Применение новых информационных и телекоммуникационных технологий позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия. Использование ЦОР в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты. При условии систематического использования ЦОР в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения можно значительно повысить эффективность обучения. Использование ЦОР на уроках географии предоставляет достаточно широкие возможности для организации занятий по географии, выстроенных как в традиционных, так и инновационных формах.
В результате обучения по данной программе повышения квалификации слушатели будут знать:
содержание коллекций существующих ЭОР по географии и возможности их применения в обучении географии;
особенности современных ЭОР по географии, их существенные методические характеристики;
основные направления и модели использования современных ЭОР по географии;
Уметь:
организовывать, деятельность учащихся в условиях современной информационно-образовательной среды основной школы;
осуществлять отбор содержания для обучения географии на основе ЭОР;
разрабатывать содержание и планы проведения уроков различного типа на основе ЭОР при обучении географии.
Понимать:
особенности современной информационной образовательной среды основной школы и специфику деятельности учащихся и учителей в ее условиях;
специфику современных ЭОР по географии и их возможности для формирования элементов географического содержания, основ теоретической подготовки, универсальных и специфических умений географической деятельности, в т.ч., картографических;
особенности организации деятельности учащихся по изучению географического содержания на основе использования ЭОР;
специфику восприятия и освоения географической информации при использовании ЭОР учащимися разного возраста;
специфику деятельности учителя географии по отбору ЭОР, по подготовке, организации и проведению уроков на основе их использования, при подготовке, организации внеучебной деятельности на основе их использования;
особенности организации деятельности учащихся при использования ЭОР во внеучебной деятельности по географии;
специфику организации деятельности учащихся при формировании межпредметных знаний и умений при обучении географии на основе ЭОР;
специфику деятельности учащихся по моделированию природных и социальных явлений, изучению географических объектов, установлению причинно-следственных связей, реализации краеведческого принципа в процессе обучения географии на основе ЭОР.
Глоссарий
ФГОС – Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования утверждён Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897. ФГОС включает в себя:
требования к структуре основных образовательных программ;
требования к условиям реализации основных образовательных программ;
требования к результатам освоения основных образовательных программ.
ЭОР – электронные образовательные ресурсы – совокупность средств программного, информационного, технического и организационного обеспечения, электронных изданий, размещаемых на машиночитаемых носителях и/или в сети.
ЦОР – цифровые образовательные ресурсы – представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы.
ООММС– открытые образовательные модульные мультимедиа системы, объединяющие электронные учебные модули трех типов: информационные (И), практические (П) и контрольные (К).
Мультимедиа – возможность одновременного воспроизведения на экране компьютера и в звуке некоторой совокупности объектов, представленных различными способами). Степень адекватности представления фрагмента реального мира определяет качество мультимедиа продукта. Высшим выражением является «виртуальная реальность», в которой используются мультимедиа компоненты предельного для человеческого восприятия качества: трехмерный визуальный ряд и стереозвук.
Моделирование – имитационное моделирование с аудиовизуальным отражением изменений сущности, вида, качеств объектов и процессов.
Интерактивность – возможность взаимодействия, использование активно-деятельностьных форм обучения: когда содержание предметной области представлено конкретными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться - лабораторный эксперимент, текущий контроль знаний с оценкой и выводами и др.).
Инструменты – цифровые средства обучения, которые позволяют выполнять разные учебные задачи (карты, модели, конструкторы и пр).
УУД – универсальные учебные действия. Они обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Выделяют личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД.
Образовательные порталы – наиболее мощные коллекции ссылок на образовательные Интернет-ресурсы, опубликованные в российском сегменте Всемирной сети.
ФЦИОР – Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. Онявляется центральным хранилищем электронных образовательных ресурсов нового поколения. Адрес в Интернете: http://fcior.edu.ru.
ЕК – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Создана в период 2005-2007 гг. в рамках проекта «Информатизация системы образования». Адрес в Интернете: http://school-collection.edu.ru.
Вариативы – это электронные учебные модули одинакового типа (И, или П, или К), посвященные одному и тому же тематическому элементу данной предметной области.
