Официальный сайт audiophilesoft 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Полежаева Т. В. Обучающее сочинение по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Тема сочинения: «Трагическая судьба Мцыри»

Автор: 
Полежаева Татьяна Валерьевна
Место работы: 
Красноярский край Шарыпово г. Шарыпово Средняя общеобразовательная школа № 3 Учитель русского языка и литературы
Контакты: 

КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦОР.
Обучающее сочинение по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Тема сочинения: «Трагическая судьба Мцыри»

 


Класс: 8
Предмет: литература
Тема учебного занятия: Обучающее сочинение по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Тема сочинения: «Трагическая судьба Мцыри».
Продолжительность учебного занятия: 45 минут

Цели:

  • систематизировать знания учащихся по изученному произведению. Учить детей работать с критической литературой. Познакомить детей с цитированием как способом аргументации ответа, способами цитирования;
  • совершенствовать навыки и приемы работы с художественным текстом; развитие умения анализировать, сопоставлять, делать выводы; развивать речь и воображение учащихся; развивать умение находить в тексте художественного произведения изобразительно-выразительные средства языка;
  • активизировать развитие таких чувств, как чувство сопереживания, сочувствия, человеколюбия.

Тип урока: подготовка к сочинению

Методы и приемы: эвристическая беседа, репродуктивный, анализ текста, работа с критической литературой.

Оборудование:

  • учебный класс, оснащенный компьютером и мультимедийным проектором;
  •  учебник;
  • учебная статья "О поэме М. Ю. Лермонтова "Мцыри";
  • конспект «Эпитеты и фигуры русского языка».

 Презентация

 

Ход учебного занятия.

I этап. Организационный момент.
Время: 2 минуты.
Цель: создание рабочей атмосферы на уроке, сообщение темы и цели занятия.
Использование ЦОР: объект № 1 (N 204208)
(Слайд № 1) П. Е. Заболотский. Портрет М. Ю. Лермонтова

 

II этап. Проверка домашнего задания.
Время: 5 минуты.
Цель: проверка выполнения учащимися домашнего задания.
Использование ЦОР: нет
Учитель: ребята, дома вы должны были подготовить рассказ о Мцыри по предложенному плану (слайд № 2). (Спросить 2-3 человек).

III этап. Актуализация знаний.
Время: 3 минуты.
Цель: развивать навыки и приемы работы с художественным текстом.
Использование ЦОР: нет
Пока идет опрос учащихся по домашнему заданию, двум ученикам предложить карточки с вопросами:

  • Что говорит Мцыри о месте, где он вырос? (цитаты из текста).
  • К чему стремится Мцыри? (цитаты из текста).

(слайд № 3).

IV этап. Основной этап.
Время: 30 минут.
Цель: характеристика образа Мцыри.
Использование ЦОР: объект № 2 (N 204209), № 3 (N 204568), № 4 (N 204551).

Вывод из предыдущих этапов урока.
Учитель: ребята, скажите, может ли Мцыри соединить жизнь в монастыре и свои стремления? Для ответа на этот вопрос заполните пропущенные в схеме места (слайд № 4).

Учитель: из всего сказанного выше давайте запишем идею нашего сочинения. Ваши предложения (слайд № 5).

Учитель: сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно со статьей, которая лежит у вас на партах (предварительно раздать учащимся) «О поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Ваша задача: кратко законспектировать основные положения статьи. И сделать вывод о композиции поэмы (слайд № 6). Объект № 2. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/2fdf3a9f-703b-4be8-9f3c-e6e778b485c6/view/

Учитель: такова композиция поэмы, теперь давайте построим композицию нашего сочинения (слайд № 7).

  • Вступление.

Учитель: что вы будете писать во вступлении? («Мцыри» - романтическая поэма). Давайте вспомним, что предполагает такое направление, как «романтизм» (слайд № 8).  

  • Основная часть.

Учитель:
А) на что вы обратите свое внимание при написании основной части сочинения?
Б) посмотрите, пожалуйста, на слайд № 9 (объект № 3), http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ff7e8687-b153-412a-becb-f87e91ba6f05/view/ на нем изображена Крестовая гора, где происходило действие, описанное в поэме. Какое впечатление произвела на вас эта картина? Что вы чувствуете, когда смотрите на нее? (на картине изображена мощная вольная природа, она родственна душе героя, а он вынужден томиться в монастыре).
В) скажите, с помощью чего художник достиг того, чтобы у каждого, кто посмотрит на картину, вызвать эмоции?
Г) а у писателя нет палитры красок, но когда мы читаем поэму, она тоже вызывает у нас эмоции, производит на нас впечатление. С помощью чего автор добивается этого? (с помощью изобразительно-выразительных средств языка).
На прошлом уроке вы разделились на 4 группы. Задача каждой группы – найти в тексте заданные изобразительно-выразительные средства языка и раскрыть их роль в создании образа главного героя. Выступление групп.
1 группа – эпитеты;
2 группа – метафоры;
3 группа – олицетворения;
4 группа – сравнения (слайды с 9 по 18).
Вывод: мы с вами рассмотрели изобразительно-выразительные средства, используемые М.Ю. Лермонтовым для  создания эмоционального настроения у читателя.
3. Заключение.
Учитель: у нас с вами остался последний этап в написании сочинения. Какие выводы мы должны с вами прописать в нашей работе?
Посмотрите, пожалуйста, на слайд № 19, скажите, какая сцена из поэмы изображена на ней? Почему автор избрал для выражения чувств Мцыри форму исповеди? (объект № 4) http://school-collection.edu.ru/catalog/res/e83cf302-76a0-4f70-9eda-651dbb963cdc/view/
Давайте посмотрим, как толкуется слово «исповедь» в словаре (слайд № 20)
Как вы думаете, какое из этих определений подходит к нашей теме и почему?
Вывод: М.Ю. Лермонтов избрал форму исповеди для выражения чувств Мцыри, потому что герой откровенно признается в своих сокровенных мыслях, которые долгие годы таились в его душе. В исповеди передается взволнованность и эмоциональность речи рассказчика. С ее помощью более ярко раскрывается трагичность судьбы Мцыри.
Учитель: ребята, вы уже знаете, что всякий ответ, тезис в сочинении необходимо подтверждать цитатами из текста. Давайте запишем в тетради правила цитирования.
1. Цитаты необходимо заключать в кавычки.
2. Стихотворная цитата из двух и более строк, написанная с соблюдением строфы пишется без кавычек.
3. При пропуске слов в цитате ставится многоточие.

V этап. Закрепление, подведение итогов урока.
Время: 5 минут.
Цель: контроль за усвоением материала. Подведение итогов работы, формулировка итоговых выводов.
Используемые цифровые ресурсы: нет
Итак, сегодня на уроке мы с вами еще раз вспоминали все, что изучили по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри», проговаривали план деятельности при написании сочинения. Дома я предлагаю написать вам сочинению на одну из предложенных тем:

  • Образ Мцыри.
  • Какую роль играют картины природы в раскрытии образа Мцыри?
  • Почему Мцыри не нашел пути на Родину?

Выставление оценок работающим в течение урока учащимся.

 

Литература

  • Литература. 8 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч.; под ред. В. Я. Коровиной. – М., Просвещение, 2007.
  • Н.В. Егорова. Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Москва, ВАКО, 2007.
  • П.Е. Заболотский. Портрет М.Ю. Лермонтова (№ 204208). Поставщик ИОЦ "Мнемозина" - ЦОР
  • Иллюстрация к поэме "Мцыри". Художник Л. О. Пастернак. (Исповедь Мцыри) (N 204551). Поставщик ИОЦ "Мнемозина" - ЦОР
  • Учебная статья "О поэме М. Ю. Лермонтова "Мцыри" (N 204209). Поставщик ИОЦ "Мнемозина" - ЦОР
  • Репродукция картины М. Ю. Лермонтова "Вид Крестовой горы" (N 204568). Поставщик ИОЦ "Мнемозина" - ЦОР

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Редактор журнала

Фото пользователя Екатерина Викторовна Якушина
Екатерина Викторовна Якушина


Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн