Карандина Елена Анатольевна, учитель начальных класов МОУ "СОШ р.п.Красный Октябрь Саратовского района Саратовской области"
Проблемы повышения грамотности школьников в современных условиях.
Проблема повышения орфографической грамотности всегда была и остаётся актуальной. Татьяна Николаевна, полностью согласна с Вами, что с самого начала обучения надо больше уделять внимания развитию фонематического слуха у детей. С первого класса учимся с детьми проговаривать слова и орфоэпически, и орфографически, что способствует правильному написанию слов. Наизусть мы заучиваем только правила-указания/запрещения (Например: "Правописание гласных после шипящих" и т.д.). Остальные правила выводятся на основе наблюдения и логики. Умение пользоваться правилами способствует развитию орфографической зоркости. На своих уроках я использую следующие виды упражнений:
1. Письмо с проговариванием - сначала дети проговаривают букву, которую пишут, затем - слоги, слова. Так вырабатывается единый темп письма, дети учатся работать в коллективе.
2. На основе письма с проговариванием строится комментированное письмо. Оно успешно используется с 1 по 4 классы. Ученики не просто проговаривают слова, но и объясняют все правила. Этот вид письма развивает речь, сообразительность, фонематический слух, позволяет повторить нужные правила.
3. Списывание основывается на письме с проговариванием. Предполагает большую самостоятельность детей, самоконтроль.
4. Письмо под диктовку с предварительной подготовкой. Проверить написанное можно с помощью самопроверки или взаимопроверки.
5. Письмо по памяти. Предварительно дети объясняют все орфограммы.
6.Творческая работа. Самый лёгкий вид творческой работы - составление текста по опорным словам. Со 2 класса дети учатся писать изложения. Встречая трудные в написании или незнакомые слова, дети находят их в словаре.
7. Работа с карточками.
8. Словарная работа на уроках чтения: дети читают текст орфоэпически, выясняют лексическое значение незнакомых слов, подбирают родственные слова, прочитывают отрывок орфографически.
Карандина Елена Анатольевна, учитель начальных класов МОУ "СОШ р.п.Красный Октябрь Саратовского района Саратовской области"
Проблемы повышения грамотности школьников в современных условиях.
Проблема повышения орфографической грамотности всегда была и остаётся актуальной. Татьяна Николаевна, полностью согласна с Вами, что с самого начала обучения надо больше уделять внимания развитию фонематического слуха у детей. С первого класса учимся с детьми проговаривать слова и орфоэпически, и орфографически, что способствует правильному написанию слов. Наизусть мы заучиваем только правила-указания/запрещения (Например: "Правописание гласных после шипящих" и т.д.). Остальные правила выводятся на основе наблюдения и логики. Умение пользоваться правилами способствует развитию орфографической зоркости. На своих уроках я использую следующие виды упражнений:
1. Письмо с проговариванием - сначала дети проговаривают букву, которую пишут, затем - слоги, слова. Так вырабатывается единый темп письма, дети учатся работать в коллективе.
2. На основе письма с проговариванием строится комментированное письмо. Оно успешно используется с 1 по 4 классы. Ученики не просто проговаривают слова, но и объясняют все правила. Этот вид письма развивает речь, сообразительность, фонематический слух, позволяет повторить нужные правила.
3. Списывание основывается на письме с проговариванием. Предполагает большую самостоятельность детей, самоконтроль.
4. Письмо под диктовку с предварительной подготовкой. Проверить написанное можно с помощью самопроверки или взаимопроверки.
5. Письмо по памяти. Предварительно дети объясняют все орфограммы.
6.Творческая работа. Самый лёгкий вид творческой работы - составление текста по опорным словам. Со 2 класса дети учатся писать изложения. Встречая трудные в написании или незнакомые слова, дети находят их в словаре.
7. Работа с карточками.
8. Словарная работа на уроках чтения: дети читают текст орфоэпически, выясняют лексическое значение незнакомых слов, подбирают родственные слова, прочитывают отрывок орфографически.