Вы не зарегистрированы

Авторизация



Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей.

Размещено: Елена Николаевна Шишина - чт, 25/06/2009 - 12:28
Данные об авторе
Автор(ы): 
Шишина Елена Николаевна
Место работы, должность: 
Муниципальное общеобразовательное учреждение " Средняя общеобразовательная школа №18" округа Муром, учитель химии
Регион: 
Владимирская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Химия
Цель урока: 
- образовательные: дать понятие о чистых веществах и смесях, классификации смесей, познакомить учащихся со способами разделения смесей; - развивающие: продолжать развитие речевых навыков, наблюдательности и умения делать выводы на основе демонстрационного и лабораторного эксперимента; - воспитательные: создать условия для воспитания желания активно с интересом учиться, работать над формированием у учащихся отношение к химии как возможной области будущей практической деятельности, работать над формированием безопасного обращения с оборудованием.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

О. С. Габриелян "Химия.8 класс"

Используемая методическая литература: 

Учебно- методический комплекс О.С. Габриеляна.

Используемое оборудование: 

Оборудование:

образцы смесей (железо с серой, песок с водой, сульфат меди (II) с водой, растительное масло с водой, гранит, сахар с водой, дюралюминий), стаканы с водой, алюминий, делительная воронка, магниты, лабораторные штативы, спиртовки, воронки, фильтры, стеклянные палочки, фарфоровые чашечки, спички.Мультимедийное оборудование. На столах у учащихся оборудование для лабораторного опыта «Разделение смесей», инструкции по выполнению лабораторного опыта, рабочие карты.

 

 

Краткое описание: 
I. Введение в тему (беседа). II. Изучение нового материала 1. Актуализация знаний о чистых веществах в форме беседы. 2. Классификация смесей (заполнение рабочей карты). 3. Способы разделения смесей (демонстрационный опыт, работа в группах, лабораторный опыт, заполнение рабочей карты, сообщение учащегося). III. Закрепление. IV. Итоги урока. V. Домашнее задание.

Цели урока:

-         образовательные: дать понятие о чистых веществах и смесях, классификации смесей, познакомить учащихся со способами разделения смесей;

-         развивающие: продолжать развитие речевых навыков, наблюдательности и умения делать выводы на основе демонстрационного и лабораторного эксперимента;

-         воспитательные: создать условия для воспитания желания активно с интересом учиться, работать над формированием у учащихся отношение к химии как возможной области будущей практической деятельности, работать над формированием безопасного обращения с оборудованием.

 

Оборудование:

образцы смесей (железо с серой, песок с водой, сульфат меди (II) с водой, растительное масло с водой, гранит, сахар с водой, дюралюминий), стаканы с водой, алюминий, делительная воронка, магниты, лабораторные штативы, спиртовки, воронки, фильтры, стеклянные палочки, фарфоровые чашечки, спички.

 Мультимедийное оборудование. На столах у учащихся оборудование для лабораторного опыта «Разделение смесей», инструкции по выполнению лабораторного опыта, рабочие карты.

 

Ход урока.

 

I.                    Организационный момент.

II.                 Введение в тему.

 

Девиз урока.

 

«Знания не проверенные опытом,

матерью всякой достоверности,

бесплодны и полны ошибок».

(Леонардо да Винчи)

 

Нет на карте белых пятен,

Вся Земля давно открыта,

Очень трудно жить на свете,

В наше время без открытий.

 

Попробуем и мы, ребята, разгадать тайны белых пятен, сделать для себя открытия.

Давайте вспомним, что изучает химия? (Вещества).

Посмотрите, что сегодня у вас на столах? Как вы думаете, вам выданы чистые вещества, или они с чем - то смешаны? (Нам выданы смеси).

Какова будет тема нашего сегодняшнего урока? (Чистые вещества и смеси).

Запишите в тетрадь тему сегодняшнего урока. Сообщение целей урока.

 

III.               Изучение нового материала.

1. Актуализация знаний о чистых веществах в форме беседы.

Чистыми называются вещества, которые обладают постоянными физическими свойствами. (Запись в тетрадь).

2. Классификация смесей.

Ребята, а в природе мы часто встречаемся с чистыми веществами? (Нет, чаще встречаются смеси веществ).

Перед вами гранит. Что это смесь или чистое вещество? (Смесь).

Как вы догадались? (Гранит имеет зернистую структуру, в нём заметны частицы кварца, слюды, полевого шпата.).

Вот эта мутная жидкость смесь воды и мела. Частички мела в смеси видны невооружённым глазом. Однако по внешнему виду не всегда можно догадаться, что перед вами смесь. Например, молоко кажется нам однородным, но под микроскопом замечено, что оно состоит из капелек жира, молекул белка, плавающих в растворе. Как вы думаете, дождевая вода является чистым веществом? А воздух? Перед вами два стакана с прозрачной жидкостью в одном вода, а в другом раствор сахара в воде. Частички сахара нельзя увидеть не только невооружённым глазом, но даже в самый сильный микроскоп. Таким образом, смеси бывают разными. На какие две группы можно разделить смеси по внешнему виду? (Однородные и неоднородные). Заполним схему в рабочих картах. А какие смеси называются неоднородными? (Неоднородными называют такие смеси, в которых невооружённым глазом или при помощи микроскопа можно заметить частицы веществ составляющих смесь.) Какие смеси можно назвать однородными? (Однородными называют такие смеси, в которых даже с помощью микроскопа, нельзя обнаружить частицы веществ, входящих в смесь.)

Дома. Вопрос 1 страница 85. Заполнить рабочую карту.

3. Способы разделения смесей.

Прежде чем начать описывать вещество и изучать его свойства, вещество необходимо очистить. Мы познакомимся с вами со способами разделения смесей. Некоторые из них знакомы вам из повседневной жизни и из курса биологии. Поэтому наша задача обобщить и систематизировать ваши знания о способах разделения смесей.

Демонстрационный опыт «Разделение смеси растительного масла и воды».

Перед вами смесь растительного масла и воды. Определите тип смеси. (Неоднородная). Сравните физические свойства масла и воды. (Это жидкие вещества нерастворимые друг в друге, имеющие разную плотность). Предложите способ разделения данной смеси. (Предложения детей). Этот способ называется отстаиванием. Его осуществляют с помощью делительной воронки. Заполним таблицу в рабочих картах «Способы разделения неоднородных смесей».

 

Название способа

На чем основан способ

Примеры смесей

1. Отстаивание

А) малорастворимые друг в друге жидкости с различной плотностью

Растительное масло с водой

 

Лабораторный опыт «Разделение смесей».

Теперь, ребята, обратите внимание на ваши рабочие места. Вам предложены смеси. Учащимся первого ряда железо с серой, второго ряда речной песок с водой, третьего ряда сульфат меди (II) с водой. Предлагаю вам поработать в парах. Ваша задача, определить, каким способом можно разделить выданную вам смесь и занести добытые в ходе опыта сведения в обобщающую таблицу. Для выполнения опыта воспользуйтесь инструкцией, которая находится у вас на столах. (Повторили правила техники безопасности при работе со спиртовкой.) Работа в парах 3 минуты.

Отчёты групп и заполнение обобщающей таблицы.

Первый ряд. Нам была предложена неоднородная смесь железа и серы. Эту смесь можно разделить отстаиванием, т.к. сера и железо - твёрдые вещества не растворимые в воде. Если высыпать эту смесь в воду сера всплывёт на поверхность, а железо утонет. Также эту смесь можно разделить с помощью магнита, т.к. железо притягивается магнитом, а сера нет.

Название способа

На чем основан способ

Примеры смесей

1. Отстаивание

б) твёрдые вещества нерастворимые в воде с различной плотностью

Железо с серой

2. Действие магнитом

Одно из веществ смеси способно притягиваться магнитом

Железо с серой

 

Второй ряд. Нам была предложена смесь песка с водой. Это неоднородная смесь. Мы разделили её фильтрованием.

Название способа

На чем основан способ

Примеры смесей

3. фильтрование

 Отделение жидкости от твёрдых нерастворимых в ней примесей; молекулы жидкости проходят через поры фильтра, а крупные частицы примесей задерживаются.

Речной песок с водой

 

Третий ряд. Нам был предложен раствор соли в воде. Это однородная смесь. Мы разделили её выпариванием. (Найдите таблицу «Способы разделения однородных смесей» в рабочих картах.)

Название способа

На чем основан способ

Примеры смесей

1. Выпаривание

Выделение твердого растворимого вещества из раствора, при нагревании вода испаряется, а кристаллы твёрдого вещества остаются.

Соль с водой

 

Каким оборудованием вы воспользовались?

Но существуют ещё способы разделения однородных смесей. Один из них хроматография. Сегодня у нас в гостях научный сотрудник лаборатории химического анализа. Будьте добры, расскажите нам о сущности хроматографии. (Рассказ ученика по схеме «Устройство хроматографической колонки»). А сейчас перед вами выступит сотрудница нашей лаборатории. Она немного расскажет о наших хроматографических исследованиях. Выступление сотрудницы и демонстрация видеосюжета и хроматограмм.

 

Заполнение таблицы.

Название способа

На чем основан способ

Примеры смесей

2. Хроматография

На различной скорости поглощения одних веществ поверхностью другого вещества

чернила с водой,

лекарства

 

Таким образом, ребята мы познакомились с основными способами очистки веществ. Сделайте общий вывод на чём же основано всегда разделение смесей? Сохраняют ли вещества в смесях свои свойства? Запись в тетрадь вывода: в смесях вещества сохраняют свои индивидуальные свойства. Разделение смесей основано на различиях физических свойств веществ, входящих в смесь.

 

IV.              Закрепление.

У нас остался неизученным ещё один способ разделения смесей. С его сущностью мы будем знакомиться на одном из последующих уроков, а сейчас предлагаю вам определить название этого способа.

ЗАДАНИЕ

            Определите по таблице оборудование, которое необходимо для разделения указанных в ней смесях. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите название ещё одного способа получения чистых веществ. Найдите это задание в ваших рабочих картах.

Индивидуальное задание литературной группе. Составьте синквейн по теме «Смеси и способы их разделения».

Проверка результатов выполнения задания.

 

 

V.                 Подведение итогов урока.

Ребята, о чём же мы узнали сегодня на уроке, чему учились? А для чего необходимо знать способы разделения смесей?

 

VI.              Домашнее задание. П. 23 «Чистые вещества и смеси». Знать определение понятий: чистые вещества, однородные и неоднородные смеси; сущность каждого способа разделения смесей. Ответить на вопросы 1, 4. По желанию: приготовить сообщение на тему «Применение методов химического анализа в работе криминалистов, археологов, медиков, искусствоведов» или составить кроссворд, используя понятия сегодняшнего урока и названия оборудования, необходимого для разделения смесей.

 

Благодарю вас за сотрудничество. (Оценки за работу на уроке).

 

 Нет на карте белых пятен,

Вся Земля давно открыта,

   Но самых смелых ожидают

Настоящие открытия!

 

 

 

 

 

ИНСТРУКЦИЯ

по выполнению лабораторного опыта «Разделение смесей».

 

Цель: закрепить понятие о смесях и способах их разделения; работать над умением находить и осуществлять рациональные способы выделения веществ из смесей на основе знаний о физических свойствах их компонентов.

 

Содержание и порядок выполнения опыта.

 

  1. Заполните таблицу для предложенной вам смеси:

а) определите тип выданной вам смеси (однородная или неоднородная);

б) чем различаются по физическим свойствам вещества, входящие в состав смеси?

в) каким способом можно разделить данную смесь?

 

Название компонентов смеси

Тип смеси

Свойства, используемые для разделения компонентов

Способ разделения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Подумайте, на чем основан данный способ разделения смесей?_____________________________

______________________________________________________________________________________

  1. Практически осуществите разделение смеси.
  2. Расскажите о результатах опыта одноклассникам.

 

 

ЗАДАНИЕ № 1

Приведите примеры смесей, которые можно разделить фильтрованием, отстаиванием. Ответ запишите в таблице.

Состав смеси

Способ разделения

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

 

ЗАДАНИЕ № 2

 

      В сахар случайно попала раскрошенная пробка. Как очистить от неё сахар?

 

ЗАДАНИЕ № 3

 

      Приведите пример смеси состоящей из трех веществ и перечислите последовательность действий необходимых для их разделения.

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ    КАРТА

 

 

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примеры

 

Газообразные

Жидкие

Твёрдые

 

Газообразные

Жидкие

Твёрдые

 

I. Способы разделения неоднородных смесей.

 

Название способа

На чем основан способ

Примеры смесей

1.

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

II. Способы разделения однородных смесей.

 

Название способа

На чем основан способ

Примеры смесей

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                ПЛАН.

          1. Чистые вещества.

2.     Классификация смесей.

3.     Способы разделения неоднородных смесей.

4.     Способы разделения однородных смесей.

5*. Использование способов разделения смесей в быту и на производстве.

 

ЗАДАНИЕ

         Определите по таблице оборудование, которое необходимо для разделения указанных в ней смесях. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите название ещё одного способа получения чистых веществ.

Название оборудования

Состав смеси

Подсолнечное масло и вода

Глина и вода

Морская вода

Железо и медь

Воронка химическая

 

Ф

 

П

 

И

 

Ц

Делительная воронка

 

Е

 

Б

 

Ж

 

К

Химический стакан

 

Р

 

Е

 

У

 

Т

Спиртовка

 

О

 

В

 

Г

 

Ж

Фильтр

 

З

 

О

 

К

 

Ф

Фарфоровая чашечка

 

А

 

Д

 

Н

 

Л

Магнит

 

Т

 

Л

 

О

 

К

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А

 

 

 

 


Поиск

Loading

Оценка материала

...