Официальный сайт circ-a 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Козлова Т.П. Разработка урока по литературе для 3 класса по теме Н.М. Артюхова «Трудный вечер»

Автор: 
Козлова Тамара Павловна
Место работы: 
учитель начальных классов I квалификационной категории МОУ «СОШ №11» г. Ноябрьска ЯНАО Тюменской области

 

Разработка урока по литературе для 3 класса по теме Н.М. Артюхова «Трудный вечер»

 

Предмет: Литературное чтение.

Класс: 3.

Система: УМК «Гармония».

Технология: Критическое мышление.

Учебник: Кубасова О. В. Любимые страницы. Учебник для 4 класса по литературному чтению. В 4 частях. Часть 3. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005.

Тема: Н.М. Артюхова «Трудный вечер».

Тип урока: сообщение новых знаний.
Оборудование: индивидуальные карточки с вопросами, пословицами и поговорками, учебники, компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация.

 

Цели:

  • Использовать приёмы технологии критического мышления, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность учащихся, умение анализировать, выделять главное, сравнивать, сопоставлять; совершенствовать навык чтения, повышать литературную образованность на примере рассказа Н. М. Артюховой «Трудный вечер».
  • Создавать условия для формирования учебно-информационных умений (работа с учебником, с пословицами, афоризмами); создавать условия для формирования умений и навыков общения, взаимодействия при работе в парах и группах.
  • Создавать условия для формирования нравственного облика учащегося (доброты, чуткости, внимания, любви к ближнему).

 

 

Основные этапы урока.
Цели этапа

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

Методические приемы и педагогическая деятельность

Умения,
формируемые у
учащихся

ВЫЗОВ
1. Актуализировать имеющиеся знания.
2. Побудить интерес к получению новой информации.
3. Побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
4. Организовать обмен мнениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 1.
На доске афоризм: «Слово живёт тогда, когда ты открываешь его тайну».
Прочтите афоризм, который является эпиграфом к уроку, и определите его задачу.

Будем открывать тайну слова, читать осознанно критически оценивать прочитанное.

Класс разделен на три команды:
1 команда: «Жизнь дана на добрые дела»;
2 команда: «Делать добро спеши»;
3 команда: «Добро
творить – себя веселить».
Работа с афоризмами.

Обогащение словарного запаса.

I. Поскольку мы будем много читать, и размышлять, подготовимся для этого.
Слайд 2.
1. Читайте сначала плавно по слогам, затем − целыми словами.

Чтение слов:
КО-МАН-ДИ-РОВ-КА
КОМАНДИРОВКА
ПРО-МЕЛЬК-НУЛ
ПРОМЕЛЬКНУЛ
ЗА-БРО-ШЕН-НЫЙ
ЗАБРОШЕННЫЙ
РАЗ-БЕ-ЖАВ-ШИ-Е-СЯ
РАЗБЕЖАВШИЕСЯ

Работа в парах (чтение за диктором – один ученик читает, второй повторяет за ним).

Совершенствование навыков чтения, безошибочное чтение.

Слайд 3.
2. Читайте правильно.

Чтение слов:
ГРУСТНО, СКУЧНО

Слайд 3.
3. Читайте правильно.

Чтение слов:
ТОРОПИ−ТОРОПИЛИСЬ−ЗАТОРОПИЛИСЬ
РЕШИ−РЕШИТЕЛЬНО−НЕРЕШИТЕЛЬНО
ПЛЕТИ−ПЕРЕПЛЕТИ−ПЕРЕПЛЕТАЯСЬ

Слайд 4.
4. Читайте внимательно.

Чтение слов:
СТАТЬ – СПАТЬ
ТЕПЕРЬ – ТЕРПЕТЬ
ПОЛЕЖАЛИ – ПОБЕЖАЛИ
ОТОРВАЛСЯ – ОТОЗВАЛСЯ
СПРОСИЛ – СБРОСИЛ
КАЗАЛОСЬ − КАСАЛОСЬ

Слайд 5.
II. Растолкуйте слова.

Чтение слов и их толкование:
КОМАНДИРОВКА служебное поручение, связанное с выездом куда-нибудь.
ЭСКАЛАТОР – вид подъёмника.
ШАЛЬ – долгий платок на плечи, двойной плат.
ЧУТКИЙ – 1. быстро и легко воспринимающий  что-нибудь органами чувств; 2. отзывчивый, сочувственный (чуткое отношение к людям, чуткая душа).
ЧУТКОСТЬ – свойство чуткого человека, тонкость чувств.

Коллективная работа.

Расширение словарного запаса, совершенствование устной речи.

Слайд 6.
III. О чем будет текст? Выскажите свои предположения по ключевым словам: командировка, береги, папа, сын, мама, чуткий, усталая.

Выслушиваются предположения 2-3 учащихся.

Работа в командах
с ключевыми словами.

Развитие речи учащихся.

Составьте 1-3 предложения, связанные по смыслу, используя ключевые слова.

Выслушиваются различные точки зрения.
На протяжении всей работы над рассказом ведется сопоставление с предположительным текстом.

Прием − антиципация (прогнозирование по ключевым словам).

Умение выделять главное, составлять связный рассказ на основе ключевых понятий.

ОСМЫСЛЕНИЕ
1. Организовать получение информации на основе приема чтение с остановками, тонких и толстых вопросов.
2. Обменяться мнениями по проблеме. (Мнение каждого ученика ценно!)
3. Поддерживать познавательный интерес.
4. Отследить степень активности учащихся на различных этапах работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 7.
Вспомните, над каким разделом мы продолжаем работать?

Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

Коллективная работа, индивидуальная работа (самооценка, самоанализ).

Расширение словарного запаса, совершенствование устной речи.

Откройте учебник на странице 58, прочтите название рассказа, узнайте имя автора.

Н.М. Артюхова «Трудный вечер».

Работа с заголовком, текстом, иллюстрацией.

Умение ориентироваться в книге.

С какими произведениями Н.М. Артюховой мы знакомились ранее?

«Трусиха».

Коллективная работа.

Развитие мыслительной деятельности.

Какова особенность её рассказов?

Доброта, чуткость, внимательность.

Совершенствование устной речи. Формирование нравственных качеств.

Прочитайте первый абзац текста на странице 58-59. Оправдались ли наши предположения?

Ответы учащихся.

Прием-чтение с остановками.

Умение искать информацию, систематизировать её в идее логической схемы.

Вопрос.
− Почему мама тянула Алёшу?
Просмотрите текст на странице 59 (до конца) и на странице 60 (1 абзац), и отметьте карандашом кому принадлежат слова, приготовьтесь к инсценированию.

Ответы учащихся.

Тонкие и толстые вопросы.
Ромашка Блума.
Подготовка к инсценированию.

Получение новой информации, умение много и хорошо говорить, развитие мыслительной деятельности.. Воспитание ответственности не только за себя, но и за других.

Каких персонажей вам предстоит разыграть?

Папу, маму, сына.

Инсценирование фрагмента.

Выясним, как оправдались наши предположения.
Вопросы.
− Почему, когда Алеша был на руках у папы, ему всё вдруг стало неинтересным?
− Отчего папины глаза смотрели грустно?
− Понял ли Алёша, что такое «командировка»?
− А как вы думаете сколько лет Алеше?
− Почему?
− А почему длинная командировка − это беда?

Ответы учащихся.

Работа в командах.

Получение новой информации, эмоциональное развитие.

Слайд8.
− Как связана эта пословица с нашим выводом?

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Коллективная работа.

Умение анализировать, делать выводы.

− А что же понял Алёша по-вашему?
− Какой наказ дал отец сыну?
− А понял ли этот наказ сын?
− Почему рельсы, убегающие вдаль серебряные?
− Зачем писательница использует однокоренные глаголы?
− Как оправдались наши предположения?
− А как в дальнейшем будут развиваться события? Читаем, страница 60-61.
− Как поменялось настроение Алеши?
− Что хотелось сказать ему маме?
− Почему мама не ответила, когда сын её окликнул?
− А почему она заснула?
− Отчего Алеше стало страшно?
− Почему он вдруг раздумал плакать?

Ответы учащихся.

Работа в командах.

Умение наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать цепочку рассуждений, выделять главное.

− Какие черты характера он проявил? Докажите.
− Верно, ли поступает мальчик?
− Почему 1 и 2 абзацы начинаются с одинаковых слов?
− Отчего мама улыбалась во сне?

Ответы учащихся.

Коллективная работа.

Умения высказывать предположения, аргументировать свой ответ.

РЕФЛЕКСИЯ
1. Организовать осмысление полученной информации.
2. Организовать обмен мнениями по изученной проблеме.
3. Побуждать учащихся к расширению информационного поля.
4. Организовать самооценку усвоения знаний по теме.

Слайд9.
Какова главная мысль рассказа?
2008 год Президент РФ объявил годом семьи, как вы думаете почему?
Вопросы для команд.
1 команде.
Чему научил вас этот рассказ?
2 команде.
Как вы думаете, каким человеком вырастет Алеша?
3 команде.
Почему рассказ назван «Трудный вечер»?

Ответы учащихся.

Творческие вопросы.
Работа в командах.

Умение выделять главное.

Слайды10, 11, 12, 13, 14.
Составьте синквейны на тему:
1 команде «Сын»;
2 команде «Отец»;
3 команде «Мама»;
всем командам «Семья».

1 команда. «Сын»
Чуткий, догадливый.
Вертел (головой), прикрыл (маму), уснул.
Красив тот, кто красиво поступает.
Умник.
2 команда. «Папа»
Умный, добрый.
Уезжает, заботится, грустит.
Своя семья – самые верные друзья.
Друг.
3 команда. «Мама»
Усталая, заботливая.
Тянула, согрела, заснула.
При солнышке тепло, при матери добро.
Солнышко.
Все. «Семья»
Крепкая, дружная.
Помогают, заботятся, любят.
В семье лад – не нужен и клад.
Счастье.

Синквейн.

Умение оценивать самого себя, сознаваться в том, что получается или не получается. Целостное осмысление, обобщение полученной информации, собственное отношение к изучаемому материалу.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Закрепить полученные знания по произведению Н.М. Артюховой «Трудный вечер».
2. Предоставить возможность выбора задания посильного уровня сложности, как для сильного, так и для слабого.

Слайд15.
I. Напишите эссе (сочинение-размышление) на тему: «Чуткий человек, это какой?»
Используйте:
1. Рассказ Н.М. Артюховой «Трудный вечер».
2. Собственный жизненный опыт.
3. Справочную, энциклопедическую литературу.
Или
II. Прочитайте рассказ Н.М. Артюховой «Трудный вечер», и ответить на вопросы на странице 60.

 

Дифференцированные задания по выбору учащихся.
Эссе (сочинение-размышление).
Ответы на вопросы.
Работа с дополнительной литературой.

Умение работать с дополнительной литературой, добывать знания самостоятельно, выделять главное, существенное.

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Редактор журнала

Фото пользователя Екатерина Викторовна Якушина
Екатерина Викторовна Якушина


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн