Online video hd

Смотреть фильмы бесплатно

Официальный сайт forexnw 24/7/365

Смотреть видео бесплатно

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Дифференцированный подход в обучении на уроках физики

Фото пользователя Светлана Николаевна Шемонаева
Submitted by Светлана Николаевна Шемонаева on чт, 20/05/2010 - 15:00

Физику изучает каждый ученик независимо от его наклонностей и увлечений. Физико-математическое образование - важный компонент образования человека, в какой бы области он ни работал. Формирование умственных способностей требует изучения начал всех основных наук.

  Дифференциация обучения является необычайно сложной задачей потому, что учащиеся различаются не только наклонностями, предрасположенностью к лучшему восприятию абстрактного или конкретно-образного материала, но и знаниями, умственным развитием, работоспособностью, памятью. При ориентации на среднего ученика замедляется темп работы ученика с высоким умственным развитием, быстрой реакцией, направленным вниманием. В еще худшие условия мы ставим при этом слабых учащихся, которые не могут воспринять материал, не рассчитанный на их способности и подготовку.

Разрыв в способностях наиболее сильных и слабых учеников класса к началу изучения физики может быть очень велик. Тем не менее проблема дифференцированного подхода к учащимся разрешима. Для старших классов она частично решается существованием факультативов, индивудуально-групповые занятия, элективные курсы. Практика преподования физики в школе привела к выводу о целесообразности разделения учащихся класса на группы. К первой группе относятся учащиеся с низкой успеваемостью, неуверенные в своих знаниях, не умеющие их применять. Ко второй группе относятся учащиеся со средней и хорошей успеваемостью, способные осмыслить связи между понятиями и обладающие навыком самостоятельной работы. В третью группу входят учащиеся, умеющие обобщать, выделять главное, отыскивать нешаблонные решения, сочетающие знание теории с умением применять ее в решении практических задач. Учащиеся оказываются в той или иной группе не в результате каких - либо тестов, они сами выбирают для себя посильный набор заданий. Учитель должен проявить известный такт при ознакомлении учащихся с такой формой работы. В процессе учащиеся могут перейти из одной группы в другую.    


»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Татьяна Дмитриевна Максимова

На: Дифференцированный подход в обучении на уроках физики


Уважаемая, Светлана Николаевна! С интересом познакомилась с вашим опытом организации дифференцированного подхода в обучении школьников. Как практически реализуется данный подход в ходе классно-урочной деятельности и внеклассной работе, предусмотрены ли в учебном плане вашей школы индивидуальные занятия, элективные курсы, факультативы?

Спасибо, Татьяна Дмитриевна.




Фото пользователя Светлана Николаевна Шемонаева

На: Дифференцированный подход в обучении на уроках физики


Уважаемая Татьяна Дмитриевна, спасибо Вам за то, что нашли время просмотреть мой блог. В нашей школе я веду элективный курс по физике в 9 классе по теме: "Загадочный мир света". Данный курс выбрали сами ученики. Мы с ними проводим семинарские занятия, прослушиваем сообщения приготовленные учениками. На итоговом занятии учащиеся представляют свои работы: презентации, выполненные в группе из 3-4 человек( темы они получают на первом занятии), доклады или буклеты. Форму защиты ученики выбирают самостоятельно. В 11 классе в этом году вела индивидуально-групповые занятия по теме: "Физика и мы (физика человеческого организма)". Ученики данного класса также с помощью Интернет-ресурсов готовили сообщения, доклады, презентации. К 65-летию Победы мы совместно с учащимися 9-11 классов в актовом зале нашей школы провели внеклассное мероприятие "Творцы оружия победы",    ученики данных классов представили свои презентации. Более подробно Вы можете ознакомиться с данным материалом, представленным в третьем туре.




Фото пользователя Светлана Николаевна Шемонаева

На: Дифференцированный подход в обучении на уроках физики


Представлять накопленные человеком знания об окружающем мире в учебном процессе возможно разными способами. Наиболее устоявшийся из них - дифференциация знания по относительно независимым областям - математики, физики, химии, биологии, истории и т.д. Целый ряд физических сведений получают учащиеся на уроках биологии, географии, природоведения, истории за счет собственных наблюдений за растительным миром, природными явлениями. Это дает возможность разнообразить уроки, сделать их увлекательными, интересными. Активизировать деятельность учащихся, развивать в них творческие возможности, логическое мышление позволяют задачи, имеющие связь с дисциплинами естественно-научного, исторического, гуманитарного цикла. Поэтому введение  в учебный процесс иллюстративных сведений по истории, литературе дает возможность учителю физики больше связать предмет с важными аспектами жизни природы, с деятельностью человека, с историей. При проведении уроков и внеклассных мероприятий я использую книгу А.И.Семке "Нестандартные задачи по физике", а также пособие по физике С.В.Тихомировой "Физика в пословицах и поговорках, стихах и прозе, сказках и анекдотах". Привлечение материала названных книг служит развитию у ребят творческих способностей, умению наблюдать, формирует умения работать с дополнительной литературой, применять знания для объяснения явлений, наблюдаемых в природе, в окружающей жизни.




Фото пользователя Светлана Николаевна Шемонаева

На: Дифференцированный подход в обучении на уроках физики


Дифференцированный подход в обучении физики я использую также при проведении внеклассных мероприятий по предмету. Во внеурочной работе складываются благоприятные условия для привлечения разнообразных форм занимательной физики. На уроке занимательные средства активизируют мыслительную деятельность школьников, оживляют изучение материала и способствуют его закреплению. Во внеклассной работе занимательные задания способствуют развитию исследовательского подхода к делу. Занимательность развивает интерес и любовь к физике, делает более жизнерадостной и энергичной деятельность учащихся, создает у детей радостное настроение.  Наибольший интерес и творчество учащиеся проявляют при составлении математических загадок, кроссвордов и викторин. Внеклассные мероприятия увеличивают интерес к учебе и знаниям, сплачивает коллектив. При проведении недели физики я провожу такие внеклассные мероприятия, как "Поле чудес"( которое провела в канун праздника, посвященного Дню космонавтики), "Счастливый случай" ( "По памятным местам"), "Звездный час" ( Великие физики).




Фото пользователя Светлана Николаевна Шемонаева

На: Дифференцированный подход в обучении на уроках физики


Дифференцированный подход можно применять на различных уроках. Урок - это гибкая форма организации обучения. Она содержит разнообразное содержание, в соответствии с которым применяются методы и приемы обучения. В своей практике использую применение нестандартных уроков. Эти уроки способствуют развитию инициативы, коммуникативных навыков, а также предполагают самостоятельный поиск средств и способов решения задач, связанными с реальными ситуациями в жизни. На таких уроках дети не списывают, не боятся получить плохих оценок, избавляются от закомплексованности. Ученикам нравятся нетрадиционные уроки за то, что они вносят в школьные будни разнообразие, создают в классе атмосферу праздника. Например,  вводный урок по физике в 7 классе "Будем знакомы - физика". Ученики 7класса только начинают изучать физику, поэтому надо их с первого урока заинтересовать предметом. Поэтому первый урок надо провести в игровой форме, деля класс на команды по 5-6 в каждой. Начать с простого-загадок и постепенно усложнять элементы игры, привлекая не только то, что они знают, но и вводить новый материал. Также нетрадиционные уроки можно применять при повторении и систематизации изученного материала в 7-11 классах в конце пройденной темы или раздела, в виде урока - путешествия по станциям. В своей практике использую уроки-соревнования, уроки-КВНы, уроки -викторины, уроки - конкурсы, уроки - устный журнал.  




Фото пользователя Светлана Николаевна Шемонаева

На: Дифференцированный подход в обучении на уроках физики


Продолжая свою тему о дифференцированном подходе, хочется  сказать, что данный подход может быть реализован с использованием современных информационных технологий и проектов. Для этого нужно формулировать тему проекта   с учетом индивидуальных интересов и возможностей ребенка, поощряя его к творческому труду. Учащийся имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, самостоятельно выбирая форму представления материала, способ и последовательность изложения. Но для этого необходимо выполнить всего одно условие: определить уровень сформированности учебно-познавательной компетентности - базовый, продуктивный и продвинутый. В результате проделанной работы и в соответствии с уровнем сформированности   учебно-познавательной  компетентности, интересами и индивидуальными особенностями каждому предоставляется выбрать вид проекта: для продвинутого уровня- учащиеся могут самостоятельно перерабатывать источники информации и использовать методы теоретического и экспериментального исследования. Для учащихся базового уровня предложить написать информационный проект или работать над проектом в составе группы, где каждому отводится определенная роль. Метод уровневой дифференцации не привязывает жестко вид проектной работы к возрасту учащегося. Его цель подвигнуть учащихся к проведению научно-исследовательских работ. Информационный проект может быть успешно осуществлен и 7 кл и 11 классником, но уровень самостоятельности будет отличаться. Тот опыт, который приобретают учащиеся, осваивая азы проектно-исследовательской деятельности в школе, поможет им при дальнейшем получении образования в любом учебном заведении. На базовом уровне можно предложить темы следующих проектов: в 7 классе "Роль силы трения в повседневной жизни", "История изобретения первого самолета,  мотоцикла", "Рычаги в повседневной жизни и технике". В 8 классе "История изобретения электрического освещения", а на продвинутом уровне "Влияние излучения компьютера на растения".




Фото пользователя Елена Владимировна Костяева

На: Дифференцированный подход в обучении на уроках физики


 

 

Уважаемая Светлана Николаевна! Тема Вашего блога весьма актуальна. Дифференцированный подход к учащимся позволяет каждому ребенку работать в индивидуальном темпе, в своей зоне развития, что обеспечивает чувство психологической комфортности для каждого ребенка, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительную мотивацию учения.
В настоящее время использую в своей практике на уроках химии  дифференциацию заданий по объему и уровню сложности. Это как самостоятельные, проверочные, контрольные работы на уроках, так и домашние задания. Практика применения дифференцированных заданий показывает, что систематичность и преемственность применения дают положительные результаты.



Фото пользователя Светлана Николаевна Шемонаева

На: Дифференцированный подход в обучении на уроках физики


Уважаемая Елена Владимировна, я согласна с Вами, что применение дифференцированного подхода в обучении не только физики, но и остальных предметов дает положительные результаты. Дифференцированный подход для учащихся с низким уровнем учебных возможностей  создает формирование коррекции мотивационных установок на учебную деятельность, развитие навыков умственного труда, произвольного внимания и восприятия, создание условий, позволяющих усвоить базовые знания. Для среднего уровня - развитие познавательных  процессов в соответствии с возрастной нормой, в соответствии с программой и создание условий для перехода на более высокий уровень. Для высокого уровня - интеллектуальное развитие личности, самостоятельности и нестандартности мышления, формирование потребности в самостоятельной познавательной деятельности. Подбор и составление дидактического материала, практические и исследовательские задания, которые составлены с разной степенью сложности дают возможность ученику выбирать задания не только по интересам, но и задания соотвествующие его уровню.  Желающим улучшить оценку предлагаю выполнить индивидуальные тематические задания. При выполнении заданий ученики не только повторяют и закрепляют теоретические знания, развивают математические навыки, получают дополнительную информацию, учатся оценивать реальность полученного результата. Оригинальные, оценочные и экспериментальные задачи с шуточным содержанием позволяют снять напряжение и организовать учащихся на решение творческих задач, расширяя их кругозор. Например, в 8 классе по теме "Электричество" -- Учитель спрашивает ученика: "Скажи, ты Петя знаешь разницу между молнией и электричеством? -- Да, молния -это бесплатное электричество". Так ли это? Оцените, сколько может "стоить" молния ( ее энергию считайте равной 109 Дж).  В 7 классе по теме "Архимедова сила, условие плавание тел"   ----Бутылка с водой плотно закрыта пробкой, а внутри нее есть маленький пузырек воздуха. В какую погоду ( теплую или прохладную) этот пузырек будет иметь большие размеры? ---- или --- "Карлсон поднимался равномерно из окна Малыша к себе на крышу. Это было в тот день, когда его угостили вареньем. Он затратил на подъем на 21 сек больше, чем обычно. Определите массу съеденного варенья, если мощность моторчика всегда равна 14 Вт, а высота подъема 10 м?"     Можно придумать такие вопросы врасплох :    Какое мороженое дольше не растает, то которое лежит в комнате на блюдце или то, которое лежит под струей?   ---- Священники древнегреческого храма в панике: Рука Будды, изготовленная из золота, за десятки лет заметно похудела. Куда делось золото.----  Можно с помощью данного подхода осуществлять также межпредметные связи с метематикой, химией, информатикой,биологией. 




Фото пользователя Марина Валентиновна Щербинина

На: Дифференцированный подход в обучении на уроках физики


Актуальная тема, дифферинцированный подход просто необходим на уроках. Конечно, мы обучаем разных детей и найти, ту изюминку которая интересна ребенку, является главным достоинством учмителя. Мне очень понравились Ваши примеры с использованием вопросов врасплох. С Вашего разрешения некоторые использую на ближайших уроках.

Спасибо за интересные и познавательные комментарии.

Хотелось бы сказать еще о разноуровневых заданиях, находят ли они место в Вашей работе. Вы знаете дети не всегда способны оценить адекватно уровень знаний, поэтому я использую не 3 варианта трудности , а в основном 4 и каждый вариант имеет возможность "роста".

С уваженим, Щербинина М.В.




Фото пользователя Светлана Николаевна Шемонаева

На: Дифференцированный подход в обучении на уроках физики


                                                                                 Очень хорошо помогать своим ученикам и направлять их на верный путь. Но все это

       нужно делать очень осторожно, нужно это делать так, чтобы ученик не заметил помощи и подсказки и верил, что все это он сделал сам.

Ф. Нейман.

В своей практике использую разноуровневые задания. И полностью с Вами, Марина Валентиновна, согласна, что дети не всегда способны оценить адекватно свой уровень знаний. При составлении заданий для самостоятельной, проверочной и контрольных работ я пользуюсь следующими сборниками: " Физика (дидактические материалы), в него входят тесты для самоконтроля, самостоятельные работы, разноуровневые контрольные работы, составленные А.Е.Марон, Е.А. Марон для 7-11 классов. Дидактические материалы, которые предназначены для организации дифференцированной самостоятельной и контрольной работы учащихся на уроках физики в 9-11 под редакцией Л.А.Кирик.  Кроме того очень много тестовых заданий, в которых используется дифференциация при решении задач. И тоже, как и Вы, в своей практике использую не 3, а 4 варианта трудности.  Такие задания, включенные в общую систему организации активной учебно-познавательной деятельности учащихся, позволяют сформировать такие важные качества личности, как активность, самостоятельность и самооценку учебных достижений. Выписывая газету "Физика" (приложение к первому сентября), использую  многоуровневые задачи на элементы классической механики (10 класс) №23, 09г.  

 




Фото пользователя Ирина Михайловна Скворцова

На: Дифференцированный подход в обучении на уроках физики


Подход замечательный, но как его осуществить в реальности? Если обучаешь за один рабочий день 150 человек?

sawelij




Фото пользователя Светлана Николаевна Шемонаева

На: Дифференцированный подход в обучении на уроках физики


Уважаемая Ирина Михайловна, существует много разных способов для осуществления дифференциации обучения. Трудно лишь начать, но как Вы знаете легких путей не бывает. И не сразу к Вам приходит столько человек на урок. Дифференцированный подход является основой индивидуально - ориентированной системы обучения, позволяющий учитывать индивидуальные особенности ученика, создавать условия для преодоления и развития его потенциальных возможностей. При изучении физики к уровню подготовки учащихся предъявляются требования: освоение методов научного познания, владение определенной системой физических законов и понятий, умение воспринимать и перерабатывать учебную информацию, владеть понятиями и представлениями физики, связанной с жизнью человека. В основу личностно- ориентированного подхода положено развитие личности, которая может развиваться в условиях деятельности. Важное значение имеют способы деятельности, разработка дидактических  материалов, применение передовых инновационных технологий. Дифференциацию можно разделить: на внутреннюю (создание групп внутри класса); неявную - это форма работы со всем классом, но на различных этапах урока с группой учащихся; внешнюю для учащихся 10-11 классах ( так как существуют различные профили). Учебные группы можно создавать по различным критериям: 1) по степени обученности; 2) по уровню знаний; 3) по умственному развитию; 4) по интересу к изучению предмета. К критериям дифференцированного обучения относятся: эффективность, обучаемость, творческое отношение к учению и развитие способностей. Для работы создаю разноуровневые задания, которые различаются по объему, содержанию, степени сложности, методам и приемам выполнения. Приемы дифференцированного обучения можно использовать на разных типах уроков. Например, при изучении учебного материала в старших классах можно использовать прием: 1) разделить классы на группы ( в зависимости от объема учебного материала 5-6 групп),  2) дать задание, которое готовит каждая группа ( в группе, в зависимости от наполняемости класса от 3 до 5 человек). В группе назначаю старшего, который помогает приготовить материал более слабым учащимся.   Например, в 9 классе можно дать тему: "Ядерный реактор", в 10 классе "Применение диодов, транзисторов", в 11 классе "Изучение трансформатора" и "Передача и использование электрической энергии", "Изобретение радио" и т.д. Заранее у уроку необходимо приготовить соответствующие таблицы, можно использовать дополнительную литературу, приборы, DVD-фильмы. В течение первой половины урока группы изучают литературу, отбирают нужный материал  и готовят ответ. Вторая часть урока - выступления и обсуждения и при этом часть главного материала надо занести в тетрадь. При такой форме проведения урока учащиеся заняты продуктивным умственным трудом, так как готовят самостоятельно и при поддержке старшего группы. А главное, в меру своих способностей и возможностей. Можно и усложнить: пусть слабые и средние группы класса готовят новый материал, а наиболее подготовленные получают задание - используя дополнительную литературу приготовить сообщение. Дифференцированный подход можно применить и при выполнении лабораторных работ. Пусть учащиеся со слабой и средней подготовкой выполняют работу по инструкции, а более подготовленным ученикам дать творческое задание. При изучении "Силы трения" в 7 классе, сильным предложить зависит ли сила трения от массы, от площади поверхности, как зависит от шероховатости поверхности. В 8 классе предложить разделить по степени сложности лабораторные работы по теплопередаче, по электричеству, по оптике ( см "Фронтальные экспериментальные задания по физике" .Авторы В.А.Буров, С.Ф. Кабанов и В.И. Свиридов).   И еще один пример: дифференцированный подход можно применить при решении задач. Так как при обучении физике в 7 классе я сталкиваюсь с проблемой решения задач на движение, хотя подобные задачи ученики начинают решать еще в начальной школе. Трудно им бывает  и при оформлении задачи и при применении расчетных формул. Поэтому в 7-8 классе мы используем карточки, при помощи которых ученики могут самостоятельно моделировать формулы, затем применить их при решении задач. Задачи также составлять разноуровневые, рассчитанные на ученика разной группы. Для этого требуется много времени. Наконец, домашние задания тоже давать дифференцированно, а уровень пусть выбирает себе ученик самостоятельно. Это позволит ему работать целеустремленно и заинтересованно. 




Фото пользователя Елена Николаевна Провкина

На: Дифференцированный подход в обучении на уроках физики


Уважаемая Светлана Николаевна! Я полностью с Вами согласна, что дифференцированный подход просто необходим при обучении, но  не только физике, но и другим предметам. Ведь  под разноуровневым обучением понимается такая организация учебно-воспитательного процесса, при которой КАЖДЫЙ ученик имеет возможность овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне, но  не ниже базового, в зависимости от ЕГО способностей,  индивидуальных особенностей личности, при которой за критерий оценки деятельности ученика принимаются его УСИЛИЯ по овладению этим материалом, творческому его применению. Дифференциация делает работу  учителя более кропотливой и ёмкой (регулярный подбор заданий для учащихся разного уровня), зато дети после урока уходят очень довольные, осознавая,  что каждый смог  справиться со своим заданием и не оказался хуже других. 




Фото пользователя Светлана Николаевна Шемонаева

На: Дифференцированный подход в обучении на уроках физики


Уважаемая Елена Николаевна! Да, действительно, дифференцируемый подход требует много времени на подборку теоретических задач, задач качественного характера, экспериментальных задач. Но не только задач, так как дифференцируемый подход необходимо осуществлять на всех этапах урока физики.

Так, при объяснении учебного материала учитель может широко опираться на инициативу и возможности хорошо успевающих учеников при организации бесед, направленных на активное усвоение нового материала, при разрешении создаваемых в ходе урока проблемных ситуаций.

Но большие возможности для учета особенностей наиболее подготовленных школьников открываются перед учителем при организации самостоятельной работы в ходе урочных и внеклассных занятий, при определении объема и характера домашних заданий, при проведении контрольных работ. Кроме того, желательно подбирать упражнения, которые используются в самостоятельных и контрольных работах, в нескольких вариантах, начиная от простого к сложному. Таким образом составленные задания позволят любому ученику выполнить тот объем работы, с которым он может справиться сам. Например,  составление тестовых заданий по темам. Они дают возможность выполнять их различным группам учащихся, так как тестовые задания по строению содержат и простые вопросы, требующие выбора варианта ответа и задания, на которые ученик должен сам дать ответ.

  При задании домашней работы по физике хорошо успевающим ученикам можно предлагать составлять задачи, например в 7 классе ( да и не только в 7, можно в 8-9 классах) , на расчет пути и времени движения, используя таблицу скоростей. Аналогичные задания можно выполнять по теме: Плотность вещества, давление, работа и мощность и т. д. Можно предложить рассмотрение предназначенных для дополнительного чтения параграфов, подготовку обзорных сообщений о новостях науки и техники. Подготовить сообщение или доклад по темам, предложенные учителем. В старших классах можно по некоторым темам, на которые отводятся мало учебных часов, приготовить учащимся презентацию. 

Таким образом, при таком подходе к дифференциации обучения можно назвать следующие педагогические достоинства, которые она открывает:

1) повышается мотивация обучения; 2) создаются возможности для развития творческой, целенаправленной личности, осознающей конкретную цель и задачи обучения; 3) выстраивается дидактическая подсистема системы обучения, наиболее приемлемая и эффективная для каждого ученика; 4) достигается действительные, а не мнимые результаты обучения.  



Конкурс "IT-учитель"

Смотреть онлайн бесплатно

Онлайн видео бесплатно