Экологическое образование и воспитание на уроках естественно-научного цикла.
Ответов - 18
чт, 25/03/2010 - 18:46
Лариса Серафимовна Загуменнова
На сайте с: 25/12/2009
Баллы: 209
Уважаемые учителя химии, географии, биологии, физики! Предлагаем Вам поделиться опытом преподавания своих предметов в контексте экологического содержания. Как Вы осуществляете связь содержания своего предмета с экологическим образованием и воспитанием?
С уважением, Загуменнова Лариса Серафимовна, учитель биологии, МОУ лицей №14, г. Тамбов
Уважаемая Лариса Серафимовна, здравствуйте! Предлагаю в качестве иллюстративной поддержки уроков биологии, экологии животных - 7 класс, зоологии - 7 класс использовать диски BBC "Мои любимые зверята". Для нашей области весьма актуальными оказываются фильмы о бобре и лисе. Продолжительность - 30 минут. Для актуализации внимания учащихся использую игровые моменты в виде различных головоломок "Отгадай, кто?". Эффект потрясающий - равнодушных среди детей нет. Обсуждение продолжается и на перемене. Для закрепления на дом задаю сделать микропроекты в виде письма-воззвания от имени изученного зверика, комиксы по его образу жизни и пр. Реутова Елена Борисовна, учитель биологии МОУ СОШ №11.
Преподаю химию, биологию, физику в основной школе. Основное направление деятельности - экологизация образования. Много различных тем в преподоваемых мною предметах непосредственно связаны с экологией.
Азы экологического образования необходимы уже на первой ступени обучения. Именно у детей на эмоциональном уровне нужно прививать любовь к природе и бережное отношение к ней. Этому способствуют уроки окружающего мира.
Сегодня в век технологических катаклизмов очень актуально экологическое воспитание подрастающего поколения. Эту работу нужно начинать с начальной школы. Элементы экологического воспитания я использую не только на уроках окружающего мира , но и на других уроках, используя занимательный и краеведческий материал. Детям это очень нравится.
Основной задачей современного учителя становится воспитание активных, творчески мыслящих людей, способных действовать в нестандартной ситуации. В решении этой задачи наиболее значимым становится формирование экологического мышления обучающихся через проблемный метод обучения. Он позволяет ставить ученика в позицию исследователя, побуждает интерес к ещё нерешенным задачам. Согласна с коллегами, что формирование экологического мышления-это непрерывный процесс, в который включены: семья, дошкольные учереждения, школа и многие другие.Считаю, что практически на любом уроке географии необходимо затрагивать вопросы экологической тематики. Вот некоторые темы экологического содержания школьной географии:сохранение живой и неживой природы; ресурсопользование, охрана среды жизни и деятельности человека.
Уважаемые коллеги! Я работаю педагогом дополнительного образования во внешкольном учреждении. Являюсь руководителем объединений "Энтомологическая азбука" для детей 7 - 10 лет и "Травы здоровья" для детей 14 - 16 лет. Занятия провожу по авторским программам (мной разработанным). На занятиях объединений экологическое образование и воспитание осуществляю, руководствуясь следующими известными принципами Б. Коммонера: "все связано со всем"; "все куда-нибудь девается", "все что-нибудь да стоит", "природа знает лучше". Когда обучающиеся хорошенько усвоят эти принципы, то они любую экологическую ситуацию смогут "разобрать" и даже спрогнозировать последствия. На занятиях с младшими школьниками хороший результат даёт ТРИЗ-игра "Хорошо-плохо". Механизм игры состоит в постановке проблемного вопроса, который меняется от темы к теме, например, "Много разных насекомых - это хорошо?" Задача обучающихся назвать как можно больше, на их взглад, хорошего и плохого. Например, хорошо - наблюдать за насекомыми, они красивы, они являются пищей для других животных и т.д.; плохо - они могут ужалить, мешают отдыхать, вредят урожаю и т.д. В конце занятия необходимо вспомнить, что в природе нет хороших и плохих видов; все нужны и важны. Подобные игры развивают мышление, речь воспитанников, учат их высказываться, отстаивать свое мнение. На занятиях важен региональный компонент; это делает занятие "живым", т.к. позволает учащимся прикоснуться к миру природы родного края с тем, чтобы они могли знать и охранять редкие виды растений и животных, места их обитания, правила поведения в природной среде. Этому способствуют фенологические прогулки, экскурсии, походы.
Уважаемая Лариса Серафимовна, здравствуйте. Мне очень повезло, в школе я преподаю географию и экологию, ведь эти два предмета взаимно дополняют друг друга. Интерес детей к учёбе значительно повышают нестандартные уроки: уроки-игры, экологические представления с участием ребят, уроки-экскурсии. Особое место отвожу проведению уроков и занятий объединения "Эколог-исследователь" на природе и в ноосферном центре, детям очень нравятся такие уроки. Чтобы повысить интерес учащихся к уроку использую различный занимательный познавательный материал, экологические игры, экологические задачи, требующие активизации мыслительной деятельности. Особое место уделяю проектной и исследовательской деятельности учащихся. Свои работы ребята представляют на районных юношеских чтениях "Экология глазами детей", проводимых на базе нашей школы и различных конкурсах.
Любовь Анатольевна Сафронова,
Вернадовский филиал МОУ Пичаевская СОШ
Комментарий был изменен с момента создания (Сафронова1973, пн, 27/09/2010 - 22:48).
Добрый день уважаемые коллеги.Значение экологического образования очень велико.Исходя из современных проблем выпускник должен быть экологически грамотный,только тогда мы можембыть спокойными за будущее. .
Да, конечно! Экологические вопросы необходимо затрагивать пркатически на всех предметах, а не только на уроках биологии , химии и географии. Хорошо когда в школе преподаются и уроки экологии.
Уважаемые учителя химии, географии, биологии, физики! Предлагаем Вам поделиться опытом преподавания своих предметов в контексте экологического содержания. Как Вы осуществляете связь содержания своего предмета с экологическим образованием и воспитанием?