ИИСС– информационные источники сложной структуры. Это цифровой образовательный ресурс, основанный на структурированных цифровых материалах с соответствующим учебно-методическим сопровождением, поддерживающий деятельность учащихся и учителя по одной или нескольким темам (разделам) предметной области или обеспечивающий один или несколько видов учебной деятельности в рамках некоторой предметной области.
ИУМК – инновационные учебно-методические комплексы. Это полный набор средств обучения, необходимых для организации и проведения учебного процесса.
Современный урок географии (И. И. Баринова), это сложная организационно - педагогическая система, все элементы которой взаимосвязаны и взаимообусловлены, т.е. такая форма реализации педагогических идей, где происходит систематическое взаимодействие учителя и учеников, направленное на активизацию познавательных возможностей обучающихся и воспитание личности школьников.
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ.
Применение новых информационных и телекоммуникационных технологий позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия. Использование ЦОР в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты. При условии систематического использования ЦОР в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения можно значительно повысить эффективность обучения. Использование ЦОР на уроках географии предоставляет достаточно широкие возможности для организации занятий по географии, выстроенных как в традиционных, так и инновационных формах.
В результате обучения по данной программе повышения квалификации слушатели будут знать:
Уметь:
Понимать:
Глоссарий
ФГОС – Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования утверждён Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897. ФГОС включает в себя:
ЭОР – электронные образовательные ресурсы – совокупность средств программного, информационного, технического и организационного обеспечения, электронных изданий, размещаемых на машиночитаемых носителях и/или в сети.
ЦОР – цифровые образовательные ресурсы – представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы.
ЭОР - электронный образовательный ресурс – законченный мультимедиа-продукт, решающий определенную учебную задачу.
ООММС– открытые образовательные модульные мультимедиа системы, объединяющие электронные учебные модули трех типов: информационные (И), практические (П) и контрольные (К).
Мультимедиа – возможность одновременного воспроизведения на экране компьютера и в звуке некоторой совокупности объектов, представленных различными способами). Степень адекватности представления фрагмента реального мира определяет качество мультимедиа продукта. Высшим выражением является «виртуальная реальность», в которой используются мультимедиа компоненты предельного для человеческого восприятия качества: трехмерный визуальный ряд и стереозвук.
Моделирование – имитационное моделирование с аудиовизуальным отражением изменений сущности, вида, качеств объектов и процессов.
Интерактивность – возможность взаимодействия, использование активно-деятельностьных форм обучения: когда содержание предметной области представлено конкретными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться - лабораторный эксперимент, текущий контроль знаний с оценкой и выводами и др.).
Инструменты – цифровые средства обучения, которые позволяют выполнять разные учебные задачи (карты, модели, конструкторы и пр).
УУД – универсальные учебные действия. Они обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Выделяют личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД.
Образовательные порталы – наиболее мощные коллекции ссылок на образовательные Интернет-ресурсы, опубликованные в российском сегменте Всемирной сети.
ФЦИОР – Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. Онявляется центральным хранилищем электронных образовательных ресурсов нового поколения. Адрес в Интернете: http://fcior.edu.ru.
ЕК – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Создана в период 2005-2007 гг. в рамках проекта «Информатизация системы образования». Адрес в Интернете: http://school-collection.edu.ru.
Вариативы – это электронные учебные модули одинакового типа (И, или П, или К), посвященные одному и тому же тематическому элементу данной предметной области.
ИИСС– информационные источники сложной структуры. Это цифровой образовательный ресурс, основанный на структурированных цифровых материалах с соответствующим учебно-методическим сопровождением, поддерживающий деятельность учащихся и учителя по одной или нескольким темам (разделам) предметной области или обеспечивающий один или несколько видов учебной деятельности в рамках некоторой предметной области.
ИУМК – инновационные учебно-методические комплексы. Это полный набор средств обучения, необходимых для организации и проведения учебного процесса.
Современный урок географии (И. И. Баринова), это сложная организационно - педагогическая система, все элементы которой взаимосвязаны и взаимообусловлены, т.е. такая форма реализации педагогических идей, где происходит систематическое взаимодействие учителя и учеников, направленное на активизацию познавательных возможностей обучающихся и воспитание личности школьников.
С уважением, Нина Андреевна Никифорова!