Вы не зарегистрированы

Авторизация

Сетевой журнал "Интернет и образование"



Соина Т.В. Разработка урока по теме ««Язык и логика» (5 класс, математика)

Соина Татьяна Владимировна

Сведения об авторе:

  • Место работы: учитель математики высшей квалификационной категории МОУ «СОШ №11 с углубленным изучением иностранных языков» г. Ноябрьска ЯНАО Тюменской области
  • Адрес электронной почты: info@zaitseva-irina.ru

Разработка урока по теме ««Язык и логика» (5 класс, математика)

 

 

Предмет: Математика.

Класс: 5.

Тема урока: «Язык и логика».

 

Цель:

  • Повторить, обобщить, закрепить, систематизировать знания, полученные при изучении темы.
  • Развивать логичность мышления.
  • Воспитывать культуру речи.

 

Тип урока:

  • Урок систематизации и обобщении изученного материала.

 

Оборудование:

  • Плакаты, заготовки для схемы (на магнитах).

 

 

Ход урока

 

I. Организационный момент

 

  • Объявление цели урока: обобщение, систематизация, повторение знаний, полученных при изучении темы.
  • Записали дату, классную работу в тетрадях.
  • Поставили отметки на полях карандашом.

 

 

II. Посмотрели на плакат.

Он нам поможет восстановить основные понятия

 

  • Воспроизведение основных понятий, способов рассуждений, оперирование терминами позволяет подготовить учащихся к обобщению изученного материала, установлению общих закономерностей и связей между важнейшими понятиями темы «Язык и логика».

 

Отвечаем на вопросы

•  Как в математике называются верные и неверные предложения.

•  Все ли предложения являются высказываниями?

•  Что такое тема и рема?

Приведите примеры

 

•  Если вы отвечали так же, то ставьте «+», если нет, то «–».

 

•  Какие два типа высказывания вы знаете?

•  О чем говорится в общих высказываниях?

•  Какие слова характеризуют общность утверждений?

 

•  Ставим «+» или «–».

 

•  О чем говорится в высказываниях о существовании?

•  Какие слова чаще всего употребляются в высказываниях о существовании?

 

•  Ставим «+» или «–».

 

 

Упражнение №1

Читаем поочередно и отвечаем на вопрос: «Какого типа высказывание?»

  1. Все мальчики любят играть в футбол.
  2. Некоторые девочки любят танцевать.
  3. Существуют натуральные числа, которые делятся на 8.
  4. Любое натуральное число больше 10.
  5. Иванова Катя – отличница.
  6. Осенью всегда идут дожди.
  7. Можно найти числа, которые не делятся на 9.

 

•  За упражнение ставим отметки: за 1 ошибку – «4»; за 2-3 ошибки – «3».

•  Как доказать истинность высказывания о существовании?

 

•  Ставим «+» или «–».

 

 

Упражнение №2

Доказать истинность высказывания о существовании: «Сумма двух натуральных числе может быть равна 10».

 

•  Как опровергнуть (или доказать ложность) общего высказывания?

 

•  Ставим «+» или «–».

 

 

Упражнение №3

Опровергнуть высказывание: «Любое натуральное число делится на 2».

 

•  Можно ли установить истинность общих высказываний большим числом примеров?

 

•  Ставим «+» или «–».

 

•  Как доказать, что все элементы конечного множества обладают определенным свойством?

•  Как доказать, что все элементы бесконечного множества обладают определенным свойством?

 

•  Ставим «+» или «–».

 

 

Упражнение №4

Докажите, что все числа из множества {742; 3850;8498} делятся на 14.

 

 

Упражнение №5

Докажите, что сумма двух последовательных натуральных чисел есть число нечетное.

 

 

III . Математическая зарядка

 

  • Физические упражнения дадут разрядку детскому организму и вместе с тем в игровой форме ещё раз повторим некоторые понятия.

 

Упражнение№6

Определите, истинное или ложное высказывание.

 

•  Если И – руки вверх, потянулись, если Л – присесть, спрятаться.

 

  1. Все люди знают китайский язык.
  2. Некоторые китайцы знают русский язык.
  3. Любое число меньше 17.
  4. Существуют натуральные числа, которые больше 100.
  5. Четное число имеет общий вид 2 n + 1.
  6. Нечетное число имеет вид 2 n .
  7. Число, которое делится на 7, имеет общий вид 7 а .
  8. Число, которое делится на 9, имеет вид 9 а + 1.

 

•  Ставим отметку: «4» – 1-2 ошибки; «3» – 3 ошибки.

 

 

IV . Попробуем вместе составить обобщающую схему

 

  • Важнейший этап: учащиеся контролируют полу ченные знания .

 

•  Какое основное понятие мы повторили?

•  Сколько типов? (Два типа.) А ещё есть?

•  Слова характерные? (Подписать фломастером.)

•  Какие определения часто использовать? (Истинность и ложность.)

 

•  Подписать мелом.

•  Ребята у себя в тетради рисуют схему.

 

 

•  Как действовать в случае, если задача: «Опровергнуть или доказать утверждение»?

 

•  Выясним, какого типа (доп. общее).

•  Если подозреваем, что Л – конкретный пример; если подозреваем, что И – и конечное множество – перебор; если И – и бесконечное – введем обозначение.

•  Если подозреваем, что И – конкретный пример; если у нас подозрение, что оно Л – нельзя привести пример.

 

 

  • Нестандартные задания развивают творческие возможности учащихся.

 

Упражнение №7

Докажи или опровергни.

  1. Сумма цифр любого двузначного числа меньше их произведения.
  2. Существует натуральное число, имеющее 3 делителя.
  3. Из всех прямоугольников с периметром 16 см наибольшая площадь имеет квадрат.
  4. Если каждое из двух слагаемых делится на 8, то и их сумма делится на 8.
  5. Существует натуральное число, которое делится на 0.

 

Дополнительно

№353, стр.88

 

1)

54 х + 32 у = 806

х = 10, у = 8

54 ? 10 + 32 ? 8 = 540 + 256 = 796

796 = 806 (Л)

 

2)

(15 х – 9) : у ? 17

х = 4, у = 3

(15 ? 4 – 9) : 3 = (60 – 9) : 3 = 51 : 3 = 17

17 ? 17 (И)

 

 

V . Домашнее задание

 

  • §3.
  • №350, 351, 358.
  • № 347* (по желанию).

 

 

VI . Итог урока

 

  • Что вы должны уметь делать?
  • Выставление оценок.

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Редактор журнала

Фото пользователя Екатерина Викторовна Якушина
Екатерина Викторовна Якушина