Submitted by Рашид Рафаильевич Рахманкулов on чт, 20/05/2010 - 15:46
I. Организация урока (сообщение темы, цели урока) (слайд № 1)
II. Повторение
1.Выполнить тест «Вставь пропущенное слово» ( слайд № 2)
2. Взаимопроверка (слайд №3)
III. Изучение новой темы
Глубины вод, простор небес
Пустыня, горы, степь и лес-
В каком краю не окажись
Везде кипит упрямо жизнь
И здесь у каждого свой вкус,
Кому в песок, кому под куст
И каждый выберет себе
Соседей в жизни и судьбе.
( слайд № 4)
Учитель Всюду, где бы мы с вами не находились, нас окружает мир живых организмов. Живые организмы в природных сообществах связаны между собой тысячами невидимых на первый взгляд связей. Условно эти отношения можно разделить на 4 группы. ( слайд №5)
И сейчас мы с вами дадим более подробную характеристику этим типам взаимоотношений.
1. Взаимовыгодные отношения, при которых организмы получают обоюдную пользу от этих отношений.
Сообщение учащейся (опережающее задание) (слайд №6)
А) Мутуализм- взаимовыгодные отношения, при которых присутствие одного из них является крайне желательным .(слайд № 7)
Б) Симбиоз – взаимоотношения, при которых живые организмы получают обоюдную выгоду и не могут жить друг без друга . ( слайд №8)
2.Полезнонейтральные- тип взаимоотношений, при которых выгоду получают только одна из сторон, но вреда другой стороне не приносит. К таким отношениям относится комменсализм. (слайд № 9)
3.Полезновредные – тип взаимоотношений, при которых один организм получает пользу, а другой вред (хищничество и паразитизм), наиболее широко распространенные в природе. (слайд №10,11)
4. К взаимовредным отношениям относится конкуренция ( от латинского сталкиваться) ( слайд № 12)
Игра « Составь пару» ( физкультминутка)
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Составь пару», каждый из вас превратится в организм. Я раздаю им шапочки с названием разных организмов. Учащиеся должны найти себе пару, чтобы составить определенный тип взаимоотнощений, который может возникнуть между двумя организмами и назвать этот тип взаимоотношений.
IV. Закрепление
1.Заполнить таблицу , используя примеры организмов из параграфа учебника (работа с учебником) ( слайд № 13)
2. Отгадай загадки (определить тип взаимоотношений) ( слайд № 14)
3. Что сегодня мы узнали на уроке? (слайд № 15)
4.Какое значение имеют различные типы взаимоотношений между организмами в природном сообществе?
Разнообразие взаимоотношений между организмами (на доске запись)
Регулирует численность организмов
Сохранению устойчивости экосистемы
Устойчивые экосистемы- основное условие устойчивости жизни на Земле
V. Домашнее задание: §45, кроссворд, рисунки. ( слайд №16)