Вы не зарегистрированы

Авторизация



Разновозрастное занятие по русскому языку на тему "Окончание и основа слова".Связь слов в предложении".

Фото пользователя Людмила Павловна Крышковец
Submitted by Людмила Павловна Крышковец on Sat, 24/04/2010 - 22:26
Данные об авторе
Автор(ы): 
Крышковец Людмила Павловна
Место работы, должность: 
МОУ "Матвейщевская основная общеобразовательная школа", Юрьев-Польского района. Учитель начальных классов.
Регион: 
Владимирская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
2 класс
Класс(ы): 
3 класс
Предмет(ы): 
Все предметы
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
Образовательные цели: совершенствовать умения учащихся устанавливать связь слов в предложении с помощью вопросов, предлогов и окончаний - 3 класс; учить детей находить и выделять в слове окончание, показать его значение в предложении, повторить правописание предлогов - 2 класс; учить детей работать в разновозрастных парах. Развивающие цели: развитие устной и письменной речи учащихся; развитие фонематического слуха, памяти, внимания и мышления; развитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля; развитие у учащихся коммуникативных умений; формирование навыков грамотного письма. Воспитательные цели: воспитывать аккуратность и любознательность; воспитывать чувство доброжелательности и уважения к своим товарищам, любовь к родной природе; воспитывать у учащихся 3 клааса умение выступать в роли "учителя".
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

Русский язык. Учеб. для 2 кл. нач. шк. В 2 ч. / Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2006. Русский язык. Учеб. для 3 кл. нач.шк. В 2 ч. / Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2006.

Используемая методическая литература: 

Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по русскому языку: 2 (1-4) класс. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ВАКО, 2006. Русский язык: дидакт. материал: пособие для учащихся 2 кл. нач. шк. / Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова. -4-е изд. - М.: Просвещение, 2007. Псарева Л.А., Жиренко О.Е.,Обухова Л.А. Поурочные разработки по русскому языку к УМК Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой: 3 класс. - М.: ВАКО, 2007. Агафонов В. Неправильные правила: Как запоминать словарные слова. - М.: Новая школа, 2005.

Используемое оборудование: 

Карточки с заданиями для 2 класса; карточки с заданиями для 3 класса; карточки для работы в разновозрастных парах; карточки для проверки самостоятельной работы; карточки для проведения рефлексии; фотовыставка "Берёзы".

Компьютер, цифровой фотоаппарат Rekam Presto SL 70/

Краткое описание: 
Данное занятие по русскому языку проводится в двух разновозрастных классах 2 и 3. Учащиеся 3 класса выступают в роли учителя - знакомят второклассников с основой и окнчанием слова, учат выделять их в слове; проверяют и оценивают самостоятельную работу младших товарищей.

ХОД ЗАНЯТИЯ      

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. Учащиеся образуют разновозрастные пары, проверяют готовность к занятию.

II. МИНУТКА КАЛЛИГРАФИИ. Дети пишут слоги: РЁ, ЗА, БЕ. В каждой строке по слогу. - Составьте из данных слогов слово. - Какое слово получилось? (берёза) - Запишите его в следующей строке.

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ. - Что вы можете сказать о слове БЕРЁЗА? Слово БЕРЁЗА обозначает название дерева; является именем существительным, которое отвечает на вопрос ЧТО?; женского рода, единственного числа; в слве 6 букв, 6 звуков, 3 слога, ударная гласная Ё, непроверяемая безударная гласная Е. Это слово нужно запомнить или посмотреть его написание в словарике. Берёза так была бела, Что буква Е из слова "Белый" К ней незаметно перешла И уходить не захотела. - А знаете ли вы, что слово БЕРЁЗА в переводе со старославянского языка означает "апрель". Другое значение этого слова - "что-то блестящее, белеющее". - Как вы думаете, почему?

РАССМАТРИВАНИЕ ФОТОВЫСТАВКИ "БЕРЁЗЫ". - Составьте предложения с этим словом. - А теперь мы прочитаем предложения, которые придумал НЕЗНАЙКА с данным словом.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ НАПЕЧАТАНЫ НА МОНИТОРЕ КОМПЬЮТЕРА: Берёза называют символом России. О берёза сочиняют стихи и песни. Под берёза в траве лежит колючий ежик. В нашем лесу много берёза.

- На что вы обратили внимание? Всё ли в этих предложениях правильно?

- Тема занятия для учащихся 3 класса - "Связь слов в предложении". Мы с вами будем совершенствовать умения устанавливать связь слов в предложениях.

- А сейчас исправьте ошибки, допущенные НЕЗНАЙКОЙ в данных предложениях.

Учащиеся 3 класса подходят к монитору и исправляют ошибки в окончаниях слова БЕРЁЗА.

- Что вы изменили в слове БЕРЁЗА? (Окончание).

- Тема, над которой мы будем работать с учащимися 2 класса - "Окончание и основа слова". Вы научитесь находить и выделять в слове окончание и его основу, узнаете, какое значение оно имеет в предложении.

IV. РАБОТА В РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ПАРАХ (Объяснение нового материала)

Задание: выписать из данных предложенийсуществительное БЕРЁЗА вместе с предлогами (где они есть) и выделите в них основу и окончание.

Учащиеся 3 класса помогают второклассникам выполнить это задание, объясняют им, что такое окончание, показывают как оно выделяется в слове и для чего служит в предложении.

На карточках написано определение: ОКОНЧАНИЕ - ЭТО ИЗМЕНЯЕМАЯ ЧАСТЬ СЛОВА, КОТОРАЯ СЛУЖИТ ДЛЯ СВЯЗИ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ. ОСНОВА - ЭТО ЧАСТЬ СЛОВА БЕЗ ОКОНЧАНИЯ.

1. После записи слов в тетради, учащиеся 3 класса рассказывают второклассникам об окончании и основе, показывают как выделить основу в словах.

2. Второклассники читают определения на карточке.

V. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

Вопрос для учащихся 2 класса: - Почему в предложениях, которые составил НЕЗНЙКА, нарушена связь между словами? (Неправильно написал окончания)

- Сделайте вывод, для чего нужно окончание. Зачем мы должны их писать и произносить правильно ? (Для правильной связи слов в предложении).

Работа на карточках для учащихся 2 класса: Задание: прочитайте предложения. Выпишите слово, которое употребляется во всех предложениях. Выделите в нём основу и окончание.

ТЕКСТ: Воздух в комнате должен быть свежим. В воздухе кружился тополиный пух. Легко дышать морским воздухом. Без воздуха на Земле погибнет всё живое.

Учащиеся 3 класса в это время выполняют следующее задание: Из предложений, напечатанных на мониторе компьютера, выписать выделенное тёмным шрифтом предложение. Найти в нём главные члены, подчеркнуть их. Указать при помощи стрелочек связь слов в предложении. Под берёзой в траве дежит колючий ёжик.

VI. ПРОВЕРКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. ИГРА "КТО БЫСТРЕЕ".

Учащиеся 3 класса проверяют работу, выполненную второклассниками. Исправляют ошибки, если они есть, оценивают.

В это время с учащимися 2 класса проводится игра "Кто быстрее?"

  Дети берут со стола карточку, с написанным на ней словом и выполняют задание на доске по команде учителя.

Задание: Измени существительное, используя предлоги - У, НА, ЗА. Напиши слова столбиком, выдели в них основу и окончание.

1 карточка - ШКОЛА. (У школы, на школе, за школой).

2 карточка - ПАРТА. (У парты, на парте, за партой).

3 карточка - ДОСКА. (У доски, на доске, за доской).

4 карточка - КНИГА. (У книги, на книге, за книгой).

VII. Физминутка.

VIII. РАБОТА В РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ПАРАХ. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕФОРМИРОВАННОГО ТЕКСТА.

Вопрос учащимся 3 класса: - При помощи чего, кроме окончаний, ещё могут быть связаны слова в предложении? (Вопросов, по смыслу).

ЗАДАНИЕ НА КАРТОЧКАХ. НЕЗНАЙКА ещё раз попробовал составить предложения и вот что у него получилось.

- Можно ли их назвать предложениями?

Задание: Составьте из данных групп слов предложения. Запишите их в своей тетради. Выделите окончания и основу имён существительных - 2 класс.

Подчеркните в каждом предложении главные члены - 3 класс.

в, сад, цвести, липа

бабочки, летать, над, цветы

весело, петь, птицы

стрекотать, в трава, кузнечики

Учитель выдаёт детям карточки с правильно выполненным заданием. Самопроверка. Оценивание. Анализ выполненной работы.

IX. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ. РЕФЛЕКСИЯ. Давайте расскажем НЕЗНАЙКЕ, что мы сегодня узнали на занятии:

- Как в предложении слова связаны друг с другом? - вопрос 3 кл. (По смыслу и по форме - грамматически).

  - Что такое окончание? (Изменяемая частьслова.)

 - Могут ли быть слова без окончаний? (Нулевое окончание). Приведите примеры.

- Что мы называем основой слова? (Часть слова без окончания).

Детям выдаётся карточка с изображением двух берёзовых листьев.

- Какому дереву принадлежат эти листики?

- Почему именно листья берёзки мы  с вами будем раскрашивать?

ЗАДАНИЕ: Сначала вы будете раскрашивать литок, который расположен слева

. - если вам понравилось наше занятие, и вы узнали много нового и интересного - раскрасьте этот листик зелёным карандашом;

- если вам было очень трудно и непонятно на занятии - используйте жёлтый карандаш;

- если же вы совсем ничего не поняли и вам было не интересно - раскрасьте лист красным цветом.

Сейчас вы оцените свою работу на занятии. Будем раскрашивать листик справа.

- если вы считает, что хорошо работали на занятии, были активны и заслужили оценку 5 - раскрасьте листик зелёным карандашом; - если вы считает, что заслужили оценку 4 - раскрашивайте лист жёлтым цветом;

- если вы заслужили оценку 3, то лист вам нужно закрасить красным карандашом.


»  Размещено в сообществах: