Вы не зарегистрированы

Авторизация



Знакомство с буквой М

Фото пользователя Людмила  Дмитриевна Носенко
Submitted by Людмила Дмитриевна Носенко on Wed, 16/06/2010 - 18:34
Данные об авторе
Автор(ы): 
Носенко Людмила Дмитриевна
Место работы, должность: 
МОУ гимназия №1 г. Красный Сулин Ростовской области
Регион: 
Ростовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
1 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

Цели: Образовательная: формировать навык чтения прямого слога. Воспитательная: прививать навыки культурного общения. Развивающая: способствовать становлению учебной деятельности.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

Журова Л.Е., Евдокимова А.О. Букварь: 1 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – М.: Вентана-Графф, 2008. – 160 с.: ил. – (Начальная школа XXI века).

Используемая методическая литература: 

Евдокимова А.О., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. Грамота: 1 класс: Методический комментарий.- М: Вентана-Графф.

Используемое оборудование: 

мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска (по возможности) 

Используемые ЦОР: 

презентация Power Point 

Краткое описание: 
Сочетание материальной, речевой и умственной форм действий на уроке позволит учителю эффективно реализовать деятельностный подход в обучении, способствовать становлению учебной деятельности и формированию универсальных учебных действий.

     

Сценарий мультимедийного урока

 

 1.                  Организационный момент. Актуализация знаний. Постановка проблемной ситуации.

- У меня в руках книга В. Берестова «Читалочка». Как вы думаете, для кого и о чем может быть эта книга? (Ответы детей). Давайте проверим наши предположения.

Учитель раскрывает книгу и начинает читать стихотворение В. Берестова. Ребята договаривают нужные слова.

Ель, топор, лопата, руки –
В каждом слове слышим… (звуки).
Звуки эти разные –
… (гласные, согласные).

- Мы с вами уже выучили все гласные звуки. Сколько их? (6). А сколько букв, обозначающих гласные звуки? (10) Кто из вас сможет найти в кассе букв и показать эти буквы?

Один ученик работает с кассой букв. Одновременно учитель проводит игру «Угадай-ка». (Можно начать загадывать учителю, а продолжить – ученикам, по желанию).

- Давайте вспомним все гласные звуки. Я буду называть их очень тихо, без голоса, а вы по артикуляции, движению губ попробуйте отгадать и произнести эти звуки вслух. (А, О, У, Э, Ы, И).

- Почему вы считаете, что это гласные звуки? (Гласные звуки мы произносим голосом, не встречаем преграды во рту).

           

Проверка выполнения задания: буквы, обозначающие гласные звуки.

-  Итак, мы с вами знаем ВСЕ 6 гласных звуков и 10 букв, которыми они обозначаются на письме. Давайте попробуем прочитать слово, которое здесь написано? (Слайд 2).

-  Почему вы не можете прочитать, ведь все гласные звуки здесь указаны? (Недостает букв, обозначающих согласные звуки).

-  Вы правы. Хочу только уточнить: не хватает одной и той же буквы. А какой? Может, стихотворение В. Берестова нам поможет?  Давайте почитаем дальше: 

Дружат гласная с согласной,
Образуя вместе … (слог).

Ма и ша, а вместе – … (Маша)

К нам явились на урок.

- Откройте «Букварь» на с. 62. Сравним разворот вашего учебника с изображением на экране (Слайд 3). Увеличим нужное изображение.

Учитель щелкает на рисунок по гиперссылке  открывается Слайд 4.

 

2.                  Звуко-буквенный анализ слов Маша, Миша.

- Рассмотрим  схему под рисунком девочки. Как ее зовут, вы уже знаете? (Маша). Произнесем слово Маша, выделяя первый звук  (М-маша).

- Какой это звук? (согласный, твердый) Какой фишкой обозначим этот звук? (синей).

 

Ребята выкладывают на партах синюю фишку. Учитель на Слайде 4  щелкает в первой клетке схемы, выбирает кружок синего цвета и щелкает по нему. Клетка окрашивается в синий цвет.

 

Аналогичная работа проводится с остальными звуками этого же слова, а также  слова Миша.

 

3.                   Знакомство с буквой М.

- Назовем еще раз первые звуки слов. На схемах они обозначены треугольниками.

- Знаете ли вы, как на письме обозначаются звуки [м] и [мь]?

 

Учитель знакомит ребят с буквой М (м). Ребята находят ее в кассе букв и слогов. Учитель приглашает к доске двух ребят и предлагает им взяться за руки. Стоя рядом,  они изобразили  букву М.  

 

- На что еще похожа буква М? (ответы детей и работа со Слайдами 5-6):

Ребята рассматривают разное начертание буквы М.

Вот качели – буква М!

Здесь качаться можно всем! (Е. Тарлапан) 

Учитель показывает на доске, как пишется печатная буква М(м). Несколько учеников пишут ее на доске.

Вопросы к Слайду 6:

- Что, по-вашему, обозначает буква М на этом фото? (слово «метро»).

Строчки из  стихотворения А. Шибаева читает учитель или хорошо читающий ученик.

 

- Кто из вас узнал город на фото? (Москва). Что это за город? (Это столица нашей Родины). Назовите первый звук в этом слове. С какой буквы пишется его название? (С заглавной буквы М). Почему с заглавной?

 

4.                  Сопоставление звуков слов Маша и Миша (переход на Слайд 4 по гиперссылке).

- Чем слова Маша и Миша похожи и чем отличаются друг от друга? (и в том, и другом слове первая буква М, третий и четвертый звуки в этих словах одинаковые, то и другое слово – имена людей: отличаются эти слова одной буквой (и-а), но двумя звуками ([м] –  [мь], [и] –   [а])

- Назовите свои слова со звуками [м] и [мь].

 

5.                  Физминутка.

Вышли мышки как-то раз

Посмотреть который час.

Раз, два, три, четыре -

Мышки дёрнули за гири.

Тут раздался страшный звон.

Побежали мышки вон.

Можно повторить физминутку, поменяв слово «мЫшки» на «мИшки».

 

6.                  Выполнение задания на с.33  рабочей тетради «Я учусь писать и читать»: закрасить части рисунка с буквой М.

- Что у вас получилось?  (машина). Где стоит буква М в слове «машина»? (в начале слова).

Задание для тех, кто первыми справился с работой (по желанию): с помощью фишек провести звуковой анализ слова «машина».   

 

7.                  Обучение способу чтения прямого слога. (Слайды 8-9 заменяют пособие «окошки»).

                                       

а) учитель на  Слайде 8 щелчком мыши выделяет буквы, обозначающие гласные звуки, ребята называют их хором;

б) учитель объясняет, перед какими гласными согласный звук читается твердо, а перед какими – мягко;

в) на Слайде 9 щелчком мыши учитель (возможно, с привлечением учащихся) выделяет буквы гласных (триггеры), ученики читают появляющиеся на слайде прямые слоги. Договорить  слоги до целого слова:  

МУ - (муха, муравей, музыка…)

МО - (молоко, мох…)

МА - (машина, майка, мама…)   и т.д.

Образец комментирования для тех, кто начинает осваивать способ чтения прямого слога: «Буква а – читаю твердо: ма. Буква я – читаю мягко - мя».

 

8.                   Чтение слов и предложений.

На Слайде 2 учитель вписывает 2 буквы М. Чтение слова «мама».

- Мама – самое дорогое слово. Это первое слово, которое произносит маленький ребенок. Давайте соберем необычный букет для наших мам! Представьте, что каждый прочитанный вами слог – это цветок для вашей мамы.

  Синхронное хоровое чтение слов и предложений  по структурированным для слогового чтения Слайдам 9-10. После чтения каждого слога на экране появляется цветок.

                  

              



 

Примерные задания при работе со словами.

1.                  Чтение слов по слогам.

2.                  Определить, что общего во всех  записанных словах (буква м, обозначает твердый звук).

3.                  Прочитать слова, в которых по одному (по два) гласных звука.

4.                  Прочитать слово, в котором звуков больше, чем букв и др.

 

         Слайд 11 – коллаж из фотографий мам учащихся класса.  Все «собранные» ребятами цветы украшают мамины фотографии.

 

9.                  Физминутка «Помощники»:

Дружно помогаем маме,

Мы белье полощем сами.

Раз, два, три, четыре -

Потянулись, наклонились,

Хорошо мы потрудились.

(3 раза)

 

10.              Чтение по учебнику стихотворения Г. Виеру хорошо читающими детьми по учебнику (с. 62). 

 - Какие буквы знает бык? А кот?

 

11.              Выделение из множества его частей. Составление словосочетаний с местоимениями моё, моя, мой, мои.

 

На Слайде 2 учитель щелкает по нужному заданию и укрупняет его (переход на Слайд 11 по гиперссылке).

 

Примерные задания:

1)      Покажите и назовите каждый предмет, расположенный на нижней строке (платье, ведро).

2)      Покажите и назовите предметы одежды.

3)      Определите, в названиях каких предметов есть звук [м]. (майка)

4)      Прочитайте слова, написанные в столбике, слева от картинок; назвать предметы, к которым подходит слово моя.

5)      Вспомнить и назвать другие предметы, к которым подходят слова: моя, моё, мой, мои.

 

12.              Чтение по учебнику стихотворения В.Орлова «Кто кого» (цепочкой).

Для чтения по ролям на Слайде 12  слова каждого из ребят выделены своим цветом (возможен переход со Слайда 2 по гиперссылке).

- Случалась ли с вами похожая ситуация? Что помогло мальчикам быстро помириться? (умение прощать мелкие обиды).

 

13.              Выполнение заданий в рабочей тетради.

 

14.               Рефлексия.

     - Что нового вы узнали на уроке?

     - Что вас порадовало, а что огорчило?

     - В чем вы испытывали затруднения?

 

 

 

Прикрепленный файлSize
Копия Буква М.pps1.29 MB

»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Елена Николаевна Макарова

На: Знакомство с буквой М


Как можно скачать Ваш урок?

Helen



МУРАВЕЙНИК. Сообщество учителей начальных классов Ростовской области