Официальный сайт openclass 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Приёмы организации рефлексивной деятельности учащихся

Фото пользователя Ольга Валентиновна Цветкова
Submitted by Ольга Валентиновна Цветкова on чт, 11/03/2010 - 22:02

 

Цветкова Ольга Валентиновна
ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЕФЛЕКСИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
 
Самоконтроль, самооценка, рефлексия являются важнейшими этапами учебной деятельности. Именно овладение этими действиями позволяет учащимся самостоятельно планировать, анализировать, оценивать собственную деятельность, производить её коррекцию, ставить перед собой новые учебные задачи и находить пути их решения. Систематическая работа по формированию этих действий в конечном итоге приводит к повышению уровня владения учебным материалом, к переходу на новую ступень развития.
Целесообразно на каждом уроке выделить время для рефлексии, это может быть очень небольшая часть урока, а может быть и целый урок (урок – рефлексия).
Каждый урок учитель может заканчивать вопросами:
·        Что нового мы узнали сегодня на уроке?
·        Что из запланированного осталось узнать?
·        Как мы действовали?
·        Добились ли мы цели, которую перед собою ставили?
·        Что из материала сегодняшнего урока вы считаете наиболее важным? Почему?
·        Что было самым трудным?
Предлагаемые приёмы организации рефлексии учащихся выделены из разных технологий, предполагающих активную учебную деятельность на всех этапах обучения (РО Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова; ТРКМЧП).
 
РЕФЛЕКСИВНЫЕ ТАБЛИЦЫ
 
1.     Таблица «ЗА» - «ПРОТИВ»
 

 

«ЗА»
 
«ПРОТИВ»
 
 
 
 
 
 
 
ВЫВОД:
 

 

 
 
2.     Таблица «ЧТО, ГДЕ, КОГДА»
 

 

КТО
 
ЧТО
КОГДА
ГДЕ
КАК
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 
3.     «ИНСЕРТ»
 
Приём используется при работе с текстом
1 этап – индивидуально
 
«V» - это я знаю или думаю, что знаю
« - » - я думал иначе
« + » - новая информация для меня
« ? » - непонятно, есть вопрос
 
2 этап – фронтально
 

 

«V»
 
«-»
«+»
«?»
 
 
 
 
 

 

 
4.     «Толстые и тонкие вопросы» ( «тонкие» - по содержанию, «толстые» - вопросы на анализ, на интерпретацию)
 

 

? («тонкие»)
 
? («толстые»)
Кто…?
 
Дайте три объяснения, почему…
Что…?
 
Объясните, почему…
Когда…?
 
В чём различие…
Как звали…?
 
Предположите, что будет, если…
Сколько…?
В чём причина…
 
Было ли…?
 
 
Мог ли…?
 
 
Верно ли…?
 
 
Будет…?
 
 
Может…?
 
 

 

 
5.

 

ЗНАЛ
УЗНАЛ
НЕ ПОНЯЛ,
ЕСТЬ ВОПРОС
Графа заполняется перед изучением материала, до работы с новой информацией
В эту графу учащиеся заносят новую для себя информацию, полученную на уроке
В этой графе фиксируются возникшие вопросы

 

 
 
5.     Таблица самооценки
На этапе обобщения изученного материала учащимся предлагается внести в таблицу перечень знаний и умений, которые позволят им успешно справиться с тестом или контрольной работой по данной теме. Графы «знать» и «уметь» заполняются в ходе фронтального обсуждения. Затем учащиеся индивидуально оценивают свои знания и умения по теме (например, по пятибалльной системе), вносят оценку в таблицу. Результаты самооценки на этом этапе урока не обсуждаются.

 

ЗНАТЬ
 
САМООЦЕНКА
УМЕТЬ
САМООЦЕНКА
 
 
 
 
 

 

Следующий этап урока - индивидуальная работа с тестом. Каждое задание теста контролирует знания и умения, обозначенные в таблице. После этого следует этап фронтального обсуждения результатов и способов работы над тестовыми заданиями. В ходе анализа деятельности и её результатов учащиеся видят свои ошибки в ответах или ходе решения заданий. После этого мы предлагаем детям осуществить повторную самооценку. Если первичная самооценка не совпала с итоговой, ребёнок анализирует свою деятельность и планирует индивидуальную работу над ошибками.
 
 
7. Таблица « +, -, интересно»
 
« + »
 
Положительные стороны явления
« - »
 
Отрицательные стороны явления
«интересно»
 
Интересно
 
 8.

 

ЗНАЕМ
 
ХОТИМ УЗНАТЬ
УЗНАЛИ
(ОСТАЛОСЬ УЗНАТЬ)
 
 
 
 
Категории информации:               
(блоки информации, темы)
 
Источники информации:

 

  
9. СИНКВЕЙН (стихотворение из пяти строк)
 
1 строка: одно существительное (ключевое понятие)
2 строка: два прилагательных или причастия
3 строка: три глагола
4 строка: фраза из четырёх слов
5 строка: существительное
 
 
                      Существительное                                               
        Одушевлённое, неодушевлённое                    
      Называет, склоняется, опредмечивает      
Давно живу я в мире этом, даю названия всему
                             Предмет
 
                                                                 Мцыри
                                                 Одинокий, страдающий
                                                Тоскует, мечтает, гибнет
                                       Романтический герой своего времени
                                                                 Монах
 
10. РЕФЛЕКСИВНОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
 
 В начале или после изучения темы учащимся предлагается в любой удобной и интересной им форме ответить на вопрос: «Что я знаю о … ». Это может быть мини-сочинение, опорная схема, компьютерная презентация. Важно организовать обсуждение получившихся работ.
 
11. ОЦЕНОЧНЫЕ ЛИСТЫ (ЛИСТЫ САМООЦЕНКИ)
Привлекая учащихся к оценке собственной работы или работы товарищей, важно сформировать понимание, что любая оценка должна быть критериальной. Поэтому определённое время урока отводим на формулирование критериев оценки того или иного вида работы, например:
Творческая работа
Содержание:
  • Соответствие теме
  • Глубина раскрытия темы
  • Наличие собственного мнения
  • Доказательность собственного мнения
  • Знание текста, правильность цитирования

Композиция:

  • Соответствие композиции работы заявленному жанру
  • Правильное членение текста на абзацы

Грамотность:

  • Количество орфографических ошибок
  • Количество пунктуационных ошибок
  • Количество грамматических ошибок
  • Количество речевых ошибок

   Листы самооценки по разным разделам и темам будут различаться своим содержанием. Важно привлекать учащихся не только к проверке по готовым критериям, но и к самостоятельному формулированию критериев.

12. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА С САМОПРОВЕРКОЙ

   Традиционно контрольная работа предлагается в конце темы с целью выявления уровня владения изученным материалом. Учитель проверяет работу, исправляет ошибки, выставляет оценку. Если же мы ставим цель сформировать действия самоконтроля и самооценки, то работу необходимо организовать иначе. Предлагаемый вид деятельности занимает 2 урока. На первом уроке учащиеся решают традиционную контрольную работу, содержание и объём которой соответствуют возрасту, теме, особенностям предмета. Эта работа проверяется учителем, но в ней не делаются никакие исправления (учитель фиксирует допущенные ошибки для себя, но не знакомит детей с результатами первичной проверки). В ходе второго урока необходимо организовать пооперационный контроль решения каждого типа задания. Для этого учащимся предлагается вторая работа (аналогичная первой  по содержанию). В ходе индивидуальной, парной или групповой работы (в зависимости от возраста учащихся) осуществляется пошаговый контроль способа решения каждого задания.Это позволяет учащимся оценить именно правильность способа, который они применяли при решении того или иного задания. После того, как этот этап работы завершён, учащимся выдаётся их работа, решённая на предыдущем уроке и ставится задача осуществить её самопроверку. Только после этого учитель, проверив работу повторно, вносит исправления и ставит отметку.
 

»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   
Звездная россыпь

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн