Вы не зарегистрированы

Авторизация



О проблемах педагогической экспертизы

54 replies
Антонина Александровна Петрова
Фото пользователя Антонина Александровна Петрова
На сайте с: 24/10/2008
Баллы: 25762
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 1 час 15 min назад.

 

 

Уважаемые коллеги!

Прошу высказать свое мнение по теме форума, используя материалы изученной статьи и свой опыт работы в роли эксперта.

Подумайте над вопросами:

- Что необходимо знать и уметь эксперту?

- Какие ошибки, на Ваш взгляд, допускают эксперты (методисты, завучи, специалисты УО), посещая уроки учителей?

- Как избежать ошибок при экспертизе и "не навредить"?

 

С уважением, Антонина Александровна

Ольга Александровна Гудзь
Фото пользователя Ольга Александровна Гудзь
На сайте с: 09/02/2009
Баллы: 1250
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 5 лет 17 недель назад.
На: О проблемах педагогической экспертизы

Наконец-то я разобралась (правда, надо будет еще и еще изучать!) в смысле педагогической экспертизы. Меня всегда удивлял и настораживал процесс проверок школ (тематических, фронтальных и т.д). Дело в том, что я, как психолог, при изучении личности ребенка использую целую батарею тестов и методик, наблюдаю его в различной обстановке, беседую с учителями и воспитателями, изучаю личное дело и медицинскую карту – и только после всего этого готовлю рекомендации педагогам по организации работы с данным конкретным воспитанником. Да и после этого еще не раз в течение учебного года на консилиумах вносим коррективы. А тут при проверке целого учреждения, можно сказать, маленького государства – школы, работа идет наскоком. И только благодаря этому заданию я получила объемную и подробную  информацию о правилах проведения педагогической экспертизы.

В.А. Бухвалов, Я.Г.Плинер в своей  работе « Введение в педагогическую экспертизу. Проблемы педагогической экспертизы»  говорят о необходимости не выборочной, одномоментной экспертизе, а о целостном изучении всей системы деятельности ОУ. Это настоящее руководство к пользованию. Конечно, для очень тщательного  изучения этой работы требуется длительное время и, возможно, специальные семинары в школе. Но уже сегодня можно ответить на поставленные вопросы.Правда, я немного изменю последовательность вопросов.

1.Какие ошибки, на Ваш взгляд, допускают эксперты (методисты, завучи, специалисты УО), посещая уроки учителей?
- Не умеют  правильно с позиций науки анализировать опыт учителя., применяют пожелтевшие перечни вопросов, оторванных друг от друга по смыслу. (приятно осознавать, что наш зам по УВР поступает не так!)
- Обобщающую оценку работе учителя дают по отдельным урокам, а не по системе уроков в различных классах, с разными учениками.
- Не умеют  предложить учителю научно-обоснованные рекомендации по повышению уровня профессионального мастерства. Обращают внимание только на курсы, которые проходят раз в пять лет. Не учитывают изменение ситуации, требований к уровню преподавания.
-  Часто  предлагается одна технология, которая нравится эксперту. А учитель - другой человек по темпераменту, знаниям и ему часто лучше видно, какие технологии  или их элементы необходимо применить именно с эти классом и именно сегодня.
-  Не отмечаются положительные моменты урока, удачные решения его этапов, «изюминки»  учителя. Вместо этого перечисляются упущения учителя.
2. Что необходимо знать и уметь эксперту?На этот вопрос авторы дали очень хороший ответ, и я полностью с ними согласна.
1. Знание современных систем преподавания и их интегрированных вариантов и умение оценивать эффективность их применения на уроках
2. Умение оценить методику преподавания, организацию и результаты уроков.
3. Умение оценить уровень взаимоотношений учителя и учащихся
4. Умение оценить уровень новизны и эффективности авторских материалов учителя.
5. Знание современных принципов воспитания, и умение оценивать эффективность воспитательного процесса в классе и в школе
6. Умение проектировать различные системы преподавания и воспитания с учетом возраста, интересов и уровня развития учащихся.
3. Как избежать ошибок при экспертизе и «не навредить». Авторы предлагают требования к экспертизе, которые, на мой взгляд, приемлемы как к экспертизе школы, так и к экспертизе работы учителя.
1. Педагогическая экспертиза  должна начинаться с ознакомления учителя  с планом и методикой экспертизы. Это очень важный момент, так как он помогает эксперту (чаще это зам по УВР) и учителю найти общий язык, избежать субъективизма при проведении экспертизы.
2. Результаты работы учителя анализируются и оцениваются в процессе посещения целостных тем в разных параллелях классов.
3. Анализ уровней работы учителя выполняется совместно с ним и подтверждается его подписью. Этот вопрос для учителя очень важен, так как в этом случае выслушивается мнение самого учителя, егосамоанализ.

4. В случае возникновения спорной ситуации по результатам экспертизы работы учителя  проводится повторная экспертиза другим составом экспертов. Это не всегда приемлемо, но в сложных ситуациях (которые в школе ссучаются) возможно приглашение эксперта со стороны.

 Только при условии выполнения всех этих требований, можно говорить о правильно проведенной экспертизе, которая будет не тормозом в работе или педагога, акатализатором активности педагогической деятельности.
Резюмируя сказанное, следует отметить, что эксперт должен быть специалистом с большим опытом практической работы в школе и, самое главное, с хорошей научной подготовкой, позволяющей ему анализировать, оценивать и проектировать педагогический процесс или его элементы в соответствии с заданными условиями (желаниями и возможностями школы).

С уважением, Ольга Александровна.

Комментарий был изменен с момента создания (Ольга Александровна, пн, 27/04/2009 - 01:07).

С уважением, Ольга А.

Антонина Александровна Петрова
Фото пользователя Антонина Александровна Петрова
На сайте с: 24/10/2008
Баллы: 25762
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 1 час 15 min назад.
На: О проблемах педагогической экспертизы

Ольга Александровна, Вы сделали подробный анализ и дали исчерпывающий ответ на вопросы, внимательно изучив материал. Надеюсь, что знания ,полученные в этом модуле, помогут Вам в дальнейшей работе. Успешного завершения учебы!!!

С уважением, Антонина Александровна

Ирина Алексеевна Круглова
Фото пользователя Ирина Алексеевна Круглова
На сайте с: 16/03/2009
Баллы: 52
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 10 лет 19 недель назад.
На: О проблемах педагогической экспертизы

 

Статья нужная, интересная, требующая внимательнейшего прочтения и осмысления . Я   многое возьму на заметку и наверное неоднократно вернусь к этой статье и постараюсь познакомить с ней моих коллег по РМО.
                Что необходимо знать и уметь эксперту:     Эксперт-это специалист, который не только анализирует и оценивает работу структурного элемента школы, но и проектирует совместно с методистами школы различные модели дальнейшего развития в школе. Для того чтобы составить объективное и целостное представление о системе преподавания учителя и предложить ему научно-обоснованные рекомендации по повышению уровня профессионального мастерства, эксперт должен быть специалистом с большим опытом практической работы в школе, с хорошей научной подготовкой, обладать современных систем преподавания и их интегрированных вариантов и уметь оценивать их применение на уроках;  уметь оценить методику преподавания, организацию и результат не только урока, но и творчество учителя;  уметь проектировать различные системы преподавания и воспитания с учетом возраста, интересов и уровня развития учащихся.  Какие ошибки могут допустить эксперты: отсутствие целостного подхода и объективной методики анализа и оценки результатов педагогического процесса; допускаются ошибки при оценке научности содержания уроков, приемов, форм преподавания и организации уроков.   Как избежать ошибок?   Для этого необходимо обучение экспертов из числа учителей-технологиям педагогической экспертизы т.е. повышение уровня профессионального мастерства экспертов.  Педагогическая экспертиза школы должна начинаться с ознакомления коллектива школы с планом и методикой экспертизы; результаты работы уителя анализируются и оцениваются в процессе посещения целостных тем в параллельных классах и в процессе посещения цикла воспитательных мероприятий; анализ уровня работы учителей выполняется совместно с ними и подтверждается их подписями.
Антонина Александровна Петрова
Фото пользователя Антонина Александровна Петрова
На сайте с: 24/10/2008
Баллы: 25762
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 1 час 15 min назад.
На: О проблемах педагогической экспертизы

Ирина Алексеевна, Ваш серьезный подход к изучению проблем экспертизы будет способствовать качественному изменению дел  в этом направлении в Вашей школе. Эта проблема очень важна потому, что за каждой экспертной оценкой стоят люди, наши коллеги. Объективное оценивание способствут не только выявлению и исправлению недостатков в работе, но и здоровому психологическому климату в коллективе. Желаю Вам успешной работы в этом направлении.

С уважением, Антонина Александровна

Наталья Валерьевна Астанкова
Фото пользователя Наталья Валерьевна Астанкова
На сайте с: 17/02/2009
Баллы: 99
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 9 лет 1 неделя назад.
На: О проблемах педагогической экспертизы

 

Изучив содержательную статью В.А. Бухвалова и Я.Г.Плинера  «Введение в педагогическую экспертизу. Проблемы педагогической экспертизы», хочется отметить важные компоненты организации работы эксперта.
Что необходимо знать и уметь эксперту?
Эксперту необходимо знать  современные системы преподавания и уметь оценивать эффективность их применения на уроках; знать современные принципы воспитания, и уметь оценивать эффективность воспитательного процесса в классе и в школе; уметь оценить методику преподавания, организацию и результаты уроков; уметь оценить уровень взаимоотношений учителя и учащихся, новизны и эффективности авторских материалов учителя; уметь проектировать различные системы преподавания и воспитания с учетом возраста, интересов и уровня развития учащихся.
Эксперт должен иметь большой опыт работы в школе и хорошую научную подготовку, уметь анализировать, оценивать и проектировать педагогический процесс или его элементы на практике.
Какие ошибки, на Ваш взгляд, допускают эксперты (методисты, завучи, специалисты УО), посещая уроки учителей?
Эксперты часто допускают ошибки при оценке научности содержания уроков, приемов, методов и форм преподавания и организации уроков.
Эксперт, не имеет целостного представления о системе преподавания учителя и делает поспешные и однобокие выводы.
Эксперты часто не умеют проектировать модели развития структурных элементов школы.
Как избежать ошибок при экспертизе и "не навредить"?
Анализируя уроки, эксперт должен уметь увидеть педагогические закономерности, на основе которых работает учитель, определить возможные ошибки и предложить более оптимальные модели построения уроков.
Эксперт обязан обсуждать результаты своего анализа с педагогами, чья работа оценивается экспертом. Прежде чем делать окончательные выводы, необходимо подтверждение учителя о том, что он согласен с мнением эксперта. Эксперт обязан детально заранее ознакомить своего коллегу с каждым из критериев по всем параметрам анализа.
Анализ и оценка внеклассной учебной и воспитательной работы, научно - методической работы, управления школы осуществляются только после того, как эксперт посетил несколько мероприятий по всем направлениям деятельности этих структурных элементов.
Эксперт должен уметь анализировать и оценивать работу структурного элемента школы и проектировать совместно с методистами школы различные модели дальнейшего развития этого элемента. А для этого нужно очень хорошо изучить все ресурсные возможности школы.
С уважением, Астанкова Н.В.
Антонина Александровна Петрова
Фото пользователя Антонина Александровна Петрова
На сайте с: 24/10/2008
Баллы: 25762
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 1 час 15 min назад.
На: О проблемах педагогической экспертизы

Наталья Валерьевна, Вы серьезно и вдумчиво подошли к изучению материала, глубоко его проанализировали. Надеюсь, что эта работа принесла для Вас практическую пользу и поможет в дальнейшей деятельности. Спасибо за Ваше ответственное отношение к работе в тренинге.

Комментарий был изменен с момента создания (petrova_aa, пн, 27/04/2009 - 21:46).

С уважением, Антонина Александровна

Галина Алексеевна Дворниченко
Фото пользователя Галина Алексеевна Дворниченко
На сайте с: 11/04/2009
Баллы: 74
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 9 лет 1 неделя назад.
На: О проблемах педагогической экспертизы

1. Эксперт - это не просто учитель, это - методист, который  может и должен уметь рассказать, провести демонстрационный урок, правильно анализировать свои уроки и уроки коллег, не просто указать на ошибки, но и предложить, как можно их исправить, оптимальные модели построения уроков.  Эксперт должен знать методику работы учителя, знать контингент обучающихся.

2. Эксперты (методисты, завучи, специалисты УО) допускают ошибки. Организация экспертизы  сводится порой только к посещению уроков (от силы трёх), быстрого анализа этих уроков, написания справки по итогам посещения.

3. Чтобы избежать ошибок при экспертизе и "не навредить" эксперт прежде всего должен ознакомиться с предметом экспертизы (контингент, предмет, учитель). Деятельность учителя должна быть изучена экспертом. Учитель обязательно должен быть ознакомлен с результатами экспертизы

Комментарий был изменен с момента создания (Галина, пн, 27/04/2009 - 20:58).
С уважением Г.А.Дворниченко
Антонина Александровна Петрова
Фото пользователя Антонина Александровна Петрова
На сайте с: 24/10/2008
Баллы: 25762
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 1 час 15 min назад.
На: О проблемах педагогической экспертизы

Галина Алексеевна, Ваши выводы говорят о том, что Вы , выступая в роли эсперта, никогда не сделаете ошибок , очень внимательно и глубоко проанализировав работу учителя, дадите квалифицированное заключение и дельный практический совет .  Успехов!!!

С уважением, Антонина Александровна

Ольга Константиновна Ермолаева
Фото пользователя Ольга Константиновна Ермолаева
На сайте с: 17/04/2009
Баллы: 38
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 9 лет 24 weeks назад.
На: О проблемах педагогической экспертизы

Знания и умения перечислены в статье очень полно:

1. Знание современных систем преподавания и их интегрированных вариантов и умение оценивать эффективность их применения на уроках.

2. Умение оценить методику преподавания, организацию и результаты уроков.

3. Умение оценить уровень взаимоотношений учителя и учащихся.

4. Умение оценить уровень новизны и эффективности авторских материалов учителя.

5. Знание современных принципов воспитания, и умение оценивать эффективность воспитательного процесса в классе и в школе.

6. Умение проектировать различные системы преподавания и воспитания с учетом возраста, интересов и уровня развития учащихся.

Основная ошибка на мой взгляд: Экспертами не учитывается индивидуальность педагога в полной мере. Уроки посещаются урывками из контекста.

Как избежать ошибок: основных удасться избежать внимательно изучив материал предложенной Вами статьи.

Татьяна Евгеньевна Барбина
Фото пользователя Татьяна Евгеньевна Барбина
На сайте с: 08/02/2009
Баллы: 244
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 42 weeks 4 days назад.
На: О проблемах педагогической экспертизы

Анализ учебно-воспитательного процесса в школе - одна из сложнейших задач. От оценки экспертов в настоящее время зависит категория ОУ. Однако, как правильно отмечено в статье, эксперты не всегда дают объективное заключение. Как избежать этого? Я считаю, что для этого надо:

1. Повысить теоретическую подготовку экспертов, так как знаний и умений получаемых в ВУЗе недостаточно. Эксперты должны иметь обширные знания современных технологий обучения, проектирования педагогического процесса и его элементов. Обладать умением оценить методику преподавания, организацию и результаты уроков по любому предмету школьной программы.

2. Перед экспертизой необходимо разрабатывать подробный план, который включит посещение серии уроков педагогов с целью разработки научно-обоснованных рекомендаций по итогам экспертизы.

3. Обеспечить максимальную открытость экспертизы, которая предусматривает предварительное знакомство коллектива с планом и методикой проверки, кандидатурами экспертов, коллективное обсуждение итогов на педагогическом консилиуме.

Статья очень содержательная, актуальная, доступна для осмысления и применения в работе ОУ.

С уважением, Татьяна Евгеньевна