Официальный сайт mkad14 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



На: Декоративное рисование

Любовь Викторовна Курганова
Фото пользователя Любовь Викторовна Курганова
На сайте с: 24/01/2012
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 3 years 19 недель назад.
На: Декоративное рисование

 

Дидактические игры по изодеятельности по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством

 

                                                          «Хохломские мастера»

Цель'. Составление книги-альбома «Предметы русской старины из села Хохлома».

Оснащение. Изделия хохломы; элементы декорации русской избы; стилизованные рабочие места мастеров; краски; кисти №1 и 4; одноразовая посуда, грунтованная водоэмульсионной краской, или посуда из папье-маше, или предметы, вырезанные из бумаги; аудио-записи русских народных песен; элементы русских костюмов.

Ход встречи.

Воспитатель. Ребята, помните легенду о селе Хохлома, о людях, которые продолжили дело мастера, расписывавшего деревянную посуду? Представьте, что мы оказались в избе этого села. Все готово для работы над хохломской посудой. Здесь работал резчик. Кто его заменит? Надо аккуратно подровнять края чаш, блюд, ложек. А это место занимал мастер, который грунтовал посуду, покрывая ее золотистой, красной или черной краской. Занимайте и это место. Видите много красивых букетов, рисунков растений? Здесь художники придумывали эскизы узоров, здесь рождались будущие наряды для посуды. Кто хочет быть дизайнером-фантазером? Ну а самая многочисленная группа художников расписывала подготовленную посуду. Прошу всех запять места по придуманным эскизам.

Звучит русская народная музыка, ребята приступают к работе. Воспитатель индивидуально обсуждает содержание работы каждого ребенка, напоминает об особенностях хохломской росписи.

По окончании работы можно сфотографировать получившуюся расписную посуду. Фотографии или рисунки собираются и оформляются в альбоме «Золотая Хохлома».

Игра «Мастера Хохломы» продолжается на следующей встрече и, учитывая интерес детей, может быть использована в самостоятельной деятельности.

 

                                     Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка»

 

Цель.Закрепление представлений о народном  промысле «Хохлома».

Оснащение.Изделия, расписанные детьми хохломскими узорами; сласти; аудиозапись народной музыки; карусели; кукольная одежда украшенная в стиле хохломы; музыкальные инструменты, украшенные хохломской росписью; костюмы для скоморохов, дрессировщика и «медведя».

Ход встречи.

Воспитатель предлагает устроить ярмарку — место, где обычно веселились, отдыхали и продавали все, что мастерили народные умельцы.

Дети выбирают роли: хохломские мастера, предлагающие расписную посуду, мастерицы кукольной одежды, каруселыцик, продавец народных инструментов, скоморохи, исполнители частушек, дрессировщик и его «мишка», хозяйка чайной, покупатели на ярмарке.

Весело-весело, мастерит все село: Ложки, игрушки, блюда и кружки! Везем на базар расписной товар. Покупайте дружно, что кому нужно!

Разместившись в «торговых рядах», дети предлагают свои изделия, расхваливая их красоту. Покупатели выбирают посуду, одежду куклам, народные инструменты, игрушки. Жетоны-деньги выдает воспитатель, поясняя, на что их можно потратить на ярмарке.

Каруселыцик приглашает прокатиться на карусели. Вход на карусель — за рассказанную потешку, шутку, частушку.

В заключение воспитатель приглашает всех в чайную, где хозяйка угощает ребят чаем с пряниками, сушками, а «артисты» веселят гостей частушками, забавами скоморохов, выступлением дрессированного мишки.

 

 

                                                     Смешанный лес

Цель. Освоение техники «пластилинография». Закрепление понятия «пейзаж».

Оснащение. Репродукции осенних пейзажей; картон; цветной пластилин; стеки; тканевые салфетки; фонограмма «Лесные голоса».

Ход встречи. Воспитатель. Отгадайте загадки:

Есть у людей зеленый друг, Веселый друг, хороший, Он им протянет сотни рук И тысячи ладошек. Весной веселит, летом холодит, Осенью питает, зимой согревает.

Лес можно назвать и другими словами, все зависит от того, какие деревья в нем растут. Если в лесу растут ели — это ельник, лес, где растут дубы — дубрава, а если вокруг сосны, значит, ты в сосновом бору. Березки собираются вместе в березовой роще, роща осин называется осинник, а ореховая — орешник. Но обычно в лесу растут вместе самые различные деревья, тогда он называется смешанный лес. Его-то мы и нарисуем. Давайте начнем. (Ребята удивляются, не находя привычных изобразительных материалов. Воспитатель предлагает попробовать рисование в технике пластилинографии, показывает приемы изображения деревьев цветным пластилином.)

Изображение сначала моделируется из тонких пластилиновых жгутиков нужного цвета, которые раскладываются на картоне, а затем «примазываются» пальцами. Стекой удаляется лишний пластилин, оформляется контур изображения.

Звучит аудиозапись «Лесные голоса». В процессе рисования воспитатель индивидуально  обсуждает с детьми композицию рисунка, напоминает не только о разнообразии пород деревьев, но и об их разном  возрасте. Из картонных листьев с рисунками можно склеить ширму, которая устойчива и удобна для оформления помещения. Можно также сделать отдельные эстампы, поместив «пластилиновые» рисунки в рамке.

 

 

                                                      Гжельская сказка

 

Цель.Организовать выставку изделий гжельских мастеров, познакомить ребят с народным промыслом Гжели.

Оснащение.Изделия мастеров Гжели; упражнение «Разбитые блюда»; аудиозаписи русских народных песен.

      Ход встречи.

Воспитатель предварительно готовит ребенка на роль Емели и ведет с ним диалог:

— Что это ты, Емеля, такой грустный?

— Ох, горе у меня, вез посуду на ярмарку, да разбил, не довез.

— А из чего же она была сделана, если разбилась? Ребята, вы-то как думаете? Могла ли разбиться посуда из дерева, например, хохломская? Не должна, роспись только пострадала бы. А металлическая посуда, такая, как дома на кухне? Эта уж точно осталась бы цела. А может быть, она была стеклянная? Вот как эта баночка. Посмотрим, разобьется ли она, если ее уронить. Разбилась. Видно, вез ты, Емеля, стеклянную посуду.

— Нет, моя не была такой прозрачной, да она и тяжелее стеклянной.

— Мне еще известно, что посуду делают из глины. И хоть в печи ее обжигают, чтобы стала прочнее, все равно она бьется. Видно, была твоя посуда, Емеля, из глины. А красивая ли была твоя посуда?

— Самая красивая на Руси посуда — так говорят наши мастера. Белоснежный фон и яркие синие узоры. Вот, одни осколочки остались от моей посуды. (Показывает «разбитые блюда».)

                                                     Игра-упражнение

Воспитатель предлагает детям сложить «осколки», чтобы посмотреть, какими были блюда.

Воспитатель. Ребята, мне кажется, что у нас есть посуда, похожая на Емелину (показывает гжельскую посуду, читает стихотворение).

Ай да вазы, что за диво, хороши и та, и та, все нарядны и красивы, расписные, все в цветах! Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки, с синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести. Сотворили это чудо не за тридевять земель, расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель. Край фарфорового чуда, а кругом него леса. Синеглазая посуда, как весною небеса. Вазы, чайники и блюда так и светят на столе! Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!

Вот, оказывается, откуда вез Емеля посуду — из Гжели. Это местечко расположено под Москвой. Уже пять веков работают там мастера, которые делают и расписывают неповторимую посуду. Давным-давно нашли в тех местах белоснежную глину, из которой

 научились вырабатывать керамический материал — фарфор. Издавна говорили гжельцы: «Не землей кормимся, глина — наше золото». На скудных землях тех мест хлеб рос плохо, а глина была высококачественной, и леса кругом в достатке. Леса важны в промысле Гжели как топливо для обжига изделий. Начинали свой промысел гжельцы с кирпичей. Мастерили из них печи, а чтобы были они не только теплыми, но и красивыми, украшали их расписными плитками-изразцами. Такие печи появились даже в царских палатах. А потом из этой же глины стали и посуду делать, и игрушки.

Посмотрите, ребята, на нашу выставку. Все ее экспонаты кажутся очень нарядными. Это чудесная бело-синяя роспись делает их такими. Говорят, не могли иначе расписывать в Гжели изделия. Выйдет, бывало, мастер на рассвете из избы, а кругом леса и долины, покрытые голубым туманом. Все вокруг, кажется, синим: каждая веточка, травинка, цветок и бутон. А зимой снежной, куда ни посмотри, расстилаются снега вокруг Гжели, и только синие дымки над крышами мастерских оживляют картину. Так и появилась сине-белая роспись, глядя на которую, ни с чем не спутаешь работу гжельских мастеров.

(Воспитатель предлагает рассмотреть гжельские изделия поближе, беседует с детьми у каждого экспоната, обращая внимание на характерные особенности.)

Ребята, давайте поможем Емеле запомнить все приметы гжельской посуды, чтобы он смог  рассказатъ о ней. Смоделируем рассказ о гжельских изделиях.

Дети обсуждают и символами изображают особенности гжельского промысла:

— материал, из которого делают посуду и игрушки, — белая глина;

— на белоснежном фоне — только синий узор;

— узор, украшающий изделия, обычно бывает растительным: веточки, листья, цветы, сеточка, травинки, завитки;

— главный рисунок узора помещается в середине или полосой охватывает изделие, отдельные элементы украшают край, горловину, ручку, носик.

Ребята уносят домой модели, выполненные в мастерской, чтобы определить, есть ли среди домашней посуды гжель.                         

                                             

                                                  Сюжетная игра

                      «В музее народных промыслов Хохломы и Гжели»

Цель. Сравнить характерные особенности двух народных промыслов.

Оснащение.Изделия мастеров Гжели и Хохломы; указка; нагрудные значки смотрителя, экскурсовода; каталог выставки; билеты с символикой народных промыслов Гжели и Хохломы.

Ход встречи-игры.

Воспитатель рассматривает с детьми каталог любой художественной выставки, рассказывает о его назначении, затем предлагает открыть в группе выставку народных промыслов, известных детям.

Демонстрирует подготовленный заранее каталог, где представлены изделия будущей выставки. Группа заинтересовавшихся ребят подбирает по каталогу экспонаты. Совместно с воспитателем создается экспозиция выставки, оформляются витрины и.стеллажи. Можно нарисовать афишу.

Распределяются роли работников музея: кассир, билетер, смотритель, экскурсоводы. Ребята уточняют свои игровые действия, обсуждают сюжет игры.

Остальные дети информируются об открытии выставки и приглашаются на экскурсию. Воспитатель играет роль посетителя выставки, пришедшего с группой детей, другие ребята могут быть самостоятельными экскурсантами. Вспомнив правила посещения музея, они приобретают входные билеты, предъявляют их билетеру и собираются возле экскурсоводов.

Экскурсоводы ведут посетителей по выставке и рассказывают о промыслах, работе мастеров, изделиях. Воспитатель стимулирует и активизирует интерес посетителей, помогает формулировать вопросы об особенностях каждого вида росписи, об их схожести и различии.

Позднее  можно открыть «курсы экскурсоводов», подготовить с желающими детьми рассказы об экспонатах и пригласить в музей родителей.                

 

                                                            Гжельские цветы

 

Цель. Упражнение в рисовании гжельских цветов.

Оснащение.Вырезанные из белой бумаги предметы посуды; синяя гуашь; кисти №1 и 4; модели последовательности изображения гжельских цветов; предметы гжели с цветочными узорами.

Ход встречи.

Воспитатель предлагает посмотреть слайд-фильм о гжельской посуде. Обращает внимание детей на элементы росписи, стилизованные цветы, сравнивает их с настоящими. Сообщает ребятам, что скоро откроется реставрационная мастерская, где будут работать мастера гжельской росписи. Желающие могут научиться рисовать гжельские цветы. Дети рассматривают модели последовательности изображения цветов, затем объясняют, как они поняли алгоритм работы, выбирают модель и пробуют ее воспроизвести. В процессе работы ребята обмениваются моделями и осваивают изображение разных цветов.

 

                                                     Сюжетная игра «Реставратор»

 

Цель. Закрепление техники гжельской росписи.

Оснащение.Заготовки плоскостных изображений «разбившейся» посуды; белая бумага для восстановления утраченных фрагментов росписи; синяя гуашь; кисти №1 и 4; образцы гжельских узоров.

Ход встречи-игры.

Воспитатель рассказывает о работе реставраторов. Уточняет, в чем она заключается. Показывает «разбившуюся» посуду и предлагает ребятам ее восстановить. Задача каждого реставратора — определить, какой фрагмент росписи утрачен, сделать эскиз, «возродить» рисунок и воссоздать изделие. Для затрудняющихся детей следует подготовить образцы росписи, которые помогут восстановить орнамент.

Из «реставрированных» изделий можно создать композицию и украсить ею помещение.

 

                                              Мастерская гжельских мастеров       

 

Цель.Закрепить представление об особенностях народного промысла Гжели и о последовательности изготовления изделий.

Ход встречи.

Воспитатель предлагает поиграть в «Угадай-ка». Дети должны выбрать из предложенных предметов, среди которых много изделий разных промыслов или современной посуды, произведения гжельских мастеров. Правильный выбор подтверждается сюрпризом — находящимся в изделии сувениром, значком с символикой Гжели, гостинцем, фломастером и т.п.

По окончании игры воспитатель приглашает желающих в мастерскую гжельских мастеров. Детям предлагается выбрать по желанию одну из профессий: лепщик посуды и игрушек, грунтовщик, мастер по краскам, художник эскизов, художник по росписи изделий. Воспитатель знаками-символами, обозначающими эти профессии, отмечает рабочие места, вместе с детьми подбирает необходимые материалы и оборудование для работы и выступает в роли заказчика:

— Ребята, совсем скоро новогодний праздник. В детском саду соберется много гостей. Обычно дети получают от Деда Мороза желанные подарки, а взрослые уходят с пустыми руками. Давайте сами сделаем для них красивые подарки. Вылепим и раскрасим изделия, как это делают в Гжели. Посмотрите, как нарядны гжельские игрушки и посуда, как по-зимнему синеют узоры на белоснежном фоне. Лучше новогоднего подарка не придумаешь. Вы согласны?

Дети, решившие стать мастерами, играя, создают изделия, напоминающие гжельские. С ребятами, выбравшими другие темы для подарков, воспитатель, предварительно подготовившись, организует работу в другой раз.

 

                                                                Дворец Зимы                      

Цель. Упражнять в практическом использовании гжельской росписи (для оформления стены).

Оснащение. Заготовка плоскостного изображения дворца; образцы гжельских узоров; белая и синяя гуашь; кисти № 1 и 4; бумага для эскизов; плотная белая бумага для работы в технике бумажной пластики; ножницы; прозрачная липкая лента.

Ход встречи.

Воспитатель демонстрирует ребятам окончание диафильма или иллюстрации к книге «Снежная королева», обращает их внимание на замок Снежной королевы, предлагает вспомнитъ, как красиво была оформлена раздевалка детского сада изображением осеннего дерева.

— А сейчас, когда наступила зима, можно украсить стену заснеженными деревьями... Можно даже расписать для Зимы сказочный дворец в стиле гжели. Думаю, что краски гжели очень понравятся Зимушке-Зиме, а узоры будут не хуже тех, что рисует на окнах мороз. Кто готов состязаться с самим Дедом Морозом в рисовании?

Приглашает желающих в Мастерскую, где ребята вспоминают об особенностях гжельской росписи, рассматривают эскизы разнообразных дворцов. Совместно выбранный эскиз увеличивают и вырезают. Воспитатель разрезает замок на отдельные фрагменты,

 предназначенные для росписи. Каждый ребенок выбирает один из фрагментов и продумывает эскиз для его оформления. Объединять все части замка будет синий цвет и белоснежный фон. Если этого требует замысел, дети могут составить светлые оттенки синего и использовать их в композиции.

На следующей встрече дети заканчивают свою работу по росписи и из завершенных фрагментов вместе с воспитателем создают целостное изображение дворца. Пока дети заканчивают работу, можно из полос плотной белой бумаги и скотча составить объемные изображения заснеженных деревьев, ограды и т.п. и разместить их на стене рядом с дворцом.

                    

                       Настольный театр кукол. Дымковские игрушки

 

Цель.Привлечь внимание детей к народным игрушкам, напомнить о промысле Дымкова.

Оснащение.Дымковские игрушки; настольные декорации (деревья, теремок, лавочки, цветник, колодец, пруд...).

Ход встречи.

Воспитатель приглашает ребят: сегодня в театре необычный спектакль. Приглашаются все, кто любит веселье и шутки. Такое представление могли видеть малыши в давние времена, может быть, несколько веков назад...

Разыгрывается представление по мотивам фольклора с демонстрацией дымковских игрушек.

Зонтик грибком, руки крендельком. Ходит девица-красавица по улице пешком. Выходит барышня с зонтиком.

Бока крутые,
                                  Рога золотые,

Копытца с оборкой, на спине — Егорка.

Появляется Егорка, приглашает барышню в лес за грибами и ягодами.

По дорожке шли -боровик нашли. Боровик боровой в мох укрылся с головой. Мы его пройти могли, Хорошо, что тихо шли.

     Шел Егор через бор, Видит: вырос мухомор.

— Хоть красив, а не беру, — Вслух сказал Егор бору.

— Верно, ты сказал, Егор! — Так ему ответил бор.

    Мы по ягоды ходили

    В наш игрушечный лесок.

                            Взять с собою не забыли берестяной туесок.

                                Возвращаются домой, подходят к колодцу.

У колодца, у колодца Водоноски собрались. Здесь вода сама нальется, Наклонись, не поленись.

Посылали молодицу под горушку по водицу, а водица далеко, и ведерко велико. Наша Катя подрастет, Катя силы наберет, станет по воду ходить, ведра красные носить!

                    Появляются петушок и курочки.

— Ку-ка-ре-ку, курицы, Хорошо ль на улице? Ку-ка-ре-ку! Десять раз беспокоюсь я за вас! Беспокоюсь, хлопочу, Громко крыльями стучу. Я горланю во весь дух,     Потому что я петух!

— Брось горланить,  ко-ко-ко, все мы здесь, недалеко...

                    Появляются барашки.

Барашек-свисток, Правый рог — завиток, Левый бок — завиток, На груди — цветок.

                    Рядом разгуливает индюк.

Индя, индя, индючок, ты похож на сундучок. Сундучок тот не простой, красный, белый, золотой!

 

                    Егор и барышня отправляются кататься на карусели.

Сели мы на карусели, на качели пересели. Сто знакомых встретили, на поклон ответили.

                          Барышня у самовара приглашает к чаю.

Приходите вечерком, Напою я вас чайком. Чайком с молочком Да с румяным крендельком.

Воспитатель приглашает ребят участвовать в инсценировке потешек, сказок. Обсуждаются сюжеты сказок, их герои, выбираются дымковские игрушки, необходимые в игре. Недостающих героев сказок воспитатель предлагает смастерить из глины, как это делают мастера Дымкова, и расписать на следующей встрече

 

                                                 Дымковская игрушка

 

Цель. Расширить представления детей о народном промысле Дымкова, порадовать встречей с необычными нарядными игрушками.

Ход встречи.

Звучит народная музыка. Воспитатель подыгрывает на дымковской свистульке.

Воспитатель. С давних пор русские мастера создавали расписные глиняные игрушки. Эти игрушки называются дымковскими, потому что появились они в слободе Дымково, недалеко от Вятки. Разными ремеслами занимались его жители, но изготовление игрушек стало самым любимым. Игрушки дымковских мастеров были ярким украшением ярмарок, а праздничное гулянье с озорным названием Свистунья не могло состояться без игрушек-свистулек, которые пели на разные голоса. Обычно свистульки эти лепили в виде сказочных животных. Представьте: множество людей — взрослых и детей — разом свистят. Шумно и весело бывало на празднике Свистуньи! Давайте попробуем посвистеть. Здорово! Мы как будто оказались в

Дымковской слободе. Посмотрите, вот как выглядит она сейчас.

     Воспитатель показывает слайды и рассказывает о том, где находится Дымково, сравнивает деревянные старинные домики, в которых раньше жили мастерицы, и современные просторные мастерские, где лепят игрушки сейчас. Показывает интерьер мастерской игрушечницы, говорит о процессе создания игрушки из глины, о трех рождениях дымковских игрушек.

Затем демонстрирует и описывает разнообразные игрушки, обращает внимание на их неповторимость, рассказывает о том, что темы и сюжеты берутся из жизни, иногда можно увидеть сцены сегодняшнего дня, а многие рассказывают о далеких временах. Главные герои дымки — люди, животные, птицы.

В заключение воспитатель читает стихотворение В. Фофанова:

Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей! В ней нету цвету дымного, что серости серей. В ней что-то есть от радуги, от капельки росы, В ней что-то есть от радости, гремящей, как басы! Она глядит не прянично — ликующе и празднично. В ней молодость-изюминка, в ней удаль и размах... Сияйте, охра с суриком, по всей земле в домах!

 

 

                                                    Школа мастеров

 

Цель.Обучить приемам росписи дымковской игрушки.

Оснащение. Дымковские игрушки; схемы узоров дымковского орнамента; таблица элементов дымковских узоров; гуашь; кисти; бумажные силуэты игрушек.

Ход встречи.

Воспитатель объявляет об открытии школы мастеров, где можно многое узнать о дымковской игрушке и научиться ее мастерить. Ребята, хорошо освоившие приемы изготовления игрушек, выступают в роли учителей. Один рассказывает о том, как мастерили игрушки в Дымкове много лет назад, другой обращает внимание слушателей на узоры, которыми расписаны игрушки, уточняет особенности элементов и цветов, третий знакомит с таблицей этих элементов и предлагает освоить их рисование.

 

 

                      Лепка и роспись дымковских игрушек и барельефов

 

Цель. Упражняться в практическом применении полученных навыков.

       Ход встречи.

Воспитатель (читает ребятам «Сказку о веселом мастере на все руки» А. Томилиной). Ребята, вы ведь тоже теперь научились мастерить дымковские игрушки, мне кажется, пришло время порадовать близких  результатами своего труда. Скоро мы будем поздравлять наших мам и бабушек с праздником 8 Марта, и игрушки, сделанные вашими руками, будут отличными подарками в этот день. Если вы не против, приглашаю всех в Мастерскую.

Воспитатель определяет с ребятами алгоритм работы: подготовить рабочее место, придумать игрушку или композицию, возможно, сделать эскиз, продумать узор, поупражняться в его рисовании на бумаге. Ребята индивидуально выполняют работу (лепят, сушат и расписывают игрушки, обращаясь к воспитателю за помощью).

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн