Официальный сайт travelspo 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



"Система органов кровообращения"

Данные об авторе
Автор(ы): 
Давыдова Наталья Евгеньевна
Место работы, должность: 
Старинский филиал МОУ "Никифоровская сош №2", заведующая филиалом, учитель биологии
Регион: 
Тамбовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Биология
Цель урока: 
изучить строение и функции органов кровообращения; особенности движения крови в организме по малому и большому кругам кровообращения. Задачи урока:  Образовательные: - на основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новым углубить знания учащихся о системе органов кровообращения; - раскрыть особенности строения органов кровеносной системы человека; - выяснить основные отличия артерий и вен; - описать причины движения крови в строго определенном направлении; - способствовать становлению умения оценивать результаты своего труда и своих товарищей.  Развивающие: - развивать осмысленное запоминание материалов урока при использовании мнемотехники; - развивать основы творческой деятельности в процессе конструирования модели кругов кровообращения; - развивать способности правильно формулировать свои мысли.  Воспитательные: -воспитывать в учениках средствами урока уверенность в своих силах.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учеников в классе: 
18
Используемые учебники и учебные пособия: 

Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Учебник "Биология. Человек. 8 класс", рабочая тетрадь на печатной основе.

Используемая методическая литература: 

Е.А. Резанова "Биология человека в таблица, рисунках и схемах".

Используемое оборудование: 

 

таблицы:
«Схема кровообращения», «Сердце», «Эволюция кровеносной системы хордовых»;
индивидуальные рабочие карты к уроку двух вариантов;
раздаточный материал к проведению практической работы «Моделирование кругов кровообращения»: синий и красный карандаши, пластилин красный и синий, длинные и короткие нити красного и синего цвета.
Используемые ЦОР: 

Медиафрагменты из программы «Уроки биологии Кирилла и Мефодия».

Краткое описание: 
Урок «Система органов кровообращения» является связующим звеном, логическим продолжением темы «Внутренняя среда организма», в ходе изучения которой учащиеся усвоили знания о функциях компонентов внутренней среды.

 

План урока
 
I.                  Вводная часть:
ØОргмомент;
ØПроверка ранее усвоенных знаний; (ее цель: подведение мыслительной деятельности учащихся к изучению новой темы);
Опрос учащихся:
1.    «По замкнутой системе
Стремительно бегу.
А в чем моя задача?
Я кислород несу».  
-О чем идет речь?   (кровь)
 
2. Что представляет собой кровь?
 
3.    «Подхватили кислород,
И скорей-скорей вперед-
А то клеткам в организме
Его, ох, не достает».
-О чем идет речь? (эритроциты).
 
4.    Как гемоглобин выполняет свои функции?
 
5.    Каковы функции крови?
 
6.    При каком условии кровь может выполнять свои функции?
 
ØСообщение темы, цели и задач урока (на доске).
ØПравила работы с рабочими картами урока.
 
 
II.               Изучение нового материала
 
*   Актуализация знаний учащихся об эволюции кровеносной системы хордовых (таблица).
- Рассмотрите схемы кровеносной системы позвоночных животных. По какому пути шла эволюция системы органов кровообращения?
Вывод: таким образом эволюция системы органов кровообращения шла по пути создания высокоспециализированной кровеносной системы, обеспечивающей всем клеткам тела необходимые для их жизни условия.
 
*   Состав кровеносной системы.
 
Наше тело опутано густой сетью кровеносных сосудов, пронизывающих каждый сантиметр тканей. Это кровеносная система – дорога, несущая кислород, питание и тепло каждой клетке нашего организма.
 
Проблемный вопрос:
 «Почему кровь движется по замкнутой системе сосудов только в одном направлении?»
 
(поэтапный рассказ с элементами беседы и составление опорного конспекта на доске)
 
 
 
Øкровеносная система; (работа с таблицей);
 
 
Øвиды и строение кровеносных сосудов, связь строения с выполняемыми функциями; (просмотр диска);
 
 
 
Øсердце: строение и функции (работа с таблицей);
 
 
 
 
Выполните задания 1 и 2 из ваших рабочих карт.
 
 
 
 
*   История открытия малого и большого кругов кровообращения.
 
XVIIвек Уильям Гарвей –английский врач, основоположник физиологии. (фото на доске).
 
*   Большой круг кровообращения (объяснение по таблице и составление опорной схемы).
 
 
 
                                                О2 СО2
                                                  ↑    ↓
БКК: от ЛЖ→ артерии→ капилляры → вены → к ПП
 
Рассказ о сосудах, снабжающих сердце кровью.
 
 
 
 
 
 
 Малый круг кровообращения (объяснение по таблице и составление опорной схемы).
 
 
 
 
 
                   
                                                О2   СО2
                                                  ↓      ↑
                           легочные   капилляры   легочные
МКК: от ПЖ → артерии → легких    →     вены    → к ЛП
 
 
Проблемный вопрос: «Почему мышечный слой левого желудочка сердца толще правого?»
 
-Выполнить задание 3 и 4 в рабочих картах урока, с последующим взаимоконтролем.
 
III.           Закрепление.
1.    Работа у доски (2-е учащихся описывают путь крови по большому и малому кругам кровообращения, используя «правило креста»).
2.    Выполнение практической работы
«Моделирование кругов кровообращения».(задания 5 и 6).
Цель работы: применить на практике полученные на уроке знания о строении кровеносной системы, о классификации кровеносных сосудов и характере крови в них.
            Учитель инструктирует учащихся о ходе выполнения работы.
После выполнения работы учащиеся формулируют выводы в ходе беседы с учителем.
         3. Выводы:
- кровеносная система человека состоит из сердца (4-х камерного) и кровеносных сосудов: артерий, вен и капилляров;
- сердце выполняет функцию насоса, т.е. нагнетает кровь в большой (путь крови от ЛЖ → к ПП) и малый (путь крови от ПЖ → к ЛП) круги кровообращения.
             Взаимоконтроль.
             Подсчет баллов и подведение итогов.
         IV. Домашнее задание: §20 и §21. Выполнить упражнения в рабочих тетрадях 81, 83, 84, 86, 87.
 
 
Дополнительная информация
     У зародыша человека на первой неделе развития образуются кровеносные сосуды — артерии и вены. На 25-е сутки у плода начина­ет биться сердце — сначала оно двухкамерное, как у рыб, затем трехкамерное и лишь на вто­ром месяце развития становится четырехкамерным.
     Полный оборот крови через два круга кровообращения совершается у взрослого че­ловека за 20—28 сек., у подростка— за 18 сек. За сутки кровь оборачивается по телу 1500 — 2000 раз.
     Скорость движения крови в аорте 0,5 м в сек., а по капиллярам — 0,5 мм в сек.
     Толщина стенок артерий — 0,8—0,9 мм. Диаметр различных артерий человека — от 0,4 до 2,5 см, средний диаметр капилляров — около 7 мкм, это чуть меньше диаметра эри­троцитов.
     У человека в состоянии покоя до 50% крови может находиться в «депо крови» — в печени и селезенке, откуда в случае необходи­мости выбрасывается в кровяное русло.
     Общая длина кровеносных капилляров в организме человека около 100 тыс. км, что в 2,5 раза превышает длину экватора, а общая
внутренняя площадь — 2400 м2.
     Капилляры в 50 раз тоньше человеческо­го волоса, а площадь поперечных сечений всех капилляров 50 м2, что в 25 раз больше поверх­ности тела.
     В теле человека насчитывается 100—160 млрд капилляров. Если бы была возмож­ность вытянуть их все в одну линию, то полу­чилась бы «нить» в два раза длиннее земного экватора.
 

 

Прикрепленный файл Size
рабочие карты к уроку система орг кров.doc 1.06 MB
самоанализ урока.doc 36 KB

»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн