Официальный сайт moscowout 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



На: Инновационные формы методической работы в ОУ - методическая

Лорина Мовсесовна Оганезова
Фото пользователя Лорина Мовсесовна Оганезова
На сайте с: 17/09/2010
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 48 недель 3 days назад.
На: Инновационные формы методической работы в ОУ - методическая

 

 

ИННОВАЦИОННЫЙ УРОК И МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ.
У учителя всегда должен быть выбор.
«Школа должна учить мыслить, а не мысли…»
 
Программа по освоению новых технологий, базирующаяся на системном подходе.
1 этап – информация о новой образовательной технологии.
2 этап – изучение новой образовательной технологии.
3 этап – анализ полученной информации о новой образовательной технологии, ее использование для решения проблем и перспектив развития школы.
4 этап – создание творческой группы.
5 этап – работа с творческой группой или отдельными учителями по апробированию новой образовательной технологии.
6 этап – контроль за результативностью, сравнительный анализ и регулирование (анализ планов уроков, посещение уроков, мониторинг качества обучения).
7 этап – работа по обмену опытом (открытые уроки, МО, научно – практические конференции, семинары).
8 этап – постепенное внедрение новой технологии в работу педагогического коллектива. Поэтапное отслеживание качества этой работы, результативности, рефлексивный этап.
9 этап – подготовка научно – методических разработок и публикаций
 
 Организация инновационной деятельности педагога в учебном процессе.
  

 
Аспект инновационной деятельности
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
 
 
Очень высокая
Высокая
Средняя
Отсутствует
1.
Система реализации педагогических целей (формирование гуманитарной культуры; социально-значимого определения; формирование жизненных планов и профессиональных намерений и др.).
 
 
 
 
2.
Разработка модели развития, выбор программ, учебников и учебных пособий.
 
 
 
 
3.
Разработка критериев и оценка авторских программ, учебных планов, методик преподавания.
 
 
 
 
4.
Организация работы по апробации инновационных технологий, передового педагогического опыта.
 
 
 
 
5.
Знание возрастной психологии, умение учитывать ее при организации обучения.
 
 
 
 
6.
Знание и понимание проблем современного образования.
 
 
 
 
7.
Знание и умение использовать методы исследования:
 
 
 
 
7.1.
Изучение литературы
 
 
 
 
7.2.
Метод наблюдения
 
 
 
 
7.3.
Социологические методы
 
 
 
 
7.4.
Метод устных опросов
 
 
 
 
7.5.
Метод хронометрирования
 
 
 
 
8.
Умения:
 
 
 
 
8.1.
Анализ полученной информации
 
 
 
 
8.2.
Управление деятельностью учебной группы
 
 
 
 
8.3.
Отбор и структурирование учебного материала
 
 
 
 
8.4.
Прогноз хода и результата обучения
 
 
 
 
8.5.
Выбор альтернативных, инновационных форм организации урока, соответствующие целям урока
 
 
 
 
8.6.
Написание реферата, обобщение и описание опыта своей работы.
 
 
 
 
9.
Формирование мотивов учебной деятельности.
 
 
 
 
10.
Изменение содержания образования (экспериментальные учебные планы, программы по нормативным учебным предметам, спецкурсы, углубленное изучение предмета и др.).
 
 
 
 
11.
Совершенствование организации педагогического процесса (диагностика, прогнозирование, конструирование педагогического процесса и др.).
 
 
 
 
12.
Владение методиками:
 
 
 
 
12.1
Составление тестовых заданий контрольно-измерительных материалов
 
 
 
 
11.2.
Организация самостоятельной и индивидуально работы учащихся
 
 
 
 
12.3.
Использование технологии блочно-модульного обучения
 
 
 
 
12.4.
Рейтинговая система оценки знаний учащихся
 
 
 
 
12.5.
Применение элементов коллективного способа обучения
 
 
 
 
12.6.
Составление и использование структурно-логических схем.
 
 
 
 
13.
Развитие педагогической технологии (совершенствование отдельных элементов урока, отдельных способов и средств обучения; групповые формы учебной деятельности; проблемные, интегрированные, альтернативные уроки и др.
 
 
 
 
 
 
Владение исследовательскими умениями.
Цель: определить комплекс исследовательских умений, которыми владеет учитель.
Поставить знак»+» против умения, которым учитель владеет и может оперировать.

 
Исследовательские умения
Хорошо
Слабо
Не владею
1.
Осознанно совершенствовать свое педагогическое мастерство.
 
 
 
2.
Анализировать, критически оценивать, выделять ведущие идеи и результаты своей деятельности.
 
 
 
3.
Внедрять в свою работу рекомендации психолого-педагогической науки.
 
 
 
4.
Выбирать и обосновывать исследовательскую тему.
 
 
 
5.
Подбирать соответствующую литературу, необходимую для осмысления темы исследования, и сопоставлять свой опыт с отраженным в литературе по данной проблеме.
 
 
 
6.
Прогнозировать средства и методы исследования.
 
 
 
7.
Определять и обосновывать объект, предмет, гипотезу, цель, задачи, методы, этапы исследования.
 
 
 
8.
Находить и применять соответствующие методики исследования.
 
 
 
9.
Обобщать, описывать и литературно оформлять полученные результаты.
 
 
 
10.
Формулировать выводы и рекомендации по окончании исследования и на их основе принимать решения.
 
 
 
11.
Рефлексировать по итогам исследовательской работы.
 
 
 

  

 
Формы методической работы.
 
Деловая игра «Как я себя чувствую в инновационном образовательном пространстве».
Круглый стол «Методика – наука или искусство?», «На перекрестке мнений». «Школа, какая она есть, какую мы хотим построить».
Творческий методический день «Творческая лаборатория учителя».
Педагогическая дискуссия «Понятие профессионализма, мастерства и творчества педагога».
Педагогический совет «Владение педагогическими технологиями и методиками как показатель мастерства учителя».
Научно – методический совет «Деятельность учителя – путь к личности ученика».
Творческие мастерские.
Мастер – классы учителей.
Защита творческой идеи.
Авторская школа учителя – методиста.
Аналитико – диагностические часы.
Экспресс – консультации.
Аукцион методических идей.
Копилка известных и неизвестных методических приемов.
Консультации.
Координация взаимодействия учителей и учащихся.
Семинары.
Деловые игры.
Тренинги.
Дискуссии.
Исследовательская деятельность.
Педагогическая мастерская учителя.
 
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ УЧИТЕЛЯ.
Педагогическая мастерская – это живое, развивающееся явление. Она находит применение на разных уровнях:
-                                    как педагогическая технология в процессе обучения учащихся;
-                                    как модель для изучения практического значения и теоретических основ мастерской;
-                                    как форма повышения квалификации в курсовой переподготовке педагогов;
-                                    как способ принятия управленческих решений на этапе перехода школы в режим развития.
              Педагогическая мастерская может быть представлена и как интегративная технология, соединяющая игровые, исследовательские, проблемные виды деятельности. Это открытая система поиска и выбора пути познания, свободного взаимодействия, обобщения и обмена информацией.
Суть мастерской, ее отличие от урока можно понять, лишь «прожив» ее, т. е. пропустив через свое сознание и опыт. Мастерская заканчивается рефлексией. Это «знание о собственном сознании», самоисследование, самоанализ, это необходимейший этап мастерской, который дает возможность каждому осмыслить не только затруднения в ходе работы, но и те неожиданные действия, которые реализуются подчас на бессознательном уровне.
Поэтому в мастерской обязательно происходит так называемый «разрыв» - это индивидуальный, личностный, глубоко внутренний переход к новому видению предмета, явления, закона, он отражает, скорее состояние субъекта, который начинает осознавать разрыв с собой прежним, со своими предыдущими знаниями, с обстоятельствами, в которых находится.
Задачи: повышение педагогического мастерства; создание условий для творческого роста наиболее опытных учителей; поиска новых направлений инновационной деятельности.
Формы: психолого – педагогические семинары, проблемные группы, группы диагностики, педагогические мастерские, теоретические семинары.
 Цельпедагогической мастерской – обучить учителей моделировать собственный педагогический опыт, экспериментально проверять эффективность своей модели, разрабатывать методические рекомендации из опыта работы, организовывать проведение и анализ демонстрационных уроков, т. е. создавать условия для заинтересованных учителей повышать свой методический уровень внутри учебного заведения.
Мастерская как форма обучения творческим профессиям получила широкое распостранение в конце ХХ века. Основой обучения в мастерской служит индивидуальный подход учителя - мастера к раскрытию и совершенствованию творческих способностей учителя – ученика. Положительного результата обучения в мастерской можно добиться только при условии желания ученика его достичь. Педагогическая мастерская работает в течение длительного времени и включает разные формы взаимодействия «мастера» и «ученика». Ученики объединяются в творческие группы. В мастерской создаются условия для успешной групповой деятельности учителей. Учеба в мастерской предполагает не только знакомство с опытом учителя - мастера и проблемами современной педагогической науки, но и самостоятельную исследовательскую деятельность. Учеба в мастерской осуществляется поэтапно.
1 этап – знакомство с методической системой «мастера» и определение собственных профессиональных интересов. Школа проводит «День открытых дверей». Администрация школы представляет «мастеров», затем проводятся открытые уроки и заслушиваются выступления, в которых «мастера» обосновывают эффективность авторской методики. Логика выступления может быть в форме ответов на вопросы:
-                                    Почему возникла необходимость работы педагога в данном направлении?
-                                    Что необходимо изменить в работе учителя?
-                                    Какие педагогические технологии и почему именно эти использует учитель?
-                                    Как добиться того, чтобы сама система работы по новой технологии работала на самосовершенствование «ученика»?
-                                    Какие условия надо создать, чтобы система работала эффективно?
-                                    Какие организационные вопросы надо решить в процессе становления нового педагогического опыта?
-                                    Какую работу провести среди учителей, детей и родителей, чтобы инновации работали успешно?
-                                    По каким параметрам можно провести диагностику и выявить тенденции в развитии обучения?
-                                    Какие изменения уже произошли в деятельности «учащихся» и «учителя»?
2 этап групповая работа. В процессе ее осуществляется самодиагностика, детальное изучение методической системы автора, посещение разных типов уроков. Наработка дидактического материла для проведения собственных экспериментальных уроков определяется требованиями к творческому отчету и условиями защиты творческих работ.
3 – индивидуальная работа. В ее ходе проводится сбор и анализ экспериментальных материалов, учитель осваивает методы исследовательской работы, изучает научную литературу, участвует во взаимопосещении и анализе уроков и учителей своей группы.
4 – проблемный семинар. На этом этапе проходит групповая дискуссия, выявляются эффективные пути решения проблемы, подготавливаются творческие отчеты к защите, уточняются условия конкурса педагогического мастерства.
5 – конкурс педагогического мастерства. На конкурсе осуществляется защита творческих отчетов. Каждый «ученик» готовит оригинальное выступление по своей проблеме, участвует в решении проблемных ситуаций, демонстрирует урок, проводит самоанализ, участвует в дискуссии по проблеме работы мастерской, подготавливает выступление на школьную научно – методическую конференцию.
6 – научно – практическая конференция. «Мастер» со своими «учениками» выступает на пленарном заседании, затем творческая группа проводит одну из секций.
Таким образом, достигается основная цель работы педагогической мастерской. Опыт, который формируется под руководством «учителя – мастера», становится достоянием «учителя – ученика» в процессе активного использования в своей практической деятельности.
 
              Особое место занимают так называемые мастерские по разным предметам. В них главное – не сообщение и освоение информации, а передача способов работы (способов естественно - научного исследования, текстологического анализа художественного произведения, исследования исторических первоисточников, средств создания произведений прикладного искусства и т. д.). Овладеть умением работать в мастерской, передавать способы работы, а не конкретные знания - очень непростая задача для учителя, не так просто суметь отделить способы работы от содержания, вычленить их, побудить ученика овладеть ими.
Количественный состав творческой мастерской – 6-10 человек. Реализация программы работы творческой мастерской учителя осуществляется с использованием различных активных методов обучения следующими путями:
-                                    теоретическое обсуждение педагогических проблем (групповая дискуссия, микродиспут, беседа)
-                                    изучение опыта творчески работающего учителя – мастера (посещение и анализ уроков, внеурочных воспитательных дел, проводимых учителем, беседы-консультации, педагогические диалоги)
-                                    психолого-педагогический тренинг (разыгрывание ролевых ситуаций, разбор ситуаций морального выбора, использование «проективного рисунка» и др).
Методические темы для самообразования.
Опыт гуманизации и гуманитаризации содержания образования средствами предмета в индивидуальной педагогической деятельности учителя.
 
Противоречия и перспективы развития индивидуально – личностной системы в контексте преподаваемого предмета.
 
Использование современных педагогических технологий в индивидуальной педагогической системе учителя.
 
Образовательный стандарт по предмету и педагогическое творчество учителя в процессе реализации требований государственного стандарта общего образования.
 
Технологии организации инновационной деятельности в образовательных учреждениях и системах.
 
Специфика образовательных технологий активизации личностно – смысловой познавательной деятельности обучающихся в процессе освоения содержания предмета.
 
Проектирование целостного содержания образования средствами учебного предмета, интеграции федерального и регионального компонентов БУПа.
 
Проектирование образовательных процессов качественно высоких уровней и типов как средство модернизации образования.
 
Анализ современного программно- методического обеспечения преподавания предмета. Анализ и конструирование личностной педагогической системы учителя.
 
Анализ и экспертная оценка образовательных процессов (уроков).
 
Сравнительная характеристика методических систем (УМК) по предмету. Обоснование индивидуальной позиции учителя при отборе содержания образования.
 
Современные методы и организационные формы обучения предмету, обеспечивающие новое качество образования.
 
Методы формирования духовно и интеллектуально развитой личности в процессе урока.
 
Интерактивные методы обучения как инструмент формирования ключевых компетенций обучающихся.
 
Информационно – коммуникативные образовательные технологии в организации освоения содержания учебных программ по предмету.
 
Психолого – педагогические основы здоровьесберегающего урока в контексте концепции модернизации образования.
 
Пути, способы и формы организации здоровьесберегающего образовательного процесса по предмету.
 
Культура инновационных подходов в формировании образовательного пространства личности обучающегося.
 
Психолого – педагогические основы ведущих технологий обучения – диалоговых, проектных, рефлексивных и т. д.
 
Научные основы педагогической творческой деятельности в условиях модернизации образования.
 
Психолого – педагогическое обеспечение развития творческого потенциала обучающегося.
 
Психолого – педагогические аспекты профессиональной деятельности и профессиональной компетентности учителя в контексте модернизации образования. Практика индивидуализации процесса обучения и создание условий для активной самостоятельной работы обучающихся по предмету.
 
Ключевые направления развития методики обучения по предмету в контексте модернизации и стандартизации образования.
 
Практическая направленность уроков как средство формирования и развития у школьников способов мышления, необходимых для социализации и полноценного функционирования в обществе.
 
Проектный метод обучения предмету как основа педагогики сотрудничества.
 
Модульная система обучения по предмету: критерии эффективности в формировании основных предметных понятий, категорий, терминов.
 
Коллективные способы обучения предмету как средство развития коммуникативной культуры учащихся.
 
Использование информационных технологий в обучении предмету.
 
Формирование и развитие ключевых компетенций личности обучающегося в процессе учебной деятельности по предмету.
 
Инновационные формы проведения занятий по предмету: рефлексия педагогического опыта.
 
Технологии организации эффективной коммуникации в педагогической деятельности.
 
Технологии формирования и развития общеучебных умений и способностей учащихся в познавательной, коммуникативной и рефлексивно- организационной областях деятельности.
 
Преподавание предмета на поликультурной основе: рефлексия педагогического опыта.
 
Организация и виды самостоятельной деятельности учащихся по предмету как основа развития ключевых компетенций и повышения качества образования.
 
Формирование мировоззрения учащихся средствами предмета.
 
Инновации в современном образовании.
 
Современные педагогические технологии как фактор формирования образовательного пространства школы.
 
Импровизация в педагогическом процессе.
 
Применение новых форм и методов обучения в учебно - воспитательном процессе.
 
Вариативное использование новых развивающих форм и методов обучения.
 
Реализация использования новых форм и методов в обучении.
 
Интенсификация как изучение методов приобретения знаний.
 
Воспитание гуманности в учебном процессе.

 
Комментарий был изменен с момента создания ([email protected], Fri, 22/10/2010 - 15:42).

Онлайн консультация со мной http://www.liveexpert.ru/e/lorikogan

 

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн