Официальный сайт interaktiveboard 24/7/365

Зырянова О.В. Урок по теме: «Гражданские войны в Риме. Восстание Спартака»

Выберите действие:

Автор: 
Зырянова Ольга Васильевна
Место работы: 
МОУ «СОШ №109». Челябинская область, город Трёхгорный, учитель истории

Урок по теме: «Гражданские войны в Риме. Восстание Спартака»

  1. Исходя из возрастных особенностей учащихся 5 класса, на уроках истории следует больше уделять внимание наглядности. Использование компьютерной презентации позволяет это сделать.
  2. Современные дети тесным образом связаны с компьютером и поэтому любят работать за ним. Использование обучающих дисков позволяет больше заинтересовать ребят в предмете, разнообразить процесс обучения.
  3. Программа «Notebook», где ребёнок сам может работать с интерактивной доской (стирая, рисуя, перетаскивая), повышает заинтересованность, самостоятельность детей.

 

 

Цели урока:

  1. Продолжить формирование умений составлять рассказ, делать выводы, элементарно анализировать изучаемые события, правильно показывать по карте изучаемые объекты.
  2. Подвести учащихся к пониманию причин начала восстания Спартака, причин его поражения, познакомить с героической личностью Спартака.
  3. Закрепить и проверить свои знания по восстанию Спартака и гражданским войнам.
  4. Развить навыки работы с интерактивной доской и компьютером.
  5. Развитие интереса к истории, любознательности.

 

Учебное оборудование:

Компьютеры, интерактивная доска, презентация в программе «Notebook», тетрадь, раздаточный материал, учебник 5 класс, учебный диск «История древнего мира», интерактивная карта из Интернета (www.gladiator.ru).

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.

Рассказать о листе оценивания.
Введение в тему. Как называется глава, которую мы изучаем?
Что такое гражданская война?
Как называлась тема прошлого урока?
На прошлом уроке мы с вами изучили одно из событий этой войны. Между какими группами населения там разгорелась борьба? (земледельцы и землевладельцы)
Это событие является важным в истории гражданских войн. Мы сейчас ещё раз остановимся на нём
Проверяем у доски, вызывая желающих.
Слайд 1: применение ластика.
Слайд 2: выполнение тестового задания (эффект затемненного экрана).
Слайд 3: Кто это? Что вы о них знаете? (ответ за картинкой).
Подведём итоги. Занесём в лист оценивания. Есть ли такие, которые выполнили всё верно? Молодцы!
3. Переход к изучению новой темы.

Итак, мы узнали, как жили земледельцы в Риме, как изменилась их жизнь после реформ Гракхов.

Слайд 4: учитель читает стихотворение на фоне слайда.

Цирк вкруг бойца плывет, он умирает -
А в честь убийцы вопль звериный не смолкает.
Он слышит, но не внемлет. Взор его
С душою вместе далеко витает.
Что жизнь ему, и приз, и торжество?
Перед ним – шалаш на берегу Дуная:
И детворы его играет стая,
И там их мать… И вот
Отец зарезан, римлян забавляя!
(Байрон)
Вопросы к классу:

  1. О каком зрелище пишет Байрон?
  2. Почему гладиаторские бои – самые страшные зрелища Древнего Рима?
  3. Кто выступал на арене цирка?
  4. Охарактеризуйте положение рабов в Древнем Риме.

Сегодня на уроке мы поговорим о самом крупном восстании рабов в Древнем Риме. Это восстание под предводительством Спартака. Оно является частью гражданских войн.
К сожалению, сведений об этом событии не много, но образ Спартака вдохновил ни одно поколение писателей на создание произведений. Особое место занимает книга Р.Джованьоли “Спартак”, которую с интересом читают жители планеты Земля. Этот образ вдохновил и режиссёров на создание фильмов о гладиаторах, я думаю, что многие смотрели фильм «Гладиатор».
4. Изучение новой темы.
Слайд 5: в тетради записываем тему урока.
Слайд 6: один из учеников формулирует цели урока путём перетаскивания.
Знакомство с этим событием древней истории мы осуществим по следующему плану:
Слайд 7:

  1. Причины восстания
  2. Состав восставших
  3. Цели восставших
  4. Героическая личность Спартака
  5. Ход восстания
  6. Причины поражения
  7. Значение восстания.

 Какие виды работы нас сегодня ждут на уроке? Рассматриваем первые три пункта плана, работая с документом, 4 пункт- сообщение ученика, 5,6,7- работа по вопросам с видеофрагментом и картой, а закрепление - проверочная работа на компьютере. Следовательно, чтобы с ней справиться, нужно быть очень внимательным на уроке.
Работа с документом
Ребята, возьмите печатные листочки. Каждый про себя внимательно прочитает текст и вопросы к нему. Найдите ответы в тексте документа. Можно работать с карандашом. Времени даётся 10 минут. Если возникают вопросы, то поднимаем руки.

Плутарх. Марк Красе, 8—11
...Восстание гладиаторов, сопровождавшееся разграблением всей Ита­лии и известное также под названием спартаковской войны, было вызва­но следующими обстоятельствами.
Некий Лентул Батиат содержал в Капуе школу гладиаторов, большинст­во которых были родом галлы и фракийцы, попавшие в школу не за какие-нибудь преступления, но исключительно вследствие несправедливости хо­зяина, насильно заставившего их учиться ремеслу гладиаторов. Двести из них сговорились бежать; заговор был раскрыт по доносу, но семьдесят во­семь человек, заранее узнавшие об этом, все же успели убежать, запасшись захваченными где-то кухонными ножами и вертелами. По пути они встре­тили несколько повозок, которые везли в другой город гладиаторское сна­ряжение, расхитили груз и вооружились. Заняв затем укрепленное место, гладиаторы выбрали себе трех предводителей.. Первым из них был Спартак, по своему происхождению из кочевых племен Фракии — человек, который отличался не только выдающейся отвагой и физической силой, но по уму и доброте душевной стоял выше своего положения и судьбы; он был скорее эллином, чем человеком своего племени. Рассказывают, что однажды, ког­да Спартак был впервые приведен в Рим на продажу, видели, что вокруг лица спящего Спартака обвилась змея. Жена Спартака, его единоплемен­ница, пророчествовавшая и одержимая дионисическим исступлением, объ­явила, что это знак предуготовленной ему великой и грозной власти, которая приведет его к злополучному концу. Она и теперь была с ним, соп­ровождая его в бегстве...
Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. — М., 1-987.— С. 211—212.
 Вопросы к документу.

  1. Почему началось восстание рабов в городе Капуя? {Недовольство рабов, попавших в школу гладиаторов, тем, что их насильно сюда при­везли и начали обучать военному делу. Кроме того, несправедливость хозяина по отношению к ним.)
  2. Сколько рабов собиралось бежать из школы? {200рабов, но сбежали только 78.)
  3. Чем были вооружены восставшие рабы? {Кухонными ножами, вер­телами.)
  4. Кого выбрали своим предводителем восставшие рабы? {Предводи­телей было выбрано 3 человека, но первым из них был Спартак.)
  5. Что рассказывает Плутарх о Спартаке? {Спартак из Фракии, смелый, сильный.)

Слайд 8: вопрос 1 к документу проговариваем, указываем причины, смотрим слайд и записываем в тетрадь.
Слайд 9: как вы думаете, какую цель преследовали восставшие?
Слайд 10:Что же это был за человек, сумевший поднять рабов на борьбу и навека оставшийся в памяти народа.
Сообщение ученика о Спартаке.
Перемещается изображение Спартака и ещё раз обращается внимание на некоторые моменты из биографии.
Слайд 11: найдите листочек с вопросами к видеофрагменту, прочитайте их. Внимательно смотрим на экран, а затем работаем по вопросам.
Слайд 12-18: ещё раз проговорить ход восстания, работая с картой.
Слайд 19: теперь возвращаемся к вопросам к видеофильму, отвечаем на них.
Желание к свободе и мужество восставших было велико, но все же восстание потерпело поражение. Каковы причины поражения восставших?
Слайд 20: записываем в тетрадь.
Нет более популярного героя древней истории, чем Спартак. И если более чем за две тысячи лет его слава не потускнела, а, наоборот, засверкала новыми красками, то это потому, что имя Спартака для человечества навеки связано с борьбой за свободу. “ Свободы я добиваюсь, свободы жажду, свободу призываю, свободу для каждого отдельного человека и для народов, великих и малых, могущественных и слабых. А со свободой придут мир, благоденствие, справедливость и все то высшее счастье, которым бессмертные боги дают человеку возможность наслаждаться на земле!”.
Заполните до конца оценочный лист.
Рассаживаемся за компьютеры. Открываем
Процент выполнения записываем в оценочный лист.

Ребята, вы сегодня молодцы! Успешно поработали. Осталось записать домашнее задание.
Слайд 21: пояснение домашнего задания.
Подведение итогов, сдача оценочных листов (что мы делали, чему научились, что больше всего понравилось на уроке).


»  Тэги к этому документу:

Редактор журнала

Фото пользователя Екатерина Викторовна Якушина
Екатерина Викторовна Якушина
 
Приглашаем на официальную площадку Года учителя!

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн