Официальный сайт nokia 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Почаева Н.Д. Сетевой телекоммукационный проект, как средство для развитие коммуникативных умений учащихся в условиях информатизации школы

Автор: 
Почаева Н.Д.
Место работы: 
учитель химии МОУ «Головинская СОШ» Судогодского района Владимирской области

 

Сетевой телекоммукационный проект, как средство для развитие коммуникативных умений учащихся в условиях информатизации школы

 

В современном мире цифровые технологии семимильными шагами завоевывают жизненное пространство человека. Самыми гибкими и восприимчивыми к освоению и получению зависимости от цифровых «штучек» являются дети, школьники. Они быстро осваивают телефоны, компьютеры и т.п., всё программное обеспечение к ним. Цифровая аппаратура – это уже неотъемлемая часть их жизни. К великому сожалению, её использование носит преимущественно бытовой характер. Что нужно делать школе? Наполнить «цифровые игрушки» образовательным содержанием. Этим самым мы решаем две проблемы: 1) проблему повышения уровня образования, так как цифровые аппараты позволяют одновременно работать по нескольким направлениям, за минимальное время обрабатывая огромное количество информации; 2) проблему «отцов и детей», так как у учителя и ученика в процессе совместной деятельности существенно меняется иерархия отношений. Преподаватель выступает помощником, консультантом в обучении, не навязывает определённого способа действий, как было ранее, а обучающиеся становятся активными субъектами обучения, они начинают самостоятельно принимать решения, критически относиться к информации, творчески мыслить….

 

Идеальным подходом являются сетевые проекты, которые можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленной на достижение общего результата этой деятельности, организованной на основе цифровой телекоммуникации (2).

 

Сетевые телекоммуникативные инициативы способствуют развитию у школьников коммуникативных умений – способности к созданию условий для эффективной устной, письменной, мультимедийной и сетевой коммуникации в различных формах и контекстах, управление ею и понимание ее.

 

В качестве примера представлен сетевой телекоммуникационный проект "Химический многогранник», который размещен в сети.

 

Цель: Развитие коммуникативных компетенций учащихся посредством участия в сетевом телекоммуникационном проекте.

 

Задачи.
Дидактические:

  • Формирование умения работать с информацией и медиасредствами: умения находить, анализировать, управлять, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами; кратко и ясно излагать свои мысли при общении в сети.
  • Развитие межличностного взаимодействия и сотрудничества: способности работать в команде; принимать на себя разные роли и обязанности; продуктивно работать в коллективе; умения сопереживать; уважать различные мнения.
  • Направленность на саморазвитие: осознание своих потребностей, мониторинг собственного понимания и обучения; поиск и размещение соответствующих ресурсов; перенос информации и надпредметных умений из одной области знаний в другую.
  • Формирование умений работы в сети Интернет: в wiki-среде; в сервисе Google; в блоге.
  •  Совершенствование умений работы с цифровой техникой.
  • Формирование умений работы с программами обработки изображений и видео и др.


 
Методические задачи:
Научить применять полученные знания и навыки работы с химическим оборудованием для решения надпредметных задач:

  • как обнаружить витамин «С»;
  • как покрасить футболку;
  • как проверить концентрацию аптечной прекиси водорода;
  • как получить твёрдый дезодорант;
  • как украсить новогоднюю ёлку необычными кристаллами;
  • как освоить историю химии посредством составления вопросов к кроссворду и решения «чужих» кроссвордов по истории химии;
  • как научиться составлять ребусы на название химических элементов и решать «чужие» ребусы на эту тему и др.

 

Описание проекта.
Разделы проекта:

 

Идея проекта.
Проект "Химический многогранник" начат для того, чтобы школьники могли поделиться своими впечатлениями о занятиях в своём химическом кружке, о сложившихся традициях и интересных делах, а также помочь подросткам найти друзей из других регионов страны.

Участники проекта могут создавать творческий дневник своего кружка, который впоследствии может расширяться и дополняться интересными и полезными сведениями для сверстников, увлекающихся этой наукой.

Сроки проведения проекта. Здесь оговаривается «время жизни» проекта (проект бессрочный).

Справочные материалы. В этом разделе даются ссылки на правила пользования сайтом  Вики-Владимир , т.е., правила регистрации на сайте Wiki-Владимир, корректный вход в систему, оптимизация изображения для размещения в сети Интернет, размещение изображений в среде Wiki, правила создания новой статьи, правила выбора имени статьи (справочные страницы сайта).

Ход проекта. Здесь рассказывается о последовательности работы в проекте: регистрация в Wiki-Владимир, регистрация в проекте, оформление визитки команды, приглашение в «Сетевой химический кружок», приглашение к выполнению заданий. 

Новости проекта. Этот раздел посвящён новым событиям, которые происходят в проекте, или для размещения объявлений.

Участники проекта. Здесь даётся характеристика потенциальных участников проекта; в данном случае это любознательные школьники и их учителя.

С чего начинать? В этом разделе даётся пояснение, с чего начинать работу в проекте, т.е. как зарегистрироваться в проекте. Ниже представлена регистрационная таблица участников проекта, следующего содержания: Участник (Творческое название), регион, учебный год.

Общение в проекте. Здесь размещена ссылка на блог - сетевой дневник, в котором предлагается вести обсуждения заданий, размещение вопросов, рекомендаций, комментариев.

Задания проекта. Этот раздел посвящён заданиям проекта, т.е. здесь размещены ссылки на задания, которые предлагается выполнить. Так как проект бессрочный, он постоянно пополняется новыми заданиями. Старые задания сохраняются для того, чтобы каждый новый участник мог над ними поразмышлять. Ответы к заданиям принимаются в электронном виде: электронное письмо, документ совместного пользования.

Замечания и предложения. В этом разделе участники проекта или гости могут оставить свои предложения или замечания.

Координаторы проекта. Здесь размещена ссылка на личную страничку координатора проекта (на сайте "Wiki-Владимир").

 

Описание страницы «Сетевого химического кружка».
Название этой страницы «Химического многогранника» говорит само за себя - это «Сетевой химический кружок». Кружок – объединение увлечённых людей. «Сетевой» - значит, находящийся в сети Интернет и предназначенный для объединения увлечённых людей, находящихся на расстоянии друг от друга. Он создан для того, чтобы в нём происходило общение интересующихся химией учеников, чтобы дети составляли задания по химии друг для друга, решали их, получая консультации у своих сверстников из других городов, принимали участие в совместных проектах, находили решение общих задач в процессе общения.
В «Сетевом химическом кружке» имеются следующие разделы:

  • Задание. В этом разделе размещены приглашения для выполнения заданий: «Химические ребусы», сетевая викторина "Гордость Русской науки", "Химические новогодние поздравления"   или для участия в проектах по химии, которые размещены вне Wiki-Владимир, например, «Индикаторы в нашей жизни», «Химический геокешинг».
  • Это любопытно! В этом разделе каждый участник может оставить заметки о любопытных фактах, связанных с химией.
  • Поделись опытом! Здесь каждый участник может поделиться опытом о том, как подготовиться к контрольной работе по химии, в каком проекте по химии интересно принять участие.
  • Предложения. Этот раздел посвящён предложениям по плану работы кружка.
  • Календарь кружка! Здесь предполагается составление участниками проекта календаря знаменательных дат по химии, которые будут отмечаться в форме конкурса, проекта, любой другой творческой инициативы.

 

Описание заданий проекта «Химический многогранник».
В проекте размещены три задания:

  1. Визитная карточка команды, которую нужно выполнить в форме творческого дневника своего школьного химического кружка. Другими словами, нужно описать, чем занимаются на химическом кружке, что получается или не получается, чего достигли, какие планы, традиции…. Визитная карточка в таком виде нужна для обмена информацией по химическому эксперименту, для решения задач, проведения виторин, олимпиад и т.д. Форма представления любая, на выбор: презентация, размещённая в Скрибде, вики-статья, буклет, видеоролик (учащимися МОУ «Головинская СОШ» Судогодского района Владимирской области, например, размещены видеоролики, вики-статьи о занятиях в школьном химическом кружке).
  2. Кроссворд, посвящённый профессиональному празднику «День химика» (автором этого кроссворда является ученица  10 класса Головинской школы Доброхотова Ирина. В нём содержатся вопросы о великих химиках планеты, об их открытиях. Для того чтобы решить кроссворд, можно воспользоваться любой поисковой системой в Интернет, а можно сходить в школьную библиотеку. Ответы отправляются по электронной почте автору кроссворда или координатору проекта. Возможно создание документа для совместного редактирования. После решения кроссворда ответы команды публикуются в Интернет, доступ к ним предоставляется по дополнительной просьбе других участников. В таблице регистрации координатор проекта ставит отметку прохождении данного задания. Ответы на кроссворд не публикуются для того, чтобы он мог существовать более длительное время.
  3. «Химические ребусы». Изучение химии начинается со знакомства с химическими знаками химических элементов, их названиями. Для того чтобы они лучше запоминались, чтобы этот процесс проходил интереснее , а также чтобы развивалось мышление школьников, можно организовать составление ребусов по названиям химических элементов. Вот несколько вариантов представления учащимися ребусов:

1) нарисовать ребус на бумаге, отсканировать его, картинку разместить в проекте;
2) на придуманный ребус найти картинки в Интернете и соединить их с соответствующими пометками в одном «вордовском» документе, а затем этот документ опубликовать в Интернет, разместив ссылку на него в проекте;
3) снять с помощью фотоаппарата несколько кадров составления ребуса, объединить с помощью соответствующей программы в фильм, полученный видеоролик «рождения» ребуса затем разместить в видеосервисе, а ссылку на него -   в проекте.
Учащимися МОУ «Головинская СОШ» были придуманы ребусы и сняты видеоролики, а также составлены «вордовские» документы по химическим знакам химических элементов. Расшифровать эти ребусы попытались 2 команды, которые находятся за пределами Владимирской области: участники команды "Вибиоки" (г. Баку) и команды «Кент» (Псковская область). Участники проекта просматривали ребусы друг у друга. Ответы посылали на электронную почту авторам или координатору проекта. Можно создать документ совместного пользования, в котором обсуждать варианты ответов, задавать направляющие вопросы. Затем этот документ публикуется в Интернет, но доступ к нему предоставляется лишь по дополнительной просьбе. Это необходимо для того, чтобы у участников не возникло желания заглянуть в ответы заранее, а наоборот, заставило их поразмышлять.
   4.Сетевая викторина "Гордость Русской науки" посвящена юбилею Д.И. Менделеева, состоит из теста с гиперссылками, поисковой работой с использованием социального сервиса Гугл-Планета Земля.Ученица" МОУ Головинская  СОШ" Доброхотова Ирина справилась с заданием и разместила свои материалы в социальном сервисе Скрибд .

С чего начинать ?
Для того, что бы начать работать в проекте, нужно иметь:
во-первых, огромное  желание открыть для детей мир новых возможностей в обучении;
во-вторых,   знание техники безопасности и правил работы в кабинете химии, работы с цифровыми аппаратами, элементарные знания по химии, умение пользоваться справочной литературой, навыки поиска информации в сети Интернет;
в-третьих, следующие материалы и ресурсы:
Технологии и оборудование: фотоаппарат или телефон с фотоаппаратом, видеокамера или телефон с видеокамерой, лазерный диск или цифровой накопитель, компьютер, подключенный к сети Интернет, принтер, сканер, микрофон, наушники, колонки и др.
Материалы на печатной основе: учебники по химии, таблица растворимости и химических элементов, справочники по химии, учебники или руководство по использованию цифрового оборудования.
Технологи и программное обеспечение:
Электронные таблицы, текстовый редактор, графический редактор, видеоредактор, программа для организации видеоконференций.
Интернет-ресурсы: www.google.comwww.wiki.vladimir.i-edu.ru,
И, наконец, хорошее настроение и расположение духа;

 

 

Глоссарий:
Компетенция – результат образования, выражающийся в готовности субъекта эффективно соорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели.
Компетентность – непосредственный результат образования, выражающийся в овладении учащимся определенным набором (меню) способов деятельности. Поскольку освоить деятельность (в отличие от действия) через подражание невозможно, учащийся начинает управлять своей деятельностью, используя (интегрируя) различные результаты образования (знания, умения, навыки), формируя собственный ресурсный пакет, необходимый для формирования компетенции.
«Вордовский» документ - документ, составленный с помощью программы «Microsoft Word».

  

 


Поиск

Loading

Редактор журнала

Фото пользователя Екатерина Викторовна Якушина
Екатерина Викторовна Якушина


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн