Официальный сайт sosamba138 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Кто развязал "холодную " войну

Данные об авторе
Автор(ы): 
Чигорина Г.Н.
Место работы, должность: 
МОУ "Краснооктябрьская СОШ" Октябрьский район учитель истории
Регион: 
Оренбургская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Уровень образования: 
начальное профессиональное образование
Уровень образования: 
среднее профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Целевая аудитория: 
Иная категория
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
История
Предмет(ы): 
Краеведение
Предмет(ы): 
Обществознание
Цель урока: 
развитие критического мышления у учащихся в процессе изучения исторических событий и причин их появления.
Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учеников в классе: 
14
Используемые учебники и учебные пособия: 

Н.В.Загладин "История Отечества. XX век."

Используемое оборудование: 

компьютер, проектор, документы, презентация

Краткое описание: 
Урок проводится при изучении истории России в первом концентре — 9 классе, но с участием учащихся 11 класса. При изучении раздела «Советский Союз в 1945 – 1964гг.» — это заключительный урок в теме. Учащиеся получают список литературы и заранее готовятся к данному уроку, готовятся к дискуссии. На данном уроке используется мемуарная, историческая и публицистическая литература, что способствует развитию критического мышления учащихся.

 

Аннотация.
 
Урок проводится при изучении истории России в первом концентре — 9 классе, но с участием учащихся 11 класса.  При изучении раздела «Советский Союз в 1945 – 1964гг.» — это заключительный урок в теме. Учащиеся получают список литературы и заранее готовятся к данному уроку, готовятся к дискуссии. На данном уроке используется мемуарная, историческая и публицистическая литература, что способствует развитию критического мышления учащихся.
Форма урока: проблемный урок.
Проблема: Кто виноват в развязывании «холодной войны»?
Тип урока: обобщающий урок с применением нового документального материала.
Методы и приемы учителя: беседа- диалог, самостоятельная работа с документами, использование проблемной ситуации, элементы дискуссии, использование ИКТ, презентация.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 «Отыщи всему начало
И ты многое поймешь».
Мы не наследуем землю от отцов,
а берем ее взаймы у детей.
                                                                                        (индейская пословица)
 
 
Цель урока:
развитие критического мышления у учащихся в процессе изучения исторических событий и причин их появления.
 
Задачи:
1.повысить активность учащихся в процессе получения новых знаний посредством работы с мемуарной, истори- ческой и документальной литературой;
 
2.создать условия на уроке для понимания сути такого явления в истории как «холодная война» и подвести учащихся к самостоятельному выводу по теме урока через сопоставление исторических документов;
 
3.продолжить формирование личности, ориентированной на общечеловеческие ценности, уважение к себе как к личности через проявление собственного мнения, отстаивание своей точки зрения и уважение к мнению других.
 
 
Ход урока.
 
 
1.Вступительное слово учителя.
2.Работа с понятием «холодная война».
3.Презентация учащихся по теме урока
 «Этапы холодной войны».
4.Работа с документами, таблицей.
5.Выводы по теме урока «Кто развязал холодную войну?».
6.Оценивание работы учащихся.
8.Рефлексия.
9.Домашнее задание.
 
 
 
 
Вступительное слово учителя:
После окончания 2 мировой войны произошли большие изменения в мире. Одним из главных итогов войны стало появление на международной арене 2 сверхдержав.
-Назовите эти государства (США и СССР)?
 
Биполярный мир.
 
Капиталистический лагерь.                                  Социалистический лагерь:                                                                              лагерь:
 
         США                                                                              СССР
 
Апрель1949г. НАТО                                                      Май 1955г. ОВД
США, Канада и др. страны                                        СССР, Албания, Болгария,
 Западной Европы.                                        Венгрия, Польша, Румыния, ЧССР.
 
 
-На чем строилось их могущество?
 США: экономическая мощь, доллар – международная единица, международный валютный банк, атомная бомба, военно-техническое могущество, 60% -всей мировой пром. продукции.
СССР: мощная армия, развитая военная промышленность, неоспоримый авторитет.
-Идеологические разногласия: капитализм и социализм.
Мировое сообщество находилось в состоянии новых локальных войн и ожидания новой мировой войны.
Годы с 1946 – 1991 принято называть периодом «Холодной войны».
-Что означает этот термин?
 Один влиятельный американский журналист назвал конфликты между великими державами «холодной войной». Пресса подхватила это словосочетание,  и оно быстро вошло в обиход.
 «Холодная война» - система международных отношений, основанных на политическом, идеологическом противостоянии двух мировых сверхдержав США и СССР и их союзников, балансировавших на грани настоящей войны.
Холодная война - страшный период в мировой истории - период накопления ядерного оружия, политических интриг и невероятных идей, шпионских разоблачений и невероятного напряжения в политической жизни мира. Биполярный мир, противоборствующими сторонами в котором были приверженцы диаметрально противоположных взглядов, сделал историю того периода чередой конференций и споров, интриг и уступок. Это было время, когда судьбу всего человечества решали, по большому счету, несколько государств, еще не до конца осознавая, какая на них лежит ответственность.
Период не был однообразен. Периоды оттепелей и примирений, сменяли периоды напряжения и накала такой силы, что мир стоял на пороге мировой войны. Страны разрабатывали планы ядерных атак с невероятным количеством бомб, намечали цели бомбардировок, создавали целые подземные города, для жизни в условиях ядерной войны, просвещали население. И если бы хоть 1 из этих планов был бы реализован, мир бы погрузился в следующий период -  период ядерной зимы.
 
Почему это произошло? Кто виноват в обострении международной обстановки? Можем ли мы сегодня дать объективную оценку деятельности политиков ведущих государств мира, тех, кто определял климат на планете?
 
Учащиеся 11 класса приготовили презентацию по этой теме.
 
Какие вопросы мы должны рассмотреть на уроке?
1.Разные точки зрения по данному вопросу.
2.Факты и аргументы по истории «холодной войны».
3.Сделать выводы по теме.
 
Вопросы о том, что послужило причиной «холодной войны» и связанной с ней гонки ядерных вооружений, можно ли было ее избежать, кто первым вступил на путь конфронтации, уже десятилетия дискутируется в зарубежной литературе. А в нашей стране эти проблемы стали подниматься с конца 80-х годов XXв.
Ответить на некоторые из этих вопросов мы попытаемся сегодня, опираясь на мнения современников тех событий, политиков, современных историков.
Вашему вниманию предлагаются 2 точки зрения на проблему.
Приложение №1.   Текст 1,2.
Отрывок из статьи советских историков Безыменского и Фалина «Кто развязал «холодную войну»? (1998г) иГ.М. Корниенко. Статья «Холодная война: истоки, причины, последствия».
-кто, по мнению авторов, виновник развязывания «холодной войны»?
-какие варианты еще есть? (отмечаем однозначность обвинения).
 
Приложение №2. Текст 3.
Отрывок из текста учебника «Новейшая история.»20в.А.А.Кредера.
1 пункт- «Идея коллективной безопасности».
-Кого автор называет виновником развязывания «холодной войны»?
 
Нам необходимо обсудить эти две позиции и сформулировать свой взгляд на проблему. Что для этого необходимо сделать? – Объективно рассмотреть аргументацию в пользу той и другой позиции.
 
Для дальнейшей работы мы будем фиксировать основные факты в таблицу.
 На доске пример таблицы:
(1 колонка: аргументы против СССР; 2 колонка: аргументы против США).
     Работа с текстом 3.
п.1,п.2 –прочитать и подчеркнуть факты, которые автор ставит в вину СССР.
-Факты это или оценочные суждения?
-Кредер больше прибегает к фактам или оценочным суждениям?
-Предположите, о создании сфер советского влияния на какой территории говорит автор? Покажите на карте.
-Можете ли вы подтвердить факт влияния компартий в Западной Европе?
 
Приложение №3. Текст 4.
Из воспоминаний В.М.Молотова.
-О чем идет речь?
-В пользу какой точки зрения можно использовать этот документ?
 
 Аргументы в таблицу: Против СССР.
1. рост влияния коммунистических партий в странах Европы.
2.коммунисты в правительствах Франции и Италии.
3. территориальные претензии.
От чего зависело принятие внешнеполитических решений СССР (назовите определяющее обстоятельство)?   (Авторитарность Сталина, тоталитаризм, культ личности).
 
 А теперь попытаемся встать на позицию советских политиков и историков того времени.
-Какое обвинение против США вы могли бы доказать этими обстоятельствами?
 
Опорные слова:   экономическая мощь, финансовое положение, военно-техническое превосходство.
 
Приложение №4.   Документ 5.
Cтатья западногерманского историка Б.Грайнера.
 
Текст 6.  5 января 1946г. новый президент США Г.Трумен гос. секретарю Дж. Бирнсу:
 
-Подтверждают ли эти документы претензии США на мировое господство?
-Какие средства рассматривались американскими политиками для обеспечения лидерства? (запись в таблице:
1.идея мирового господства;
2.атомная бомба.
 
Анализ записей в таблице.
 

Против СССР
Против США
1. рост влияния коммунистических партий в странах Европы.
2.коммунисты в правительствах Франции и Италии.
3. территориальные претензии.
 
1.идея мирового господства.
2.атомная бомба.
 
 

 
Готовы мы ответить на вопрос «Кто виноват в развязывании холодной войны»?
-Из предложенных документов выберите тот, который больше отвечает вашему мнению. Обоснуйте ваш выбор.
Приложение №5. американский ученый Дж. Геддиса.
 
 Вывод: Одностороннее обвинение не несостоятельно, обе сверхдержавы внесли свою лепту в развязывание «холодной войны». В подтверждение цитаты из статьи американского ученого Геддиса: «…История редко бывает столь проста, чтобы ее можно было представить в категориях «белого» и «черного». При рассмотрении такого сложного вопроса как истоки холодной войны, нелогично и неразумно пытаться полностью обелить одну сторону и возложить всю вину на другую».
Выводы: что мы узнали на уроке?
 
Заключение:
 Многие события холодной войны, о которых мы говорили на наших уроках, подтверждает наши выводы по изучаемой проблеме.
Завершение периода военно-блокового противостояния в мире означало прекращение холодной войны. С развитием процессов демократии в СССР в мире стали формироваться новые тенденции, закономерности и противоречия.
Но в последнее время вновь стало наблюдаться некоторое «похолодание» в российско-американских отношениях.
 
Данные социологического опроса американцев об отношениях с Россией.
Представления о России в основном определяются прошлым.
·         Первыми спонтанными ассоциациями оказались коммунизм и холодная война.
 
·         Хотя представления американцев о русских весьма разнородны, «типичный» россиянин чаще всего видится им обычным, трудолюбивым, бедным человеком.
·          
·         Более половины американцев охарактеризовали отношения между США и Россией как партнерские.
o    Четверо из десяти американцев (41%) считают, что отношения между США и Россией улучшились, и только один из шести (17%) полагает, что они ухудшились.
o    По мнению американцев, сотрудничество США и России было наиболее успешным в таких областях, как наука и исследование космоса.
У американцев нет определенного мнения об отношениях между Россией и США. Большинство (59%) видят в наших странах партнеров – но в основном в силу обстоятельств, четверть – друзей. Меньшинство (8%) считает Россию и США врагами.
 
 
 
 
Д.З. 1. «Холодная война» по воспоминаниям
               моих близких.
          2. Изображение эпохи в виде эмблемы-символа.
 
 
 
 
 
 
Приложение 1.
 
 
Текст №1. Отрывок из статьи советских историков Д.Безыменского и В.Фалина «Кто развязал «холодную войну»? (1998г).
«…Холодная война разразилась, поскольку ее очень желали. Желали те, кому не терпелось заместить только что выбитых из седла претендентов на мировое господство и сделать землю по крайней мере на 85% (выражение Г.Трумэна) похожей на американский эталон. Холодная война не была нашим выбором. Она не могла быть выбором СССР после жесточайшей войны и огромных человеческих жертв, принесенных народом, чтобы остаться самим собой и жить по своему усмотрению…»
 
Текст №2. Г.М. Корниенко. Статья «Холодная война: истоки, причины, последствия».
 
 
 «..Сталин и тогдашнее руководство страны не приложили достаточно усилий для развития благоприятных отношений с США. СССР дал втянуть себя в гонку вооружений после 2 мировой войны, не всегда используя в должной мере политические средства, хотя бесспорно, главная ответственность за развязывание холодной войны лежит на США».
 
  
 
  
Приложение 2.
 
Текст №3. Отрывок из текста учебника «Новейшая история.»20в. А.А.Кредер.
Идея коллективной безопасности.
В основе нового миропорядка лежала старая идея коллективной безопасности. Ее олицетворением стала ООН, а реализация осуществлялась через наделение широкими полномочиями 5 ведущих держав, выступающих в роли «мировых полицейских».
Функционирование такой системы могла быть обеспечена только на основе искреннего стремления всех великих держав принимать решения единогласно.
Однако дальнейшее развитие событий показало, что советское руководство после неудачного опыта 30-х годов не верило в возможность коллективной безопасности. С 1939г. Сталин твердо встал на традиционный путь обеспечения безопасности – путь силовой политики, территориальной экспансии и создания сфер влияния, и неуклонно следовал по этому пути.
 
Тревога на Западе.
Все это не могло остаться незамеченным. СССР явно стремился использовать систему коллективной безопасности для расширения своего могущества. Это не могло не вызвать тревогу, если учитывать положение в Европе. Во Франции и Италии компартии стали крупными политическими партиями в своих странах. Здесь и еще в ряде стран Западной Европы, коммунисты были в составе правительств. Кроме того, после выхода из Европы американских войск, СССР превратился в доминирующую военную силу. Все это благоприятствовало планам советского руководства.
 
 
 
 
Приложение 3.
 
Документ №4. Из воспоминаний В.М.Молотова:
 
«…Сталин рассуждал так: Первая мировая война вырвала одну страну из социального рабства. Вторая мировая создала социалистическую систему, а третья навсегда покончит с империализмом».
 
 
****
«В последние годы Сталин стал немножко зазнаваться и мне во внешней политике приходилось требовать то, что Милюков требовал – Дарданеллы!
Сталин: « Давай, нажимай в порядке совместного владения».
Я ему: « Не дадут!» - «А ты, попробуй!»
Понадобилась нам Ливия. Сталин говорит: «Давай, нажимай!.. Аргументировать было трудно.
На одном из заседаний министров иностранных дел я заявил о том, что в Ливии возникло национально-освободительное движение. Но оно пока еще слабенькое, мы хотим поддержать его и построить там свою военную базу».
***
 
«В тоже время Азербайджан претендовал – увеличить их республику за счет Ирана почти в 2 раза. Начали мы щупать – никто не поддерживает. У нас была попытка кроме этого попробовать район, примыкающий к Батуми, потому что в этом турецком районе было когда-то грузинское население. И армянам хотели Арарат отдать. Выступать с такими требованиями тогда было трудно…Но попугать – попугали крепко».
 
 
 
 
Приложение 4.
 
Документ №5. Б.Грайнер, западногерманский историк.
 
«…В Вашингтоне имелась группа, коей совершенно
 безразлично, что думают и делают СССР или Сталин. Это – разработчики военных планов. Самое позднее с лета 1945 года они твердо знали своего врага и серийно выпускали военные планы. В 1948- 1949гг считалось возможным покончить с Советским Союзом, уничтожив атомными бомбами его 70 городом и индустриальных центров. С маниакальной точностью были расписаны все детали: нападению подвергнутся 1947 объектов, в течение 30 дней намечалось 2,7 миллиона человек убить и 4 миллиона ранить. В марте 1954г. командование стратегических военно-вооруженных сил видело себя на пике могущества. В случае необходимости оно бралось обрушить со всех сторон света на СССР 750 бомб и в течение 2 часов превратить его в «дымящиеся радиактивные руины» По этому сценарию США никак не пострадали бы».
 
Документ 6. 5 января 1946г. новый президент США Г.Трумен гос. секретарю Дж. Бирнсу:
 
«Русским нужно показать железный кулак и говорить сильным языком. Я думаю, мы не должны теперь идти с ними ни на какие компромиссы».
«… США согласятся лишь с такими изменениями в мире, какие они считают правильными».
 
 
 
 
 
 
Документ 7.   Из директивы Совета национальной
                         Безопасности США (18 августа 1948г.)
Наши основные цели в отношении России:
А) свести мощь и влияние Москвы до пределом, в которых она не будет более представлять угрозу миру и стабильности международных отношений;
Б) в корне изменить теорию и практику международных отношений, которых поддерживается правительство, стоящее у власти в России;
В) речь идет прежде всего о том, чтобы Советский Союз был слабым в политическом, военном и психологическом отношениях по сравнению с внешними силами, находящими вне его контроля…
Г) война начнется до 1апареля 1949г. Атомные бомбы будут применены в таком масштабе, в каком это будет возможно и желательно.
 
 
 
Приложение 5.
 
Текст №7.
Цитаты из статьи американского ученого Дж. Геддиса:
 
«…История редко бывает столь проста, чтобы ее можно было представить в категориях «белого» и «черного». При рассмотрении такого сложного вопроса как истоки холодной войны, нелогично и неразумно пытаться полностью обелить одну сторону и возложить всю вину на другую».
 
 
 
 «…Давайте считать, что ни та, ни другая сторона не желала холодной войны, и США, и СССР заботились о своей безопасности. А трагедия заключалась в том, что каждая из сторон добивалась своей цели в одностороннем порядке вместо того, чтобы действовать сообща…»
 
 
 

»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Игорь Олегович Петров

На: Кто развязал "холодную " войну


Большое спасибо за урок. Это один из примеров того, как нужно объективно преподавать Новейшую историю.

Петров


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн