Официальный сайт graffitistudio 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Сказки Терского берега Белого моря, записанные Д.М. Балашовым в фольклорной экспедиции.

Фото пользователя Надежда Валерьевна Береза
Submitted by Надежда Валерьевна Береза on чт, 15/04/2010 - 14:45
Данные об авторе
Автор(ы): 
Береза Надежда Валерьевна
Место работы, должность: 
МАОУ "Гимназия №4", учитель русского языка и литературы.
Регион: 
Новгородская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Краеведение
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 
- познакомить с сказками Терского берега( их сходство и различие с общерусской сказочной традицией) ; - познакомить с творчеством Балашова-фольклориста .
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
20
Краткое описание: 
Сравнение сказок русских народных и сказок терского берега. Закомство с творчеством Балашова Д.- фольклориста.

Конспект открытого урока

                      (литература, внеклассное чтение 5 класс)
 
Сказки Терского берега Белого моря, записанные Д.М. Балашовым в фольклорной экспедиции.  
 
Цель:     
        - познакомить с сказками Терского берега( их сходство и различие с   общерусской сказочной  традицией) ;
         - познакомить с творчеством Балашова-фольклориста ;
                                         Ход урока:
            В этом году мы много говорили о сказках и народных, и авторских. Сегодня я хочу вам предложить продолжить разговор о народной мудрости. Мы отправляемся к Терскому берегу. Только не праздными туристами, а в фольклорную экспедицию.
          - Что такое фольклор? ( Искусство народа, народное творчество)
          - Кто такой фольклорист? ( Специалист по фольклору)
          - Что такое этнография?    (Наука , изучающая материальную и духовную культуру, особенности быта народа)
 
   
1.     Историко - географическое сообщение о Терском береге.
               
         Терским берегом называется южное, лесистое побережье Кольского полуострова. Скандинавское « Тре» означает землю, покрытую лесом. Когда-то и весь Кольский полуостров назывался Тренесом.
         В 11-12 веках Господин Великий Новгород в споре с воинственными             « мурманами» ( норманнами) захватил этот богатый пушниной и рыбой, ловчими соколами и речным жемчугом дикий край. Между 12-14 столетиями происходило освоение славянами Терского берега.
         Прошлое Терского берега изучено недостаточно. Скудны и неясны древние летописные свидетельства. В договорных грамотах Новгорода с тверскими крестьянами область «Тре» упоминается постоянно с 1264 года. Причём, Великий Новгород заботливо оставляет её за собой.
          Первые поселения славян появились на Терском берегу в 12-13 веках. Они располагались у моря (на географической карте показать границы земель Др. Новгорода) 
         
2.     Давайте послушаем воспоминания о посещении Терского берега одного из участников фольклорной экспедиции:
 
  « Белое море… Коротко северное лето. Вот уже грозно ревёт море, ветер срывает с моря сердитые гребни. Короче стали дни, темнее стали ночи. Падает снег. Белое море становится чёрным. Чуть проглянет обмороженное красное солнце, прокатится по самому краю воды- и опять долгие ночи темны.
      Шумит море, катит и катит волны на белый заснеженный берег.
      По берегу изредка, километра через три- четыре, стоят небольшие избушки- тони. Около избушки- ледник, сарай, несколько бочек и чанов для рыбы, вешала- шесты для сушки сетей.
      Редко стоят сёла на холодном берегу. Двадцать- тридцать, а то и все пятьдесят километров одно от другого. Живут в этих сёлах потомки древних новгородцев – поморы. Иные сёла насчитывают и 300, и 400, и 600 лет. А берег этот называется Терским.
      Можно зайти. Обязательно накормят рыбой, напоят чаем. Народ здесь гостеприимный».
Это были воспоминания одного из участников фольклорной экспедиции Дмитрия Михайловича Балашова.
 
 
 
3.  Воспользуемся гостеприимством хозяев. Пришло время и сказку послушать.
Художественное исполнение сказки « Шла баба путём».
 
         В Древней Руси устные рассказы называли байками, от слова «баять»- говорить. В фольклоре Новгородской области это название до сих пор сохранилось за колыбельными песнями. Сказками считались документы, различного рода показания, основанные на фактах. В современном значении
это слово стало употребляться с 17 века ( 1649 г.)
          Основной признак сказки был определён ещё В.Г. Белинским и состоял в том, что она рассчитана на вымысел: ни слушатель, ни исполнитель не верят в действительность рассказанного.
- зачем собираются фольклорные экспедиции « на край света»? ( в эпической поэзии исследователи искали элементы исторического бытия народа)
 
4     Этнографы долго обходили Терский берег стороной. Местный фольклор впервые стал известен лишь после экспедиции летом 1901 года. Сказки же вообще не записывались. Только после экспедиций в 60егоды ( 1961- 1964г) , в которых принимал участие Д.М. Балашов, были изданы « Сказки Терского берега Белого моря».
          - Как же записывается фольклор? Надо прежде всего расположить к себе жителей деревни, села…Человека пришлого, незнакомого на близкую дистанцию не подпустят. Документы не спросят, но держаться будут настороженно, пока не увидят, что приехал человек с открытым сердцем и интересом к их « житью-
бытью», не праздным, а дельным. И люди в деревнях, по мнению Балашова, наблюдательны, остроумны, сметливы.
           -А вот вы отгадайте-ка: «Безделица в петлю попала?» ( пуговица).
         
 
       5.   Сообщение о Д.М. Балашове.( см. приложение)
      
       6.   Обсуждение прочитанных сказок (см. примерный план анализа сказки:
               -Зачин ( где происходит действие, когда, главные герои) ;
               - Сказочная ситуация ( описание путешествия героя) ;
               - Постоянные эпитеты ;
               - Концовка. Нравственные уроки сказки;
Сказка « Соль»
     Сказка « Лиса и журавль»
     Сказка « Золота тетёрка»
     Сказка « Глиняшка»
 
 
Выводы:
- терские сказки, прежде всего, отражают общерусскую сказочную традицию. Это видно в одинаковых сюжетах, в сказочных ситуациях.
 - сохранность сказки ( сказка, записанная через 30-40 лет, звучала одинаково).
- присутствуют все виды сюжетов:
            - сказки о животных чрезвычайно популярны;
            - бытовые сказки, в которых стёрты социальные различия (специфическое местное явление-  отсутствуют сюжеты о барине и мужике, т.к. бар здесь никогда не было, и поэтому барин заменяется   попом или царём)
            - волшебная сказка, где бытует 2 сюжета:
1) поездка героя, совершающего ряд подвигов, заканчивающаяся женитьбой на царевне;
     2) поиски героиней исчезнувшего мужа, любимого. В них рассказывается не о    героических деяниях, а о терпении, настойчивости героини.
 -своеобразие: а) впитала в себя сказочные традиции карел и саамов;
                           б) содержит картины моря;
                           в) описывает общество, не имеющее четких социальных границ;
 
7. Советую прочитать волшебные сказки « Камень- Латырь», « Озёрный жук- жених» ( сюжет вошёл в мировую литературу, записан и обработан Аксаковым в « Аленький цветочек»
 

»  Размещено в сообществах:   
Звездная россыпь

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн