Распознавание падежей имён существительных. Несклоняемые имена существительные.
Submitted by Ольга Викторовна Сорокина on Tue, 08/02/2011 - 18:37
1.Организация класса, оформление тетрадей
- Мозговая гимнастика: «Ленивые восьмёрки для письма», «Энергетическая зевота», «Слон». (См. Журнал Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы №3.2002)
- Садитесь, проверьте свою посадку и запишите сегодняшнее число с доски.
2.Постановка учебной задачи.
Постановка учебной задачи.
Устная работа
– Что надо знать и уметь, чтобы правильно определять падеж имени существительного? (Уметь поставить вопрос от одного слова к другому, знать вопросы и предлоги каждого из падежей.)
- Есть ли в русском языке имена существительные, которые не склоняются?
- Сегодня на уроке мы узнаем ответ на этот вопрос.
- Что будем делать? ( Определять падеж выделенных существительных)
Устная работа по «цепочке»:
- Вызванный ученик читает предложение с выделенным словом и рассуждает: сорвался откуда? с чего? с кочки - родительный падеж;
- Вызванный ученик читает предложение с выделенным словом и рассуждает:
с кочки куда? на что? на кочку – винительный падеж;
- Вызванный ученик читает предложение с выделенным словом и рассуждает:
шевелится где? под чем? под ногами – творительный падеж;
- Вызванный ученик читает предложение с выделенным словом и рассуждает:
кинулся куда? во что? в лес – винительный падеж;
Вызванный ученик читает предложение с выделенным словом и рассуждает:
ходит где? по чему? по болоту – дательный падеж.
Вывод: - Что мы сейчас делали? (Определяли падеж имён существительных)
- Как мы определяли падеж существительного в предложении? (Находили слово, к которому относится имя существительное, и ставили от него вопрос. По вопросу и предлогу определяли падеж.)
- При выполнении подобных заданий будем пользоваться этой справочной
таблицей на доске.
4.Письменные ответы на вопросы. Распознавание падежей
Ученики в тетради над словом указывают названный падеж.
Вывод: - Что мы сейчас делали? (Определяли падеж имён существительных)
5.Словарная работа
-Прочитайте то, что записано на карточке (1-2 секунды показываю и убираю карточку).
- Что прочитали? (Шасэ) (опрос 4-5 человек)
- Проверьте (4 секунды повторный показ карточки и снова убираю).
- Произнесите слово так, как оно написано (Шоссе) (опрос 4-5 человек).
- Запишем это слово в тетрадь.
- Составьте с этим словом предложение (Я иду по шоссе)
- Запишите это предложение.
Я записываю предложение на доску.
- Проверьте, так ли у вас записано?
- Определите падеж словарного слова (Иду где? по чему? по шоссе - дательный)
- Второе предложение с этим словом составьте так, чтобы это слово употреблялось в именительном падеже (Шоссе соединяет Санкт-Петербург и Москву).
- Запишите это предложение.
Я записываю предложение на доску.
- Проверьте, так ли у вас записано?
- Сравните написание словарного слова в первом и втором предложениях (Слово пишется одинаково в дательном и именительном падежах)
Вывод: - Какое новое словарное слово запомнили? (Шоссе)
6.Наблюдение над несклоняемыми именами существительными. Самостоятельная работа
Вызванный ученик читает задание упражнения № 116.
- Что будем делать? (Писать словосочетания, раскрывая скобки и изменяя, где нужно, окончания существительных)
- Выполняем самостоятельно в тетради.
- Кто выполнил упражнение, поднимите руку.
- Какую часть слова изменяли при склонении? (Окончание)
- Выделите окончания имён существительных (Музыку - окончание у; радио – окончание – о; из автобуса – окончание а; из метро – окончание о; по шоссе – окончание е; по переулку – окончание у; без шапки – окончание и; без пальто – окончание – о; из театра – окончание а; из кино – окончание о)
- Сравните с учебником, все ли имена существительные изменили свои окончания? (Нет)
- Вызванный ученик читает эти слова (Радио, метро, шоссе, пальто, кино.)
- Как называются такие слова прочитает Никита на стр. 56
7.Итог урока
- Что нового узнали на уроке? (Есть имена существительные, которые не склоняются.)
8. Домашнее задание
- Откройте дневники и запишите домашнее задание: упражнение № 114.
- Урок окончен. Ученики наводят порядок на парте и встают.