Официальный сайт itartass-sib 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Русские народные инструменты: балалайка, баян.

Submitted by Алевтина Эдиевна Тимофеева on Wed, 12/05/2010 - 16:25
Данные об авторе
Автор(ы): 
Тимофеева Алевтина Эдиевна
Место работы, должность: 
ГОУ РМЭ "Семёновская специальная (коррекционная)общеобразовательная школа-интернат дя обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья I, II и V вида
Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
специальное (коррекционное) образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
1 класс
Предмет(ы): 
Музыка
Цель урока: 

Цель - сформировать интерес к общению с музыкой, исполненной на русских народных инструментах. Задачи: • образовательная - познакомить с русскими народными инструментами: балалайкой, баяном; • коррекционно – развивающая - научить отличать голоса балалайки, баяна в звучании оркестра русских народных инструментов, расширить пассивный и активный словарный запас детей в процессе ознакомления с новыми понятиями; • воспитательная – воспитать интерес и любовь к русской национальной музыкальной культуре через различные формы музицирования.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
12
Используемая методическая литература: 

Методическая литература


1.     Агафонников В. «Балалайка (ноты).
2.     Акимов Ю. Школа игры на баяне. – М.: Всесоюзное издательство
Советский композитор, 1983.
3.     Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. - М.: Советский
композитор, 1988.
4.     Хрестоматия русской народной песни. Для учащихся 1-7 классов /
Сост. Л. Меканина.- М.: Музыка, 1991.
5.     Юдина Е. И. Первые уроки мастерства и творчества. – М.: Аквариум,
1999.

Используемое оборудование: 

Дидактические пособия:
·      

  •  иллюстрации русских народных музыкальных инструментов (балалайка, баян);
  • фотографии исполнителей на народных инструментах (балалаечник, баянист);
  • музыкальные инструменты: баян, балалайка;
  •  карточки, характеризующие музыкальное произведение;
  • фотография Государственного центрального музея музыкальной культуры им.М. И. Глинки;
  • портрет русского композитора Петра Ильича Чайковского;
  • изображение обложки нотного сборника «Детский альбом» П. И. Чайковского;
  • аудиозапись русской народной песни «Камаринская» в исполнении на балалайке;
  • аудиозапись пьесы «Камаринская» из «Детского альбома» Петра Ильича Чайковского в исполнении на фортепиано;
  • видеозапись русской народной песни «Во саду ли в огороде» в исполнении учителем на баяне;
  • аудиозапись русской народной песни «Во саду ли в огороде» в исполнении оркестра русских народных инструментов;
  • иллюстрация с изображение девичьего хоровода вокруг берёзки;
  • аудиозапись русской народной песни «Во поле берёза стояла» в исполнении оркестра русских народных инструментов;
  • фонограмма песни В. Агафонникова «Балалайка» написанная учителем.

     
Используемые ЦОР: 

Во время урока используется презентация.

Краткое описание: 
Процесс обучения реализуется в контексте моделируемой реальности. жизнь человека в культуре. Организующим началом урока явилась фотография музея. Источником стало переживание, т. е. то психическое состояние, которое испытывает человек, соприкасаясь с подобной ситуацией в реальной жизни. Поэтому в уроке необходимо создать ситуацию, в которой возникнет это переживание. Урок проектировался с учётом тех умений и способов действий, которые детям уже знакомы: волшебное музыкальное заклинание, музыкальное приветствие, выражающее настроение человека с использованием ручных знаков; понимание выразительного значения устойчивых и неустойчивых ступеней; графическое изображение движения мелодии; имитационное исполнение на музыкальных инструментах; умение исполнять простейшие танцевальные элементы русской пляски. На уроке дети впервые знакомятся с балалайкой и баяном, узнают об основных приёмах игры на этих инструментах, знакомятся с тембровым своеобразием и учатся различать звучание этих музыкальных инструментов в общем звучании оркеста русских народных инструментов. План урока 1. Организационный момент. 2. Повторение пройденного материала. 3. Сообщение темы урока. 4. Работа по теме урока. 5. Обобщение и систематизация знаний. 6. Итог урока 7. Домашнее задание.

 Ход урока

1.Организационный момент.
Учитель:
Сегодня на уроке мы вновь отправимся в страну музыкальных инструментов. Но для того чтобы попасть в страну музыкальных инструментов надо произнести волшебное музыкальное заклинание. (Дети отхлопывают ритм музыкального заклинания с произнесением слов, соответствующих длительностям «Ди-ли, ди-ли, дон, дон»).Вот мы и попали в страну музыкальных инструментов - это Государственныйцентральный музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки. В стране музыкальных инструментов принято здороваться по музыкальному.Давайте поприветствуем друг друга. (Дети отвечают на музыкальное приветствие учителя «Здравствуйте, ребята», пропевают его со словами «Здравствуйте, учитель» и сопровождая своё исполнение ручными знаками).
2. Повторение пройденного материала.
Учитель:
С какими музыкальными инструментами мы познакомились в этом музее?
Дети: Мы познакомились со скрипкой, дудочкой, флейтой, трубой, барабаном, гуслями, пианино.
3. Сообщение темы урока.
Учитель:
Сегодня на уроке мы познакомимся с музыкальными инструментами, которые  придумал и сделал русский народ. О каких музыкальных инструментах мы будем говорить на уроке. (Дети высказывают свои предположения.)

Учитель: Да, мы будем говорить о русских народных музыкальных инструментах. Прочитаем вместе тему урока. (Дети вместе с учителем читают тему, вывешенную на доске.) Вы сделали правельный вывод. Эти музыкальные интрументы называют русскими народными потому, что их придумал и сделал  русский народ.
4. Работа по теме урока.
Знакомство с балалайкой.
Учитель: Посмотрите, это балалайка. Давайте вместе произнесём это слово. (Проводится работа над словом.).
Учитель: Ребята, рассмотрите балалайку. Как вы думаете, из чего делают балалайку?
Дети: Балалайку делают из дерева.
Учитель: На что похожа балалайка: на круг; на треугольник; на квадрат?
Дети: Балалайка похожа на треугольник.
Учитель: А сейчас сосчитаем, сколько струн на балалайке. (Дети считают количество струн на балалайке.)
Дети: На балалайке три струны.
Учитель: Кто из вас знает, как играют на балалайке?
Дети показывают, как играют на балалайке.
Учитель: Сейчас я вам покажу, как играют на балалайке. ( Учитель показывает и объясняет  как играют на балалайке.) Попробуем вместе поиграть на балалайке. Будем ударять указательным пальцем по всем струнам. (Дети имитируют игру на балалайке.)
Учитель: Музыканта, который играет на балалайке, называют балалаечником. Произнесём это слово вместе.
Учитель: Сейчас мы послушаем русскую народную песню «Камаринская» в исполнении на балалайке.

Слушание русской народной песни «Камаринская» в исполнении на балалайке.

Учитель: Однажды великий русский композитор П. И. Чайковский услышал эту песню. Её напев так понравился Петру Ильичу, что он записал его и обработал для фортепиано.
 

Слушание «Камаринской» П. И. Чайковского.

Учитель: На каком инструменте исполнялось прослушанное произведение?
Дети: Камаринская звучала в исполнении на фортепиано.
Учитель: Какое исполнение (на балалайке или на фортепиано) понравилось больше и почему?
Дети отвечают. 
Учитель:
Подумайте и скажите, какой характер  у этой музыки?
Дети отвечают.
Учитель:
Действительно, музыка многих народных песен носит весёлый танцевальный характер. Слушаешь такую пьесу, а ноги сами просятся в пляс. Попробуем станцевать русскую пляска под песню «Во саду ли в огороде» Импровизация  движений русской пляски под музыку песни «Во саду ли в огороде».
Учитель: Ребята, сейчас мы послушаем ещё одну русскую народную песню.. После прослушивания постарайтесь ответить, как называется эта песня.
 

Просмотр видеозаписи исполнения русской народной песни «Во саду ли, в огороде» на баяне.
 

Дети: Звучала русская народная песня «Во саду ли, в огороде».
Учитель: Правильно. Это звучала русская народная песня «Во саду ли в огороде». Я исполняла эту песню на баяне.
Знакомство с баяном.
Учитель: Посмотрите, это баян. Давайте вместе произнесём это слово. (Проводится работа над словом.).
Учитель: Ребята, рассмотрите баян. Как вы думаете, из чего сделан баян?
Дети: Баян сделан из дерева, металла.
Учитель: У баяна есть клавиши, на которые нажимает музыкант.
Музыканта, играющего на баяне, называют баянист. Произнесём это слово вместе.
Учитель: Вспомните, в какой русской народной песне повествуется о том, как из одного дерева изготовили несколько музыкальных инструментов? Дети: Это русская народная песня «Во поле берёза стояла».
Учитель: Послушайте эту песню в исполнении оркестра русских народных инструментов. Во время прослушивания будем сопровождать звучание музыки движениям: мальчики имитируют игру на баянах (как бы разводят руками меха). Мальчики, покажите, как вы будете «играть» на баяне. А девочки будут подражать игре на балалайках. Девочки, покажите, как вы будете «играть» на балалайках. Каждая группа вступает тогда, когда слышит звучание «своих» инструментов. При звучании оркестра в целом «играют» все ребята. Ребята, покажите, как вы будете одновременно «играть» на баянах и балалайках. Сядьте красиво, как настоящие музыканты и слушайте музыку очень внимательно.
 

Слушание русской народной песни «Во поле берёза стояла» в исполнении оркестра русских народных инструментов и импровизация движений имитирующих игру на балалайке и баяне.

Учитель: У вас получилась замечательная импровизация. Действительно, в какой-то момент показалось, что вы являетесь музыкантами оркестра русских народных инструментов.
Дыхательные упражнения, распевание.
(Дети выполняют под руководством учителя дыхательное упражнение «Воздушный шар», упражнение на развитие регистров голоса «Морской прибой», упражнение для развития интонации I-II-III  ступеней мажорного звукоряда, упражнение «Солнышко и тучка» на различение мажора и минора.)
Учитель: Что же это? Отгадай-ка,
                  Это наша …?
Дети: Балалайка.


Исполнение и импровизация песни В. Агафонникова «Балалайка».

4. Обобщение и систематизация знаний.
Учитель:
С какими музыкальными инструментами мы сегодня познакомились?
Дети: Мы познакомились с балалайкой и баяном.
Учитель: Почему балалайку и баян называют русскими народными инструментами?
Дети: Потому что их сделал (придумал) русский народ.
Учитель: Как называют музыканта, который играет на балалайке?
Дети: Его называют балалаечник.
Учитель: Как называют музыканта, который играет на баяне?
Дети: Его называют баянист.
Учитель: …, тебе  понравилась музыка, которую мы слушали сегодня  на уроке в исполнении на русских народных инструментах?
Дети отвечают.
Учитель:
Что мы делали сегодня на уроке?
Дети: Сегодня на уроке мы говорили о русских народных инструментах: балалайке, баяне. Слушали весёлую музыку, пели песню о балалайке, танцевали русскую пляску, изображали игру на балалайке и баяне.
Учитель: Вам было интересно на уроке?
Дети: Нам было интересно на уроке.
5. Итог урока.
Учитель: Все сегодня занимались,
                  Каждый, каждый-молодец.
                  А теперь пора прощаться,
                  Уроку наступил конец.
Вот и завершилась наша очередная экскурсия по Государственному центральному музею музыкальной культуры им. М. И. Глинки.
Нам пора прощаться.  (Дети отвечают на музыкальное прощание учителя, пропевают «До свидания», сопровождая пение ручными знаками
 


»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн