Вы не зарегистрированы

Авторизация



НЕМЕТАЛЛЫ

Submitted by Нина Ивановна Пушкарева on пн, 08/06/2009 - 09:06
Данные об авторе
Автор(ы): 
Пушкарева Нина Ивановна
Место работы, должность: 
МОУ средняя общеобразовательная школа №9 округа Муром, учитель химии
Регион: 
Владимирская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Химия
Цель урока: 
Цели: систематизировать и развить представления учащихся об особенностях строения атомов и свойств неметаллов. Совершенствовать умения учащихся анализировать, обобщать, делать выводы. Развивать у учащихся умения работать в группах, вести диалоги, коммуникативных способностей. Совершенствовать навыки химического эксперимента.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

О.С.Габриелян "Общая химия. 11 класс"

Используемая методическая литература: 

Учебно-методический комплекс О.С.Габриеляна

Используемое оборудование: 

Оборудование:  периодическая таблица, ряд электроотрицательности, таблица распространенности хим. элементов в земной коре, таблица-ватман и рисунок «биологическая роль неметаллов», на закрытой доске ответы теста, план урока, набор реактивов для семи групп и инструктивные карточки, модели и таблица «кристаллические решетки» . девиз урока.

Краткое описание: 
1. Вводное слово учителя (беседа) 2. Изучение нового материала (беседа, работа по вариантам, работа с учебником, эксперимент) а) положение неметаллов в периодической системе б) строение атомов неметаллов в) билогическая роль неметаллов г) физические свойства неметаллов д) химические свойства неметаллов 3. Закрепление (беседа, тест) 4. Выводы 5. Домашнее задание

                                        УРОК   НЕМЕТАЛЛЫ

                                               11 класс.  2 часа

 

Цели: систематизировать и развить представления учащихся об особенностях строения атомов и свойств неметаллов.

          Совершенствовать умения учащихся анализировать, обобщать, делать выводы.

           Развивать у учащихся умения работать в группах, вести диалоги, коммуникативных способностей.

           Совершенствовать навыки химического эксперимента.

 

Оборудование:  периодическая таблица, ряд электроотрицательности, таблица распространенности хим. элементов в земной коре, таблица-ватман и рисунок «биологическая роль неметаллов», на закрытой доске ответы теста, план урока, набор реактивов для семи групп и инструктивные карточки, модели и таблица «кристаллические решетки» . девиз урока.

 

                                          Ход урока.

 

ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ.

Начинаю урок отрывком из стих. Щипачева « Читая Менделеева».

-другого ничего в природе нет

Ни здесь, ни там, в космических глубинах:

Все – от песчинок малых до планет –

Из элементов состоит единых.

 

?Вопрос: как эти строки связаны с прошлым и сегодняшним уроками?

 Предполагаемый ответ: речь идет о структурных частицах вселенной – атомах хим. элементов, они делятся на металлы и неметаллы. Металлы уже изучены на прошлых уроках, значит сегодня изучаем неметаллы.

Сформулируйте цели и план урока!

Предполагаемый ответ:  изучить неметаллы по плану 1. неметаллы - хим. элементы ( особенности строения атомов, расположение в период. Таблице, закономерности изменения  свойств, распространение в природе. Биологическая роль).

2.неметаллы – простые вещества ( строение, физические и химические свойства, получение, применение). 3. соединения неметаллов – на следующем уроке.

Сообщаю какими методами и приемами будем работать: с учебником. В парах. По вариантам, тест, эксперимент и т.д.

 

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

 

  1. неметаллы- хим. элементы.

 

Задание: среди электронных схем строения атомов найдите неметаллы и чем вы руководствовались при этом. 

Предполагаемый ответ: у неметаллов большее число электронов на последнем уровне, они являются р-элементами, малый атомный радиус, они будут окислителями.

Охарактеризуйте положение неметаллов в периодической таблице.

Предполагаемый ответ: в верхнем правом углу, в главных подгруппах 4-8 групп.

Вопрос: какие закономерности наблюдаются в изменении свойств по периоду( первый вариант) и по подгруппе ( второй вариант)

Предполагаемый ответ: по периоду увеличивается число электронов на последнем уровне и, следовательно, окислительные свойства, по подгруппе увеличивается атомный радиус и окислительные свойства уменьшаются.

Задание. Из всего сказанного какое определение неметаллам вы бы дали?

В ходе беседы формулируем наиболее общее определение. Сравните его с определением учебника на стр.227.

Вопрос: все ли неметаллы соответствуют этому определению? Почему?

Предполагаемый ответ: нет, не все-инертные, так как у них последний уровень завершен.

Сообщение про инертные элементы ( или самостоятельная работа с учебником на стр. 227).

Задание. Используя таблицу распространенности хим. элементов, расскажите о распространении неметаллов.

Сообщение « неметаллы в живых организмах и их биологическая роль».

 

  1. Неметаллы – простые вещества

Работа в группах по инструктивным карточкам 10-12 минут и делаются выводы          ( инструкт. карточки прилагаются). Правила работы в группах. Гимнастика для глаз.

Выводы.

Группа 1. в простых веществах неметаллах ковалентная неполярная связь, хотя учавствовать могут как 2 атома ,так и  4 атома и больше.  Они могут образовывать два типа кристаллических решеток – молекулярную и атомную.

Группа 2. простых веществ неметаллов больше, чем химич. элементов неметаллов, так как широко распространено явление аллотропии. Причина – разное число соединяющихся атомов и разная их группировка.

Группа 3. неметаллы разнообразны по цвету, агрегатному состоянию, растворимости в воде и органических растворителях и т. д. причина- разное их строение.

Группа 4. неметаллы легко вступают в реакцию с металлами, хотя скорость и условия  реакций различна. При этом проявляют окислительные свойства. Наиболее активны галогены, кислород и сера.

Группа 5. неметаллы взаимодействуют друг с другом, при этом неметаллы с наибольшей электроотрицательностью – окислители, с наименьшей – восстановители.

Группа 6. неметаллы реагируют с органическими веществами такими как алканы, алкены и т.д.

Группа 7. неметаллы реагируют и со сложными неорганическими веществами.

 

ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

Почему водород имеет двойственное положение в периодической таблице?

Небольшой тест со взаимопроверкой

 

ВЫВОДЫ. ОЦЕНКИ.

  

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ стр.226- 236, упр. 1-4 устно, 5 (1-5) письменно, для желающих 15.

 

 

 

 

 

 

 

Инструктивная  карточка №3  к лабораторному

опыту «Химические свойства неметаллов».

Цель:

1.Выяснить отношения неметаллов к сложным

органическим веществам и их роль в реакциях.

Ход работы:

1.Вспомните отношение органических веществ к

кислороду.

2.Соберите прибор  для  получения  этанола,  для

этого в пробирку поместите 2 миллиграмма H2SO4,

1 миллиграмм этанола и несколько крупинок ШОз.

Закройте    пробирку    пробкой    с    газоотводной

трубкой и нагрейте в пламени спиртовки.

3.Выделяющийся  газ  пропустите  через раствор

бромной воды.

4.Убедитесъ, что раствор быстро обесцвечивает -

ся. Почему? Напишите уравнение реакции.

5.Скакими    органическими    веществами    могут

вступать неметаллы.

6. Сделайте вывод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инструктивная    карточка    к   лабораторному опыту «Аллотропия среди неметаллов».

Цели:

1. Обосновать знания о явлении аллотропия.

2.Выяснить причины этого явления.

3.Смоделировать        шаростержневые        модели аллотропных модификаций кислорода и озона.

Ход работы:

1.Вспомните, пожалуйста, что это за явление - аллотропия? Встречается ли  она у металлов? неметаллов? Приведите примеры.

2.В чём причина, на ваш взгляд, что один и тот же химический элемент способен образовать разные простые вещества?

З.Приведите    примеры    аллотропии,    в    основе которой лежат:

а) разное число атомов,;

б) разная кристаллическая решётка;

4.  Смоделируйте шаростержнвые модели молекул кислорода и озона.

5. попытайтесь ответить на вопрос: Почему галогены , в отличии от других неметаллов не образуют аллотропных модификаций?

6. Сделайте вывод о значении существования этого явления.

7.Если затрудняетесь, используете учебник на
странице 230.

 

Инструктивная карточка простых веществ к лабораторному опыту «Строение неметаллов». Цель:

1.Выполнить строение неметаллов: вид химической связи, кристаллической решётки. 2.0пределить строение графита, алмаза, фосфора, йода.

3. Смоделировать      шаростержневую      модель кристаллической решётки йода.

 Ход работы:

1.Определите сколько атомов принимает участие в образовании химической связи в молекулах фосфора, йода, кристаллах графита и алмаза?

2. Соединяются друг с другом атомы с одинаковой электроотрецательностью или разной? З.Какой вид химической связи образуют атомы данных неметаллов при образовании молекул и кристаллов?

4.Вспомните, какими физическими свойствами (температура плавления, агрегатное состояние) обладают данные неметаллы.

5.Сделайте вывод о типе кристаллических решёток этих неметаллов?

6. Смоделируйте        шаростержневую модель молекулярной кристаллической решётки йода.

7. Сделайте вывод.

8.В случае затруднения используйте учебник на страницах: 229 - 230.

 

 

 

 

 

 

 

 

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА К ЛАБОРАТОРНОМУ ОПЫТУ
» ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА НЕМЕТАЛЛОВ»

ЦЕЛИ:


1.ВЫЯСНИТЬ ОТНОШЕНИЕ НЕМЕТАЛЛОВ К ПРОСТЫМ ВЕЩЕСТВАМ – МЕТАЛЛАМ.

2.ДОКАЗАТЬ, ЧТО ОНИ ЯВЛЯЮТСЯ ОКИСЛИТЕЛЯМИ,

 

ХОД РАБОТЫ:


1. ВАМ ВЫДАНА СМЕСЬ СЕРЫ М ЦИНКА.

2.ЗАЖГИТЕ СПИРТОВКУ.

3.ВОЗЬМИТЕ НЕБОЛЬШУЮ ЩЕПОТКУ СМЕСИ И ОЧЕНЬ ОСТОРОЖНО ПОСЫПЬТЕ ЕЕ НА ОГОНЬ.

4.ЧТО НАБЛЮДАЕТЕ? ПОЧЕМУ?

5.ВНЕСИТЕ В ПЛАМЯ СПИРТОВКИ МЕДНУЮ ПРОВОЛОКУ И ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО СЕКУНД РАССМОТРИТЕ ЕЕ.

6.ЧТО НАБЛЮДАЕТЕ? ПОЧЕМУ?

7.СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД О РАЗЛИЧНОЙ СКОРОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НЕМЕТАЛЛОВ С МЕТАЛЛАМИ.

8.ДОКАЖИТЕ УРАВНЕНИЯМИ РЕАКЦИЙ ОКИСЛИТЕЛЬНУЮ СПОСОБНОСТЬ НЕМЕТАЛЛОВ