Юрьевна Хребтищева
Фото пользователя Елена Юрьевна Хребтищева
На сайте с: 02/01/2009
Баллы: 6483
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 1 год 33 weeks назад.
На: Модуль 1 мастер - класс " Поговорим о школьной дезадап

Хорошая притча, всё действительно в наших руках. А мне вспомнилась одна из главных учительских заповедей: "Не навреди!"   Какие они разные, наши ученики, и к каждому необходим подход. Каждого нужно понять.

Вообще школьную дезадаптацию можно характеризовать тремя основными признаками:

  1. отсутствием всяческих успехов в учебе,
  2. негативным отношением к ней
  3. и систематическими нарушениями поведения.

У многих школьная неуспеваемость вызвана неврологическими причинами, и прежде всего группой состояний, которую обозначают как минимальные мозговые дисфункции (ММД). Родителям и учителям очень важно знать и помнить о том, что интеллект у ребят с ММД совершенно нормальный. Безусловно, они вполне способны к обучению. Другое дело, что навыки письма, чтения и счета у таких детей формируются с запаздыванием, так же, как у многих из них позже сформировалась речь. Причем при отсутствии необходимой помощи со стороны специалистов такому ребенку некоторые дефекты этих навыков могут сохраняться на долгое время. Иной раз навсегда, как, например, безграмотность в письме. Поэтому и в младшем, и в школьном возрасте таким ребятам нужны занятия с логопедами, коррекционными педагогами, психологами. Если же нарушения со стороны высших корковых функций оказываются более серьезными, то применяется лекарственная терапия ноотропными препаратами. Они улучшают обменные процессы в мозгу, оказывают стимулирующее воздействие, Естественно, назначать лекарства может только врач, и при грамотном применении они практически не дают побочных эффектов. Кроме того, необходимо помнить, что нет единого "хорошего рецепта", подходящего всем, — подбор препаратов осуществляется строго индивидуально. А вообще успешное решение такой сложной проблемы, как школьная дезадаптация, возможно лишь при условии объединения усилий специалистов различного профиля: неврологов, педиатров, психиатров, психологов, логопедов, педагогов.

         Пустить на самотек? 
        
Могут ли минимальные мозговые дисфункции пройти сами по себе? Такая возможность не исключена, и специалисты недаром отмечают особое свойство детского мозга, для которого существует особое научное определение — высокая пластичность. Вопрос только в том, в какие сроки это произойдет, и кто насколько полно даст гарантию, что именно так и будет. Следует знать, что процент случаев самостоятельной и полной компенсации ММД невелик. Прежде всего это зависит от изначальной степени нарушения функций и от общего интеллектуального развития ребенка. Чем выше природный интеллект, тем больше шансов на то, что ребенок успешно сумеет преодолеть проблемы, возникающие из-за ММД. Но возможно это только при наличии такого важного условия, как благоприятная атмосфера в семье, понимание и помощь со стороны родителей и педагогов. Вообще правильное отношение к малышу с такой проблемой — это тоже элемент коррекции, причем важнейший и необходимый. Надо помнить, что ребенок не виноват в том, что ему трудно учиться, и поэтому ругать его за то, что он не читает или не считает так же уверенно и быстро, как могут его сверстники, ни в коем случае нельзя. Так вы можете лишний раз психологически травмировать кроху и тем самым только усугубить ситуацию
         Если проявления ММД не скорректировать, то в дальнейшем проблемы с учебой никуда не исчезнут, а будут нарастать, подобно снежному кому, от класса к классу. Такие ребята, становясь подростками, неминуемо попадают в группу риска. Это не просто слова — эти тенденции подтверждены данными специальных исследований, проведенных в развитых странах. Именно поэтому помощь детям с ММД должна быть оказана вовремя.

Татьяна Урядова
Фото пользователя Татьяна Урядова
На сайте с: 27/11/2009
Баллы: 248
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 20 недель 20 hours назад.
На: Модуль 1 мастер - класс " Поговорим о школьной дезадап

В сущности, школьная, а точнее социальная дезадаптация представляет собой нарушение процесса социального развития, в котором в зависимости от степени и глубины изменений можно выделить две стадии:

- школьную социальную дезадаптацию, или педагогическую запущенность, при которой подросток характеризуется хроническим отставанием по ряду предметов школьной программы, сопротивлением педагогическим воздействиям, дерзостью учителям, негативным отношением к учебе; такими формами поведения, как сквернословие, курение, хулиганские поступки, пропуски уроков, конфликтные отношения с учителями, одноклассниками. При этом, несмотря на отставание в учебе, значительная часть педагогически запущенных учащихся отличается любовью к физическому труду, имеет достаточно четкие профессиональные намерения, стремится к получению рабочей профессии, экономической самостоятельности;
- школьную запущенность, связанную не только с хроническим отставанием по предметам учебной программы и сопротивлением педагогическим воздействиям, но и с отсутствием у них профессиональной ориентированнности, общественно-полезных навыков и умений, сужением сферы познавательных интересов. Такие подростки характеризуются глубоким отчуждением от семьи и школы, их социальное развитие происходит в основном под влиянием асоциальных, криминогенных подростковых групп. Им свойственны различные серьезные социальные отклонения, алкоголизм, бродяжничество, наркомания, правонарушения, аморальное поведение и т.д.).
Педагогу необходимо помнить, что по отношению к разным группам применяются различные диагностические и коррекционные методы. В работе с каждой из групп психолог реализует специфические задачи и функции.
 

Задача педагога состоит в том, чтобы в каждом конкретном случае выявлять причины дезадаптированного поведения у учащихся. Такими причинами могут быть: а) недостаток внимания либо его бессодержательность со стороны близких людей,
б) отрицательное влияние на детей поведения родителей

Неспособность семьи справиться с этой задачей может привести подростка в тяжелую ситуацию социальной дезадаптации, характеризующуюся различными формами нарушенного поведения.  Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии.
Тревога - реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, характеризующееся неопределённым ощущением угрозы .  В настоящее время социальную дезадаптацию часто вызывает и «виртуальная тревожность». Это связано с повышением технических возможностей и возникновением виртуальных миров. А помочь таким детям могуи и должны те, кто находится с ним в социуме: учителя, педагоги дополнительного образования, родители. Им нужна наша помощь, всё в наших руках

Татьяна Юрьевна Сторожева
На сайте с: 22/11/2008
Баллы: 2981
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 26 недель 2 days назад.
На: Модуль 1 мастер - класс " Поговорим о школьной дезадап
Детей нужно любить. Не баловать, а именно любить, чтобы они это чувствовали, отношения должны строиться на равных. Если ученик будет знать, что учитель - друг, который его поддерживает, создаёт все условия для его развития, то проблема на 50% будет решена. Беда ещё и в том, что современный родитель иногда искусственно создаёт такую ситуацию: разговоры о хороших и плохих учителях ни к чему хорошему , как правило, не приводят. И ещё. Больные дети должны быть защищены. Если ребёнок не способен освоить программу, то у него должна быть справка, а если эту справку недали, а с учителя требуют положительных отметок, а впереди ГИА, то учитель загнан в угол. к сожалению, такие случаи не единичны, из-за нежелания родителей признать очевидное, как бы больно это не было, страдают дети.

Татьяна

Ольга Александровна Гудзь
Фото пользователя Ольга Александровна Гудзь
На сайте с: 09/02/2009
Баллы: 1250
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 5 лет 16 недель назад.
На: Модуль 1 мастер - класс " Поговорим о школьной дезадап

Татьяна Юрьевна, вы хорошо сказали о том, что детей надо любить. Именно любить , а не баловать, не допускать вседозволенность. Любящий родитель побеспокоится о хороших взаимоотношениях ребенка и педагога, о здоровье ребенка, а не о том, что скажет соседка, если у сына или дочери будет соответствующий документ о болезни. К сожалению, часто родители, боясь уронить свое положение или по неграмотности, не дают ребенку возможности пройти обследование и необходимое лечение. Вы в своей школе, наверное, сталкивались с этим явлением. Расскажите, какую работу с родителями проводят педагоги Вашей школы в целях оказания помощи ребенку? Это уже вопрос к третьему модулю!!! Я забегаю вперед. С уважением, Ольга А.

Комментарий был изменен с момента создания (Ольга Александровна, пн, 14/12/2009 - 22:29).

С уважением, Ольга А.

Ольга Александровна Гудзь
Фото пользователя Ольга Александровна Гудзь
На сайте с: 09/02/2009
Баллы: 1250
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 5 лет 16 недель назад.
На: Модуль 1 мастер - класс " Поговорим о школьной дезадап

Татьяна Олеговна, Вы очень хорошо показали различие в отношении к жизни и учебе двух групп дезаптированных подростков. Действительно, очень важно определить, какой тип дезадаптации  у подростка и ее причины. Только после соответствующей диагностики можно намечать программу работы с человеком и , в идеале, с его окружением. 

И еще обращает на себя внимание Ваше высказывание о тревожности подростков. Я согласна с тем, что неуверенность ребенка в себе, в любви к нему родителей, делает ребенка тревожным и заставляет выбирать не самые оптимальные пути для самовыражения и самоутверждения. С уважением, Ольга А.

Комментарий был изменен с момента создания (Ольга Александровна, пн, 14/12/2009 - 22:57).

С уважением, Ольга А.

Ольга Александровна Гудзь
Фото пользователя Ольга Александровна Гудзь
На сайте с: 09/02/2009
Баллы: 1250
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 5 лет 16 недель назад.
На: Модуль 1 мастер - класс " Поговорим о школьной дезадап

 

Татьяна Олеговна, Вы работаете в детском клубе и, по своей работе часто сталкиваетесь с дезадаптированными подростками. Расскажите, какие у вас есть секции или кружки для вовлечения в них подростков.  Имеет ли Ваш клуб связь с родителями и школой? Откликаются ли они на ваши предложения? Выступают ли сами с предложениями?

Ведь очень важно выстроить систему работы по профилактике дезадаптации. Вы согласны со мной? С уважением, Ольга А.

Комментарий был изменен с момента создания (Ольга Александровна, пн, 14/12/2009 - 22:54).

С уважением, Ольга А.

Татьяна Урядова
Фото пользователя Татьяна Урядова
На сайте с: 27/11/2009
Баллы: 248
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 20 недель 20 hours назад.
На: Модуль 1 мастер - класс " Поговорим о школьной дезадап

 Я работаю в клубе первый год. Ко мне в танцевальный кружок приходят и маленькие детишки, и подростки. Каждому стараюсь уделить внимание, поговорить по душам. Это происходит и до занятий, и после них. Ребята идут на контакт, рассказывают о своих проблемах, о затруднениях. Стараемся вместе найти решение. У нас в клубе замечательные руководители, ребята посещают занятия с удовольствием, мы вместе готовим различные мероприятия. Стараемся быть осведомлёнными о семьях наших ребят, сотрудничаем с классными руководителями ребят. но бывают и унас трудности. По семеным обстоятельствам многие ребята пропускают занятия, не отвественно относятся к поручениям. к таким особый подход :им  нужно выговориться, излить душу...

Ольга Александровна Гудзь
Фото пользователя Ольга Александровна Гудзь
На сайте с: 09/02/2009
Баллы: 1250
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 5 лет 16 недель назад.
На: Модуль 1 мастер - класс " Поговорим о школьной дезадап

Татьяна Олеговна, спасибо!! Только первый год, а столько ответственности за судьбу детей и внимания к ним ! Побольше бы таких молодых специалистов.  Светите детям!! (ударение на втором слоге) С уважением, Ольга А.

С уважением, Ольга А.

Информатизация образования

Смотреть онлайн бесплатно

Онлайн видео бесплатно